Действительно ли менеджеры и лидеры делают разные вещи?

Бизнесмены и теоретики бизнеса любят проводить различия между менеджментом и лидерством. Они говорят нам, что "менеджеры делают вещи правильно; лидеры делают правильные вещи" и "менеджмент - это администрирование, а лидерство - это инновации".

Менеджмент, как нам кажется, это то, что мы должны делать, а лидерство - это то, что мы хотим делать.

Эту головоломку описывают многие из нас, но так ли это на самом деле? Являются ли лидерство и управление принципиально разными ролями на практике? Или они просто требуют от нас сосредоточиться на разных вещах?

Недавно у меня была возможность поразмышлять на эту тему с разных точек зрения в рамках магистерской программы "Человеческие аспекты организаций" в Техасском университете в Остине. Мой 34-летний опыт работы в многонациональных организациях и мои исследования заставили меня задаться вопросом: действительно ли существует разница между лидерством и менеджментом в начале 21 века? И если есть, то в чем она заключается?

Я изучил восемь лидеров, которые пришли из бизнеса, правительства и спорта первого дивизиона NCAA. В совокупности они имеют 197 лет профессионального опыта и 139 лет провели на руководящих или управленческих должностях. Я использовал технику полуструктурированного интервью, в котором отдельно рассматривались вопросы лидерства и управления. После беседы я провела текстовый анализ стенограмм, используя концепцию концепций, поведения и деятельности руководства и менеджмента.

Все участники интервью на прямой вопрос в конце беседы ответили, что руководство отличается от менеджмента. Участники отвечали с разной степенью акцента - от "они разные" до "абсолютно разные", - но они четко выразили мысль о том, что лидерство и управление - это отдельные, разные понятия.

Однако эти беседы также выявили более тонкие различия в понимании участниками фактического, перформативного различия между лидерством и управлением. Например, участники интервью часто упоминали характер лидера и положительное влияние, которое его характер и поведение могут оказывать на последователей. Говоря об управлении, они фокусировались на поведении руководителя с точки зрения целей эффективного выполнения работы и успешного достижения результатов. Более того, поведение руководства в основном сосредоточено на руководителе: завоевание доверия, подотчетность, оптимизм, видимость, признание и вознаграждение. Лидерское поведение сосредоточено на персонале: доверять людям, вовлекать людей, мотивировать и поощрять их.

Отношение к делегированию и развитию делает это различие еще более четким. "Менеджеры" делегируют полномочия в основном как способ повышения эффективности; "лидеры" делегируют полномочия как способ расширения возможностей подчиненных. Опрошенные также упомянули больше моделей поведения, которые лидеры предпринимали для развития своих сотрудников - всего 14 моделей поведения. Для менеджеров таких моделей поведения оказалось всего пять, что позволило мне сделать вывод о том, что развитие сотрудников считается более важным для работы "лидера". Эти пять моделей поведения направлены на развитие способностей сотрудников и слаженности команды для достижения рабочих целей. В отличие от этого, 14 моделей лидерского поведения, описанных участниками, сосредоточены на развитии персонала на благо команды.

Даже говоря о собственном самосовершенствовании, "менеджеры" считают, что они больше сосредоточены на себе и на результатах, в то время как "лидеры" больше сосредоточены на других. В частности, менеджеры были описаны как сосредоточенные на автодидактическом совершенствовании (т.е. практикующие терпение, занимающиеся самоанализом, имеющие реалистичные ожидания), тогда как лидеры были описаны как обучающиеся у других людей (например, через получение обратной связи или наличие наставников).

Эти беседы прояснили для меня, что мы думаем о менеджерах, имеющих иной фокус внимания, чем о лидерах. И все же это различие значительно стирается, когда мы смотрим на повседневную деятельность этих ответственных людей. Большинство описанных видов деятельности были очень похожи или даже идентичны: делегирование полномочий, обучение, мотивация и т.д.

Так отличаются ли лидерство и управление на практике?

Я бы предположил, что они не так уж сильно отличаются с точки зрения того, как они на самом деле реализуются в организациях. Определенное поведение и деятельность являются общими для эффективной демонстрации как лидерства, так и менеджмента. Решающее различие - возможно, единственное различие - заключается в фокусе внимания того, кто их осуществляет. Сосредоточьтесь больше на людях, и вы продемонстрируете лидерство, больше на результатах, и вы будете осуществлять управление; но то, что вы на самом деле делаете, может не сильно отличаться.

Об авторе

Джон О'Лири более 30 лет наблюдал и практиковал лидерство и управление в энергетической отрасли. Его интересы сосредоточены на развитии лидерских качеств и их эффективном использовании в крупных организациях.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • Hbr.org
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться