Изучение подхода Стэна Ли к управлению творческими талантами позволяет извлечь четыре урока, которые полезны далеко за пределами индустрии комиксов. Во-первых, займите талант делом. Ничто так не утомляет творческих людей, как безделье; Ли всегда старался дать своим художникам работу, даже когда они делали больше работы, чем компания могла опубликовать. Во-вторых, не подвергайте творчество цензуре. Если вы просите кого-то выполнить творческую задачу, не мешайте ему. В-третьих, отдавайте должное. Ли привлек внимание к своим художникам, поместив титры на задней стороне комиксов, чего в то время не делал ни один издатель. В-четвертых, мечтайте по-крупному. Ли всегда пытался возвысить комиксы, говорил о них как о настоящем искусстве, достойном серьезного изучения. Именно такая миссия пробуждает в людях самое лучшее.
Стэн Ли ненавидел видеть праздного художника. Знаменитый автор и издатель комиксов, который умер на этой неделе в возрасте 95 лет, считал, что праздный талант - это скучный талант, а скучный талант легко проиграть конкурентам. Кроме того, его лично беспокоило то, что люди, работающие у него, могут метаться в поисках заработка. Поэтому Стэн старался обеспечить постоянную занятость, иногда в ущерб компании.
В одном известном анекдоте Стэн выдавал больше заданий, чем требовалось компании, и не удосужился сообщить боссу Мартину Гудману о лишних запасах. Он засунул лишние комиксы в шкаф, намереваясь использовать их, когда придет время. Когда Гудман увидел шкаф, он приказал Ли уволить всех в отделе кадров. Ли выполнил приказ своего босса. Но он все равно считал, что это была ошибка - ему нужно было назначить дополнительные истории, утверждал он, чтобы инвестировать в своих людей.
Я изучал Ли для своей книги Супербоссы. Как я объяснял в HBR, супербосс - это не просто очень хороший начальник. Они не просто создают организацию или перевыполняют план по доходам; они выявляют, обучают и создают новые кадры. Так, как шоу Джона Стюарта Daily Show открыло карьеру новых комиков или Элис Уотерс открыла карьеру новых шеф-поваров. Выявляя, взращивая и развивая таланты, супербоссы, подобно супергероям комиксов, оказывают огромное влияние.
Поддерживать таланты - это лишь один из уроков, которые я вынес из примера Ли. Второй, но не менее важный урок - не подвергать талант цензуре. Ли предпочитал позволять таланту разбираться с творческими деталями. Он вспомнил, как работал над комиксом, в котором использовалось слово погонная палка. Редактору показалось, что погонная палка не найдет отклика у сельской аудитории, и он велел Ли изменить гэг так, чтобы вместо него в строке было слово роликовые коньки. Это сдуло шутку, но Ли все равно изменил ее. В итоге полоса была снята, и Ли сказал: "Такая цензура, на мой взгляд, почти неприлична". Когда вы нанимаете художника для выполнения работы, вы позволяете ему делать эту работу". Ли уточнил: "Мне кажется, если человек делает что-то творчески и считает, что именно так это и должно быть сделано, вы должны позволить ему это сделать".
Ли воплотил свои слова в жизнь много лет спустя, когда Халк, франшиза Marvel, стал темой популярного телешоу в прайм-тайм. Он был поражен, увидев, как творческая команда изменила Халка для этой новой среды, и был рад не мешать им. "Я узнал чертовски много нового о телевидении от Кена Джонсона во время наших многочисленных обсуждений того, как лучше адаптировать Невероятного Халка для телевидения. Успех этого шоу под руководством Кена неопровержимо доказывает, насколько важно отдавать творческие проекты в руки действительно творческих людей". Ли нравилось быть довольно свободным боссом, и он распространял эту любезность даже на молодых сотрудников, которых более традиционные боссы могли бы назвать слишком зелеными.
Третий урок, который я вынес из примера Ли: отдавайте должное там, где это необходимо. Это звучит так просто, но в реальности это бывает очень редко. Один из способов, которым Ли отдавал должное, заключался в создании страницы титров, написанной в разговорном тоне. Страница с титрами была уникальной для комиксов; до тех пор художники, рисующие и закрашивающие панели, оставались анонимными. Титры могли выглядеть примерно следующим образом: "Написано со страстью Стэном Ли. Нарисовано с гордостью Джеком Кирби. Нанесены чернилами Джо Синнотта. И начертано царапающим пером Арти Симека". Он также часто рассказывал о сотрудниках в своем ежемесячном бюллетене The Bullpen Bulletin. Эти возгласы иногда меняли или формировали карьеру людей в его отделе. Например, в середине своей карьеры художник Джек Кирби получил от Стэна Ли прозвище "Король комиксов", а Стэн сообщил, что он был "художником художников". По сей день Кирби известен как "Король комиксов" или "Король Кирби". Такая реклама была не только полезна для художников, но и давала возможность молодому читателю стать особенно преданным своему любимому художнику. Это брендировало определенных художников как художников Marvel, позволяло читателям ощутить еще один уровень близости с продуктом, а также позволяло Ли продвигать карьеры и способствовать профессионализации этой области, что было еще одной страстью Ли.
И наконец, пример Стэна Ли - это напоминание о том, что нужно мечтать по-крупному. Нет лучшего способа мотивировать лучших людей. "Мы пытаемся возвысить медиум", - сказал он однажды. "Мы пытаемся сделать [комиксы] настолько респектабельными, насколько это возможно". Ли считал, что комиксы способны давать важные социальные комментарии, быть острыми, сатирическими и умными. Он верил, что наступит день, когда взрослый интеллигентный человек не будет стесняться того, что идет по улице с комиксом, и постоянно стремился к этой цели. Он предлагал изучать комиксы на уровне колледжа, говоря: "Если люди собираются изучать кино, телевидение, оперу, балет, концерты, скульптуру, живопись и другие средства массовой информации, они могут с тем же успехом изучать комиксы, потому что комиксы являются таким же глубоким и сильным фактором в формировании, движении и формировании мыслей людей". Он утверждал, что нет причин, по которым комиксы не должны рассматриваться как жизнеспособное искусство. Такое отношение привлекало лучших художников, которые хотели работать с ним.
Ли не был идеальным - ни один человек не идеален. В конечном итоге он изменил позиционирование комиксов, сделал индустрию профессиональной и дал старт карьере десятков протеже. Такое наследие любой начальник назвал бы супер.
Об авторе
Сидни Финкельштейн - профессор менеджмента Стивена Рота в Школе бизнеса Так в Дартмутском колледже, автор книги The Superbosses Playbook (Penguin Portfolio, 2019) и ведущий подкаста The Sydcast. Twitter: @sydfinkelstein.
- Hbr.org
Поделиться