Компании активно изучают, чего хотят клиенты. Однако большинство продавцов просто не понимают, чего клиенты ожидают от своих продавцов.
Большинство продавцов тщательно изучают, чего клиенты ожидают от их продуктов и услуг, но мало кто, если вообще кто-либо, спрашивает клиентов, чего они ожидают от своих продавцов. Это ошибка.
Мы опросили 120 руководителей отделов продаж в организациях поставщиков из самых разных отраслей - от фармацевтики и финансовых услуг до телекоммуникаций и программного обеспечения. Мы спросили этих руководителей, чего, по их мнению, клиенты ожидают от их продавцов, и выяснили, учитывают ли они эти ожидания при подборе персонала. Затем мы опросили 200 клиентов этих продавцов, чтобы выяснить, чего они действительно ожидают при оценке потенциальных поставщиков и где они видят наибольшую потребность в улучшении. Выставка "Ожидания клиентов раскрыты" представляет собой обзор основных результатов нашей работы.
Обнаружены ожидания клиентов
Продавцы не только не понимают, чего клиенты хотят от продавцов, но и часто набирают сотрудников по характеристикам, которые не являются приоритетными для клиентов.
Как показано на выставке, клиенты ставят экспертность продавцов в предметных областях и решениях на первое место в списке важных качеств. Однако поставщики недооценивают его значение, ставя его на третье место среди качеств, которые, по их мнению, больше всего нужны клиентам - на том же уровне, на котором они оценивают знание предмета и решений при найме новых продавцов.
С точки зрения клиентов, больше всего продавцам нужно улучшить знание бизнеса и отрасли клиента (39% клиентов выразили неудовлетворенность в этой области). Поставщики знают о важности отраслевой экспертизы, но менее 25% специально оценивают отраслевые знания клиента при наборе продавцов. Это может быть связано с тем, что знание отрасли клиентов трудно оценить во время собеседования при приеме на работу или по рекомендациям работодателя. Однако, как и в случае с предметной экспертизой, продавцы не должны приобретать свои отраслевые знания на работе, они должны приносить их с собой.
Продавцы ставят профессионализм - гибкость, честность, надежность, отзывчивость, уважительность, справедливость и недосказанность - на первое место среди качеств, которые, по их мнению, клиенты ожидают от своих продавцов. Однако в критериях найма продавцов он стоит гораздо ниже, поскольку (как и знание отрасли) его трудно оценить в процессе найма. Профессионализм - важнейшее свойство; клиенты также ценят его. Но клиенты ставят его на третье место после всестороннего знания отрасли и предметной экспертизы. Это разница в приоритетах, на которую продавцам следует обратить пристальное внимание.
Социальные и коммуникативные навыки, такие как чуткость, эмпатия, готовность слушать и умение презентовать, занимают последнее место в списке пожеланий клиентов, но первое место среди критериев найма продавцов, что иллюстрирует распространенное среди менеджеров по продажам мнение о том, что социальные навыки важнее других качеств и должны присутствовать с самого начала, а знания отрасли можно получить позже. Наше исследование показывает, что продавцам следует ставить отраслевые и предметные знания выше социальных навыков при подборе персонала.
Продавцам не следует полагать, что они знают, чего хотят клиенты. Мы рекомендуем продавцам опросить своих клиентов, чтобы определить, какие навыки и знания они ожидают получить, оценить текущую производительность своих продавцов в сравнении с желаемыми навыками и разработать процедуры подбора персонала и программы обучения для устранения пробелов. Продавцы должны включать знания и опыт в предметной области и отрасли в опросы об удовлетворенности клиентов и оценки работы.
Об авторе
Филипп Крейндлер (kreindler@infoteam-consulting.com) и
- Hbr.org
Поделиться