Что приобретение edX означает для будущего высшего образования

В ходе недавно объявленной сделки компания 2U приобретет все активы edX, включая бренд, около 3500 цифровых курсов и веб-сайт с 50 миллионами учащихся. Это событие должно послужить тревожным сигналом для других колледжей и университетов, которые должны начать думать о том, как развязать цепочку создания стоимости и передать на аутсорсинг те области, где другие обладают превосходными ключевыми компетенциями. Вступая в партнерство и контролируя значительные части цепочки создания стоимости, вместо того, чтобы сопротивляться им, университеты могут получить значительную часть доходов, которые постоянно переходят к EdTech-компаниям. Эти дополнительные доходы могут обеспечить университетам стартовый капитал для реализации собственных инициатив в области EdTech. Сейчас они являются лишь зрителями в этой игре.

Недавно технологическая компания 2U объявила о соглашении о покупке активов edX у Гарварда и Массачусетского технологического института за 800 миллионов долларов. Как это изменит бизнес в сфере образования, и как традиционные учебные заведения смогут адаптироваться?

В последнее время следует отметить три события. Во-первых, цифровые технологии достигли такого уровня развития, что они могут вызвать разрушительные изменения в вековой модели обучения в колледже. На протяжении столетий основной способ обучения в колледже - аудиторная модель - требовал от студентов собираться вместе в заранее определенное время и в определенном месте, чтобы получить знания под руководством преподавателя. Поставщики альтернативного образования, такие как массовые открытые онлайн-курсы (Khan Academy и Coursera) и стартапы в сфере EdTech (Outlier.Org, Udacity и edX), изменили эту модель. Они могут использовать достижения в области аппаратного и программного обеспечения, а также коммуникационных технологий, разработанных такими компаниями, как Oracle, Microsoft, Google и Zoom, позволяя студентам проводить цифровое обучение в свое собственное время и в своем собственном темпе.

Второй тектонический сдвиг в обществе и бизнесе происходит, когда неожиданные события заставляют широкомасштабно и скоординировано экспериментировать над новой идеей. Пандемия Ковид-19 заставила проводить миллионы одновременных экспериментов в большинстве учебных заведений по всему миру. Всего лишь за неделю до начала занятий классы перешли на цифровые технологии. Раньше это было бы немыслимо, отчасти благодаря сопротивлению студентов, школьной администрации и преподавателей. Колледжное образование, известное своей жесткостью и сопротивлением переменам, получило беспрецедентный толчок, а проведенный эксперимент показал, что не только существуют альтернативные способы обучения, но и что в некоторых отношениях эти альтернативы даже лучше. Пандемия также научила университеты тому, что можно предоставлять образование без всей той огромной инфраструктуры, которая стала считаться неотъемлемой частью студенческого быта: лекционных залов, лабораторий, театров, административных зданий, братств и сестринств и т. д. Большинство из них исчезло на некоторое время во время пандемии.

Третье событие заключается в том, что в то время как традиционные университеты сталкиваются с сокращением бюджета и финансовым давлением, стоимость EdTech-подрывников резко возросла, и они наводнены средствами. Быджу Равиндран, бывший учитель математики из Индии, стал миллиардером, его компания Byju's оценивается в 12 миллиардов долларов. 2U заплатит 800 миллионов долларов наличными, а не акциями, за активы edX. В 2020 году американские стартапы в области образовательных технологий привлекли более $2,2 млрд. Иными словами, капитал все больше перетекает к тем, кто планирует преобразовать образование, и уходит от тех, кто предпочитает статус-кво.

Что могут сделать университеты и колледжи? Прежде всего, они должны заглянуть в будущее и определить, какую из следующих трех стратегий они хотят реализовать.

Дополнительная, иммерсивная модель проживания, при которой студенты живут в кампусе и лично взаимодействуют со студентами и преподавателями. Эта модель служит многим целям, но она очень дорогостоящая. Она хорошо подходит для школ высшего уровня, которые пользуются узнаваемостью бренда и имеют доступ к богатым спонсорам, преподавателям мирового класса, престижным работодателям и влиятельным выпускникам.

Гибридная модель основана на идее, что университеты и студенты имеют ограниченные ресурсы. Эти ресурсы должны быть оптимально распределены между очным взаимодействием, которое требует наибольших затрат от студентов и университетов, и асинхронным виртуальным обучением, которое требует меньших затрат.

В идеале университеты должны проводить в кампусе только те мероприятия, которые требуют преподавания на основе научных исследований, индивидуального решения проблем и наставничества. Студенты могут использовать драгоценное время, которое они проводят в кампусе, для того, что сложнее сделать дистанционно, например, для факультативов, групповых заданий, офисных часов преподавателей и профориентации. Кампусы также должны использоваться для создания социальных сетей, полевых проектов и глобальных учебных экспедиций.

Напротив, лекции, которые не требуют особого взаимодействия с человеком, должны быть переведены в цифровой формат. Студенты могут смотреть мультимедийные презентации с использованием интерактивных технологий в своем собственном темпе. Например, преподавание теоремы Пифагора практически одинаково во всем мире. Для таких курсов технологические платформы могут недорого доставлять контент большой аудитории, не жертвуя при этом одним из важных преимуществ очных занятий - социальным опытом, поскольку в этих курсах базового уровня его почти нет.

Полностью онлайн-модель, предлагающая качественное образование сугубо виртуальной аудитории.

В рамках этой новой сделки 2U приобретет все активы edX, включая бренд, около 3500 цифровых курсов и веб-сайт - с его 50 миллионами учащихся. Это лишь вершина айсберга потенциального рынка обучающихся.

Например, многие люди, оканчивающие среднюю школу, хотят получить высококачественное образование по низкой цене, не посещая колледж или университет и не бросая работу. Они хотят не просто смотреть видео - они хотят учиться на курсах, созданных лучшими профессорами лучших университетов. Они хотят проходить тестирование на знание концепций, получая при этом индивидуальную помощь с помощью методов электронного обучения. Они хотят, чтобы это обучение и результаты тестов превратились в формальные образовательные кредиты. Они хотят, чтобы накопление таких кредитов привело к аккредитации, которая демонстрирует компетентность, способности и знания. И все это они хотят получить без необходимости платить за театры, общежития, учебные комнаты, музеи, футбольные стадионы, спортивные программы, братства и сестринства, гимнастические залы.

Заключив эту сделку, Гарвард и Массачусетский технологический институт показали, что они привержены новой бизнес-модели. То есть, они продолжат свое превосходство в модели проживания для избранных, но также будут использовать свой опыт и преподавательские ресурсы для предоставления высококачественного образования широким массам по доступным ценам. Для начала они создали невероятную коллекцию контента в edX, которая принесла им 800 миллионов долларов. Они будут использовать эти деньги для дальнейшего расширения своей онлайн-стратегии.

Это событие должно послужить тревожным сигналом для других колледжей и университетов. Жалобы на отсутствие государственной поддержки и сокращение числа студентов не помогут. Вместо этого они должны спросить, как они могут организовать экосистему, чтобы предложить высококачественное образование по низкой цене. В настоящее время они придерживаются модели вертикальной интеграции, в рамках которой они осуществляют всю цепочку создания стоимости внутри компании, начиная с приема студентов и заканчивая присуждением степеней. Они должны начать думать о том, как развязать цепочку создания стоимости и передать на аутсорсинг те области, в которых другие обладают превосходными ключевыми компетенциями - например, создателям контента, таким как Outlier.org, информационно-образовательным платформам, таким как edX, и представителям игровой индустрии, обладающим опытом в области искусственной и дополненной реальности и возможностями для создания захватывающего опыта. Благодаря партнерству и контролю над значительными частями цепочки создания стоимости вместо того, чтобы сопротивляться им, университеты могут получить значительную часть доходов, которые постепенно переходят к EdTech-компаниям. Эти дополнительные доходы могут обеспечить университетам стартовый капитал для реализации собственных инициатив в области EdTech. Сейчас же они являются лишь зрителями в этой игре.

Об авторе

Виджай Говиндараджан - заслуженный профессор Кокса в Школе бизнеса Тука Дартмутского колледжа, руководитель Гарвардской школы бизнеса и партнер факультета в инкубаторе Mach 49 в Кремниевой долине. Он является автором бестселлеров New York Times и Wall Street Journal. Его последняя книга - The Three Box Solution. Его статьи в Harvard Business Review "Engineering Reverse Innovations" и "Stop the Innovation Wars" получили премию McKinsey Awards за лучшую статью, опубликованную в HBR. Его статьи в HBR "How GE Is Disrupting Itself" и "The CEO's Role in Business Model Reinvention" являются бестселлерами, вошедшими в топ-50 по версии HBR. Следите за ним в LinkedIn. vgovindarajan

  • Ануп Шривастава занимает Канадскую исследовательскую кафедру по бухгалтерскому учету, принятию решений и рынкам капитала и является полным профессором Хаскайнской школы бизнеса Университета Калгари. В серии статей HBR он рассматривает последствия цифровых потрясений для менеджмента. Он специализируется на проблемах оценки и финансовой отчетности цифровых компаний. Следите за Анупом на LinkedIn.
  • Луминита Эначе - доцент Школы бизнеса Хаскайн Университета Калгари. Она исследует раскрытие финансовой информации компаниями новой экономики. Следите за Луминитой на LinkedIn.
  • Рубрика: 
    Ключевые слова: 
    Автор: 
    Источник: 
    • Hbr.org
    Перевод: 
    • Дмитрий Л

    Поделиться