Может ли обучение тому, как по-другому взаимодействовать со своим телом, помочь справиться с симптомами переутомления? Исследование двух групп людей, прошедших курс подготовки преподавателей йоги, показало, что обучение "отпусканию" во время тренинга помогло участникам сделать то же самое в их рабочей жизни. Более того, это "третье пространство" обучения с другими людьми обеспечило столь необходимое пространство для распаковки и преодоления вредных норм работы. Урок: ищите сообщества за пределами работы и дома, которые противостоят тенденциям чрезмерного стремления и всеохватывающего рабочего графика, а также помогают осознать свое тело.
Если в жизни Бьянки и была одна постоянная тема, то это постоянное стремление соответствовать ожиданиям других. Она стала бухгалтером, потому что ее дедушка сказал ей, что это хорошая работа. На работе Бьянка (это не настоящее имя) также заставляла себя соответствовать чужим идеалам. "Они платили мне достаточно хорошо, чтобы я могла получить кровь из камня. Я позволила своей компании засосать меня в эту дыру". Годы работы во имя чужих идеалов в конце концов сказались на психическом и физическом здоровье Бьянки. "Руководство было безжалостным", - поделилась она. "Дошло до того, что не было баланса между работой и личной жизнью, я приходила домой, работала всю ночь, кричала на своих детей... стресс просто просачивался в мою семейную жизнь. В итоге у меня начались проблемы с тревогой. Мое здоровье пошло под откос"."
История Бьянки о чрезмерной занятости может показаться знакомой. Десятилетия исследований показывают, что на рабочих местах часто действуют нормы "идеального работника", которые вознаграждают сотрудников за то, что они всегда готовы, хотят и могут работать. Чтобы справиться с этими требованиями, некоторые работники усваивают их и живут в соответствии с мантрой "много работай, много играй" - то есть, они ценят перегрузки на работе и вне работы как средство достижения "баланса", заставляя себя работать в обеих сферах. Другие сохраняют готовность к перегрузкам в течение недели, если только они могут использовать выходные для восстановления сил. Тем не менее, к понедельнику обе группы снова оказываются втянутыми в одну и ту же рабочую суматоху. Со временем следование нормам идеального работника может привести к разрушению тела и психики.
В нашем исследовании мы изучаем уникальный способ, с помощью которого работники могут преодолеть образ идеального работника и разорвать этот порочный круг перегрузок и восстановления сил: через общение с сообществом вне работы, которое помогает осознать телесную природу. В частности, мы изучаем, как люди ощущают, используют и выражают свое тело при выполнении различных рабочих и нерабочих задач - то, что называется "соматической вовлеченностью". "Самое главное, мы обнаружили, что люди могут научиться корректировать модели переутомления на работе и вне ее, научившись по-другому взаимодействовать со своим телом. Когда участники тренинга по подготовке преподавателей йоги научились понимать, что такое соматическое напряжение, они смогли понять, как и когда подобные ощущения возникают в других сферах их жизни. А когда они начали распознавать эти ощущения на работе, это заставило их усомниться в собственных моделях переутомления и противостоять им. Короче говоря, они начали рассматривать свое тело с позиции самопринятия, а не как инструмент для достижения максимальной производительности.
Мы получили эти знания с помощью методов этнографического исследования. В частности, каждая из нас поступила и участвовала в различных программах для преподавателей йоги, чтобы ответить на вопросы нашего исследования. Стефани имела опыт преподавания и практики йоги и была заинтересована в изучении того, как различные типы отношений формируют профессиональную идентичность. Карен также имела опыт занятий йогой и была заинтересована в том, как практика "ум-тело" влияет на работу. В соответствии с требованиями институциональных контрольных советов наших университетов, мы раскрыли свою двойную роль исследователя и участника на первой официальной сессии наших соответствующих учебных программ. Как и положено в этнографических исследованиях, мы участвовали во всех мероприятиях, которые ожидались от стажеров.
Чему научились участники на тренинге для преподавателей йоги
До того, как попасть на тренинг для преподавателей йоги, участники нашего исследования в основном принимали переутомление как данность и воспринимали свое тело как должное, рассматривая его как инструмент для поддержания работоспособности. Когда в работе возникали сбои, участники воспринимали эти переживания как разочарование или неудобство по сравнению с требованиями работы.
Многие из них изначально рассматривали тренинг для преподавателей йоги как возможность восстановить свое тело. Одна участница сказала: "Я шла на тренинг с мыслью: "Хорошо. Я разомну свое тело и буду чувствовать себя лучше". Другая участница записалась на тренинг, потому что посещала занятия йогой после работы как способ расслабиться и "всегда чувствовала себя хорошо после них". Другая участница решила записаться, когда ее брак столкнулся с трудностями, потому что ей "нужно было занять физическое и душевное пространство для себя".
В ходе нашего исследования участники (включая Бьянку) научились изменять то, как они задействуют свое тело в различных видах деятельности и условиях. Они также начали ставить под сомнение свои идеалы относительно переутомления, думать о нем как о проблеме, характерной для западных культур, и понимать переутомление как точку отличия от йогических верований. Один из участников отметил: "На Западе нас никогда не учат говорить, что ты "не можешь"... Моя мама убила бы меня. Мы должны делать все: быть футбольной мамой, матерью, другом". Это чувство перешло и в йогу, что привело к необходимости "толкать, толкать, толкать" через вызов и интенсивность, чтобы выполнить баланс рук или какую-то сложную, скрученную форму.
Читайте больше о переутомлении
Пандемия разоблачила ошибочность "идеального работника", Исследования показывают: долгие часы вредят людям и компаниям, Ваше выгорание уникально. Ваше восстановление тоже будет уникальным.
Со временем участники тренинга научились сканировать свое тело, осознавать телесные ощущения от переутомления, когда они держали сложную позу в йоге, и определять, где их тело чувствует напряжение и напряжение. Они учились замечать, когда и где они чувствуют себя "захваченными", и рассматривать возможности для "смягчения". Кроме того, формальные задания и поощрение со стороны старших тренеров побуждали стажеров "перенести с коврика" то, чему они учились в рамках программы йоги. В результате обмен личными историями о распознавании и корректировке склонности к переутомлению был нормальным и ожидаемым явлением, как часть поддержки стажеров в развитии друг друга. Еженедельные философские сессии часто начинались с обсуждения работы и личной жизни участников, в ходе которого они делились и обсуждали ключевые моменты, включая свои собственные модели поведения, связанные с переутомлением.
В конечном итоге участники признали свои сообщества йоги как источник поощрения и поддержки, который помог им определить и отреагировать на свои модели переутомления, будь то поощрение друг друга "отпустить", когда трудности с изучением санскритских терминов, запоминанием последовательностей йоги становились непосильными, или когда конкурентная динамика на работе становилась стрессовой.
Связь между работой и йогой
Важно, что наше исследование показало, что способность отслеживать и корректировать свое соматическое участие, чтобы остановить переутомление на тренинге по подготовке преподавателей йоги, была применима к жизни наших участников в более широком смысле. Теперь они могли поймать себя, сделать паузу и отступить от переутомления, снизив реактивность, сократив время работы и уменьшив физическое и умственное напряжение. Школьная учительница, которая осознала свою привычку чувствовать: "Я должна закончить, я должна закончить", отметила, что теперь она может распознать это чувство в своем теле и разуме и "сознательно отменить его". "Да, проект нужно завершить, - отметила она, - но нужно ли его завершать СЕЙЧАС?"
Финансовый директор пришла к пониманию того, что она становится очень напряженной, когда становится нетерпеливой по отношению к своим непосредственным подчиненным; когда это случалось, она училась делать паузу и дышать. Консультант по вопросам здоровья отметила, что она стала меньше реагировать на разочарования на работе; теперь она может "поймать" себя и "быть более разборчивой и делать больший выбор" в отношении своей реакции и последующих действий. В целом, соединение действия и осознания позволило участникам сделать паузу, разобраться в своих чувствах и более рефлексивно скорректировать свои модели поведения, связанные с переутомлением.
Кроме того, мы обнаружили, что к концу обучения йоге участники начали сомневаться в ценности того, что они вообще являются идеальными работниками. Им больше не нужно было быть "личностью типа А", "помешанным на контроле", тем, кто может делать все и всегда. Вместо этого они увидели в себе человека, который ставит на первое место собственные потребности. Например, в прошлом одна учительница гордилась тем, что никогда не брала отгулы на работе, независимо от самочувствия, и 20 лет не брала больничный. После обучения йоге она стала работать над тем, чтобы стать человеком, который "уважает свое тело" и берет отгулы, когда чувствует в них необходимость.
Участники почувствовали, что они все еще могут быть учителем, юристом или бухгалтером - но они могут быть бухгалтером, который также видит себя практикующим йогом, который обращает внимание на свои модели переутомления и корректирует их. Это может иметь положительные последствия не только для йогов. Например, менеджер по развитию смогла отказаться от постоянного управления своей командой; после этого она обнаружила, что ее непосредственным подчиненным стало легче вносить свой собственный вклад.
И наконец, наше исследование показало, что продолжение участия в сообществе йогов после окончания программы подготовки преподавателей укрепило его в качестве своего рода "третьего места" - то есть места вне работы и дома, которое помогало участникам противостоять переутомлению, расширять себя и вести более насыщенную жизнь. После окончания тренинга участники встречались за чашкой кофе, устраивали вечеринки с просмотром футбольных матчей в течение недели, делились информацией об уникальных возможностях для совместной практики (например, занятия на закате на досках) и даже приглашали друг друга на специальные рабочие мероприятия.
Для Бьянки постоянное участие в сообществе также обогатило ее семейную жизнь. "[Сообщество йоги] питает меня и помогает мне справляться с семьей. Я даже сказала своим детям: "Вы любите маму на йоге или без йоги?". И они такие: "На йоге! На йоге!"... Вот почему я продолжаю".
Хотя мы изучали тренинг для преподавателей йоги, наше исследование может быть применимо и к людям, которые регулярно участвуют в сообществах, занимающихся фитнесом, спортом или другими соматическими практиками. Но будьте осторожны: некоторые сообщества могут усиливать формы соматической активности, лежащие в основе переутомления. Такие занятия, как марафонский бег, CrossFit или даже силовая йога, могут быть менее эффективны для сдерживания норм переутомления, поскольку они усиливают те самые идеалы соперничества и перфекционизма, которые лежат в основе многих рабочих культур.
Поскольку люди все больше осознают отрицательные стороны норм идеального работника, нет недостатка в советах о том, как думать о переутомлении и управлять им. Наш совет немного отличается, но не менее эффективен: Ищите сообщества за пределами работы и дома, которые противостоят тенденциям чрезмерного стремления и всеохватывающего рабочего графика, и которые приносят осознание вашего тела. Это может показаться сложным; вы должны намеренно стремиться к развитию более устойчивого образа жизни. Но наши исследования показывают, что это вызов, который стоит принять.
Об авторе
Стефани Крири - доцент кафедры менеджмента и организационного поведения Уортонской школы Университета Пенсильвании. В своих исследованиях она изучает, как люди управляют множественной идентичностью, границами и включенностью в организации, преодолевая все связанные с этим трудности.
- Hbr.org
Поделиться