Что такое зловещая долина?

зловещая долина

зловещая долина — это термин, используемый для описания взаимосвязи между человекоподобным внешним видом роботизированного объекта и эмоциональным откликом, который он вызывает. В этом феномене люди испытывают чувство беспокойства или даже отвращения в ответ на гуманоидных роботов, которые очень реалистичны.

Андроиды, аватары и анимации стремятся к предельному реализму, но попадают в тревожную пропасть, получившую название сверхъестественное. долине. Они чрезвычайно реалистичны и реалистичны, но когда мы их рассматриваем, мы видим, что они не совсем человеческие. чувство беспокойства, странности, отвращения или жуткости.

Вы, вероятно, испытывали это чувство раньше — возможно, во время просмотра анимационного фильма CGI или игры в видеоигру. Анимированный человек может выглядеть почти реально, но эта небольшая пропасть между «почти человеческим» и «полностью человеческим» видом оставляет чувство дискомфорта или даже эн отвращение.

Это явление имеет значение для области робототехники и искусственного интеллекта. Устройства и онлайн-аватары, созданные для имитации человеческого прикосновения, могут в конечном итоге оттолкнуть людей, использующих такие инструменты.

Происхождение зловещей долины

Впервые это явление было придумано и описано японским робототехником Масахиро Мори в статье, опубликованной в 1970 году. Мори определил это явление как bukimi no tani gensho, что означает «долина жуткости». В 1978 году автор Ясия Рейхардт перевела термин «зловещая долина» в книге «Роботы: факты, вымысел и предсказание».

В своей работе Мори отметил, что люди находили его роботов более привлекательными, если они выглядят более человечными. Хотя люди находили его роботов тем более привлекательными, чем более человечными они казались, это работало только до определенного момента.

Когда роботы кажутся близкими, но не совсем людьми, люди, как правило, испытывают дискомфорт или даже отвращение. Попав в зловещую долину, люди чувствуют себя неловко, встревожены, а иногда и боятся.

«Я заметил, что, продвигаясь к цели сделать роботов похожими на людей, наша близость к ним возрастает, пока мы не приходим в долину, которую я называю сверхъестественной долиной», — объяснил Мори в своей основополагающей статье. по теме.

Мори использовал несколько примеров, чтобы прояснить эту мысль. Промышленный робот мало похож на человека и, следовательно, не вызывает симпатии у наблюдателей. С другой стороны, игрушечный робот больше похож на человека и, как правило, более привлекателен. Он отметил, что протез руки обычно лежит в этой зловещей долине — он может быть очень реалистичным, но все же вызывает чувство беспокойства.

Примеры зловещей долины

Зловещая долина наблюдалась в самых разных контекстах, от очень реалистичных роботов до персонажей видеоигр. Некоторые из самых известных примеров зловещей долины можно увидеть в кино. К ним относятся:

Final Fantasy

В фильме 2001 года Final Fantasy: The Spirits Within показана одна из самых реалистичных компьютерных анимаций, когда-либо использовавшихся в то время. Несмотря на попытки сделать анимационных персонажей сверхреалистичными, фильм провалился. Коммерческий провал фильма в прокате часто связывают со сверхъестественной долиной. Проще говоря, люди не хотели смотреть фильм, потому что им мешала анимация.

Шрек

Первые пробные просмотры фильма Шрек вызвали у детей неожиданное чувство тревоги в ответ на характер принцессы Фионы. Она была просто слишком реалистичной, заставляя детей нервничать и даже пугаться, многие плакали всякий раз, когда она появлялась на экране.

Основываясь на ответах и отзывах, создатели фильма отредактировали ее внешний вид до выхода фильма на экраны, чтобы придать ей более мультяшный вид, чтобы предотвратить эффект зловещей долины.

Кошки

В экранизации фильма Кошки 2019 года фигурировали гуманоидные кошки, которых многие люди сочли тревожными. В то время как некоторые, как сообщается, сочли этот эффект забавным, другие сообщили, что чувствовали себя откровенно возмущенными. В социальных сетях многие зрители описали фильм как странный, жуткий и даже кошмарный.

Факт то, что фильм так сильно зависит от движения, могло также сыграть роль в реакции публики. Мори предположил, что добавление движения может усилить эффект зловещей долины, и в этом случае фильм включает в себя как человеческие, так и кошачьи движения, которые еще больше сбивают с толку зрителя.

В этих и других примерах приближение к человеческому внешнему виду не вызывает симпатии зрителей к персонажам. Когда персонажи попадают в зловещую долину, люди вместо этого воспринимают их как холодных, пустых и бездушных.

Что вызывает эффект зловещей долины?

Было предложено несколько объяснений того, почему люди испытывают эффект зловещей долины, но четкого консенсуса не возникло. Некоторые теории предполагают, что это явление является биологическим, в то время как другие предполагают, что существуют и культурные объяснения. Ниже приведены некоторые факторы, которые могут играть роль.

Неоднозначность

В статье 2016 г. было высказано предположение, что ощущение «испуганности» часто вызывается чувством двусмысленности. Когда мы видим вещи, которые почти, но не совсем человеческие, это создает неприятное напряжение.

Такие эффекты иногда используются для усиления ужаса или жуткости в фильмах. В фильмах ужасов, например, человеческие качества часто передаются нечеловеческим существам, включая кукол (Аннабель) и клоунов (Оно), чтобы напугать зрителей.

Несовпадающие элементы

Исследования также показали, что людей обычно беспокоит сочетание элементов, которые обычно не встречаются вместе. Например, статья, опубликованная в 2011 году, показала, что, хотя людей не беспокоят роботы с «роботическими» голосами или люди с человеческими голосами, роботы с человеческими голосами пугают их.

Этот эффект характерен не только для роботов, но и для компьютерной анимации с изображением людей и животных.

Несоответствие

Даже в очень реалистичных изображениях люди умеют замечать даже мельчайшие несоответствия в роботизированном или анимированном гуманоиде. Даже относительно небольшие расхождения могут превратить персонажа из реалистичного в сверхъестественного.

В одном из оригинальных примеров Мори персонаж-робот внезапно стал казаться неприятным и жутким, когда улыбался слишком медленно.

Реакция выживания

Мори и другие предположили, что «зловещая долина» — это аверсивная, развитая реакция на потенциальные угрозы смерти и болезней. Поскольку что-то похоже на человека, но не совсем как живое, оно может вызывать ту же реакцию, что и люди, когда они сталкиваются с чем-то мертвым или умирающим.

Человеческое поведение и эволюционная психология

Неопределенность категорий

Теории также предполагают, что сверхъестественная долина может существовать из-за сложности определения того, к какой категории принадлежит сущность, в том числе является ли фигура реальной живой человек или компьютерная трехмерная модель. Человек и нечеловек представляют собой две отдельные и взаимоисключающие категории.

Поэтому, когда что-то приближается к точке, где кажется, что одно переходит в другое, это может вызвать чувство когнитивного диссонанса. Когда люди придерживаются противоречивых убеждений, они, как правило, испытывают чувство психологического дискомфорта.

В этом случае возникает конфликт между верой в то, что сущность является человеком, и верой в то, что она не является человеком. Что-то, что выглядело человеческим, может внезапно показаться нечеловеческим или даже двигаться вперед и назад, когда зритель наблюдает за этим.

Искусственное представление достаточно реалистично, чтобы почти обмануть вас, заставив думать, что оно живое, но оно не соответствует реальности настолько, что противоречит вашим ожиданиям относительно того, как вел бы себя реальный живой человек.

Это несоответствие между тем, что вы видите, и вашими ожиданиями может вызвать у вас двойственное чувство или даже угрозу. Другими словами, это пугает вас.

Исследование Зловещей долины

Хотя Мори впервые предложил теорию в 1970 году, формальные эмпирические исследования начались только в середине 2000-х годов. Некоторые исследования подтверждают существование долины, хотя выводы о том, как и почему это происходит, неоднозначны.

Сходство и жуткость

В исследовании 2013 года изучалась взаимосвязь между человеческим сходством и жуткостью и были найдены доказательства, подтверждающие существование сверхъестественной долины.?? Исследователи обнаружили, что существует линейная зависимость между сходством и жуткостью при манипулировании пропорциями лица и реализмом.

Реакция детей

Исследование, проведенное в 2014 году, показало, что дети в возрасте от 9 до 11 лет также были склонны испытывать чувство сверхъестественного в ответ на человекоподобных виртуальных персонажей.??

Виртуальные человекоподобные персонажи воспринимались как незнакомые и менее дружелюбные. Интересно, что это чувство беспокойства было более выраженным в тех случаях, когда у персонажей не было верхнего выражения лица. Испуганные выражения лица также с большей вероятностью воспринимались как сверхъестественные.

Другие названия

В то время как некоторые исследования подтверждают первоначальную гипотезу Мори, другие описывают это явление скорее как утес или стену, чем как долину. Другими словами, вместо того, чтобы когда-либо подняться на другую сторону этой долины, привлекательность может просто упасть, как только робот достигнет определенной степени реализма.

Можно ли это предотвратить?

И не все согласны с тем, что сама долина действительно существует. Например, одно из первых научных исследований этого явления было проведено в 2005 году и пришло к выводу, что жуткое чувство, которое испытывают люди, больше связано с плохим дизайном и эстетикой, что может произойти на любом уровне реализма.

Хотя в некоторых случаях люди, безусловно, испытывают чувство сверхъестественного, исследование показало, что долину можно преодолеть с помощью хорошего дизайна.

Значение зловещей долины

Зловещая долина имеет ряд значений в различных областях. К ним относятся:

Робототехника

Поскольку люди все больше и больше полагаются на робототехнику, важно разрабатывать устройства, которые не вызывают беспокойства или недоверия. Это особенно верно в отношении разработки вспомогательных технологий, призванных помочь людям с ограниченными возможностями выполнять задачи и взаимодействовать с окружающей средой.

Люди с большей вероятностью будут восприимчивы к дизайну, который одновременно и полезен, и привлекателен. Дизайны, попадающие в «зловещую долину», скорее всего, будут плохо восприняты и будут использоваться реже.


Цифровые аватары

Эти представления используются в ряде областей, включая онлайн-обслуживание клиентов и онлайн-терапию. В области онлайн-терапии цифровые представления часто используются для облегчения онлайн-общения между терапевтами и клиентами, особенно в ситуациях, связанных с онлайн-чатом или общением по электронной почте.

При эффективном использовании аватары могут способствовать развитию терапевтических отношений, но чрезмерно реалистичные изображения могут мешать этому процессу.

Например, одно исследование показало, что роботы, которые выглядят слишком похожими на людей, часто оценивались не только как менее симпатичные, но и как менее заслуживающие доверия, что создало бы серьезные проблемы в терапевтическом контексте, поскольку доверие так важно для успех лечения.

Фильм

Поскольку фильмы-блокбастеры все больше полагаются на эффекты компьютерной графики, кинематографисты продолжают работать над созданием реалистичной компьютерной анимации, которая органично сочетается и не провоцирует зловещую долину.

Несмотря на то, что многие анимационные фильмы часто критикуют за нереалистичное изображение человеческого тела, чрезмерно большие глаза и другие сильно преувеличенные черты, часто это может быть преднамеренной стратегией, направленной на то, чтобы избежать зловещей долины.

p>

Дизайн игры

Зловещая долина также может влиять на то, как игроки реагируют на реалистичных персонажей в видеоиграх. В некоторых случаях дизайнеры могут воспользоваться «зловещей долиной», чтобы вызвать чувство отвращения к злодейским персонажам.

Критика зловещей долины

Концепция зловещей долины также подвергалась некоторой критике.

Возраст может играть роль

Некоторые предполагают, что это явление чаще встречается у старшего поколения. С другой стороны, молодые люди, которые выросли на робототехнике и эффектах компьютерной графики, могут с меньшей вероятностью столкнуться с этим. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы определить, может ли возраст оказывать влияние.

Эффект очень разнообразен

Другие критики отмечают, что эффект возникает в разных ситуациях и воздействует на разные органы чувств. Неоднородность предполагает, что каждая уникальная ситуация, в которой она возникает, может иметь разные причины.

Как избежать зловещей долины

По мере того, как роботы становятся все более важными в повседневной жизни, исследователи и дизайнеры заинтересованы в поиске способов создания инструментов, которые не попадут в зловещую долину. Это может включать в себя создание еще более реалистичных роботизированных устройств, чтобы они выходили за пределы этой долины и казались более привлекательными.

Исследователи также предложили ряд принципов дизайна, которые могут помочь аниматорам и робототехникам создавать сверхъестественные эффекты. Это включает в себя:

  • Соответствие человеческих пропорций реалистичным текстурам
  • Не смешивание нечеловеческих и человеческих элементов
  • Убедиться, что поведение, внешний вид и способности не конфликтуют

Другой подход заключается в создании инструментов или устройств, которые просто не стремятся имитировать человеческий облик. Опираясь на нечеловеческий дизайн, устройство может быть более привлекательным, не рискуя оттолкнуть или даже оттолкнуть тех, кто взаимодействует с роботизированными устройствами.

В интервью Wired Мори заявил, что, хотя мост через зловещую долину и возможен, он не видит смысла в попытках. Вместо этого он выступает за разработку вещей, которые останавливаются до того, как достигают точки сверхъестественного.

Слово из Verywell

Еще предстоит провести много исследований феномена зловещей долины, поэтому больше информации о нем, почему это происходит и как с этим бороться обязательно появится со временем. Сам Мори заявил в интервью IEEE Spectrum, что его первоначальное наблюдение было задумано как скорее руководство для дизайнеров, чем научное утверждение.??

Поскольку технологии продолжают развиваться, вполне возможно, что роботы и цифровая анимация могут стать настолько невероятно реалистичными, что они просто сливаются с реальностью, чтобы люди не испытывали дискомфорта или беспокойства. На данный момент роботы, цифровые аватары и онлайн-анимация будут становиться все более распространенной частью повседневной жизни, поэтому дизайнерам важно учитывать эмоциональную реакцию аудитории.

Сколько существует человеческих эмоций? 14 Источники Мы используем только высококачественные источники, в том числе рецензируемые исследования, для подтверждения фактов в наших статьях. Прочтите наш редакционный процесс, чтобы узнать больше о том, как мы проверяем факты и делаем наш контент точным, надежным и заслуживающим доверия.

  1. Кагеки Н. Странный разум: Масахиро Мори о зловещей долине и за ее пределами. IEEE Spectrum.

  2. Мори М., МакДорман К., Кагеки Н. Зловещая долина [с поля]. Журнал IEEE Robot Automat. 2012;19(2):98-100. doi:10.1109/MRA.2012.2192811

  3. McAndrew FT, Koehnke SS. О природе жуткости. Новые идеи в психологии. 2016;43:10-15. doi:10.1016/j.newideapsych.2016.03.003

  4. Mitchell WJ, Szerszen KA Sr, Lu AS, Schermerhorn PW, Scheutz M, Macdorman KF. Несоответствие человеческого реализма лица и голоса порождает зловещую долину. i-восприятие. 2011;2(1):10-12. doi:10.1068/i0415

  5. Муса М.М., Уд-Дин С.М.М. Избегание опасности: эволюционное объяснение зловещей долины. Биологическая теория. 2010;5:12–14. doi:10.1162/BIOT_a_00016

  6. Берли Т.Дж., Шонхерр Дж.Р., Лакруа Г.Л. Зловещая долина существует? Эмпирический тест взаимосвязи между жуткостью и человеческим сходством лиц, созданных в цифровом виде. Компьютеры в человеческом поведении. 2013;29(3):759-771. doi:10.1016/j.chb.2012.11.021

  7. Тинвелл А., Слоан Р.Дж.С. Детское восприятие сверхъестественных человекоподобных виртуальных персонажей. Компьютеры в человеческом поведении. 2014;36:286-296. doi:10.1016/j.chb.2014.03.073

  8. Тинвелл А., Гримшоу-Огаард М., Уильямс А. Страшная стена. ИЖАРТ. 2011;4(3):326-341. doi:10.1504/IJART.2011.041485

  9. Хэнсон Д. Изучение эстетического диапазона роботов-гуманоидов. Семантический ученый. 2006.

  10. Рем И.К., Фенандер Э., Уоллес К., Эббот Дж.М., Кириос М., Томас Н. Какую роль могут играть аватары в электронных вмешательствах в области психического здоровья? Изучение новых моделей взаимодействия клиент-терапевт. Фронтальная психиатрия. 2016;7:186. doi:10.3389/fpsyt.2016.00186

  11. Матур М.Б., Райхлинг Д.Б. Навигация по социальному миру с партнерами-роботами: количественная картография Зловещей долины. Познание. 2016;146:22-32. doi:10.1016/j.cognition.2015.09.008

  12. Gizmodo. Является ли «зловещая долина» мифом?

  13. Бартнек С., Канда Т., Исигуро Х. и Хагита Н. Зловещая долина — это жуткая скала? RO-MAN 2007 — 16-й Международный симпозиум IEEE по интерактивной коммуникации роботов и людей, 2007:368-373, doi:10.1109/ROMAN.2007.4415111

  14. Катаяма Л. Как мастер робототехники Масахиро Мори придумал «зловещую долину». Проводной. 2011.

Автор: Кендра Черри
Кендра Черри, MS, автор и консультант по вопросам образования, помогающий учащимся изучать психологию.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • verywellmind.com
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться