Экономисты давно утверждают, что за деньги счастье не купишь. Однако оплата труда по-прежнему является для нас одним из основных факторов при выборе места работы. Что мы знаем о том, как зарплата влияет на мотивацию сотрудников?
Этот кусочек информации может стать разницей между удовлетворенными и продуктивными сотрудниками и теми, кто не удовлетворен и не продуктивен, что в долгосрочной перспективе будет стоить бизнесу денег.
В качестве главного экономиста Glassdoor я помогаю раскрыть некоторые движущие силы, стоящие за решениями соискателей: почему они выбирают ту или иную работу, что для них важно на работе и что заставляет их любить - или презирать - свою компанию или руководителя.
Деньги не могут купить счастье
У Glassdoor есть уникальное окно на рынок труда, поскольку мы используем обзоры и опросы о зарплате для сбора информации о компаниях и настроениях сотрудников. В результате мы получаем множество реальных данных, позволяющих нам определить факторы, помимо заработной платы, которые действительно определяют счастье на работе.
Одним из самых поразительных результатов, которые мы обнаружили, является то, что для всех уровней дохода главным предиктором удовлетворенности работой является не заработная плата: Это культура и ценности организации, за которыми следуют качество высшего руководства и возможности карьерного роста в компании. Среди шести факторов рабочего места, которые мы изучили, компенсация и льготы были последовательно отнесены к наименее важным факторам счастья на рабочем месте.
Тот факт, что зарплата не является основным фактором удовлетворенности работников, мало удивит экономистов. Более 250 лет назад в работе "Теория нравственных чувств" Адам Смит предупреждал, что материальные блага часто делают нас менее счастливыми, а не более. Исследование, проведенное в 2010 году учеными Принстонского университета, показало, что более высокий доход увеличивает счастье, но только примерно до 75 000 долларов в год. После этого более высокая зарплата практически не влияет на счастье, и на первый план выходят другие факторы.
Наш анализ Glassdoor повторяет эти выводы на рабочем месте. Мы с ученым Патриком Вонгом взяли выборку из более чем 615 000 пользователей Glassdoor, которые сообщили о своей зарплате и написали отзыв о своем работодателе с 2014 года. Мы распределили их по четырем группам зарплат, от самой низкой (те, кто зарабатывает менее 40 000 долларов в год) до самой высокой (те, кто зарабатывает более 120 000 долларов), и проанализировали относительную объяснительную силу каждой из них для удовлетворенности сотрудников. Если представить нашу модель в виде пирога объяснительной силы, то каждая характеристика рабочего места представляет собой кусочек. Факторы с самыми большими дольками являются самыми большими факторами счастья на рабочем месте. Эти данные являются корреляционными, но в сочетании с аналогичными результатами других исследований мы считаем, что они все же дают некоторые рекомендации для руководителей.
У высокооплачиваемых сотрудников другие приоритеты
Хотя деньги не являются основным фактором удовлетворенности сотрудников, приоритеты человека на рабочем месте меняются с ростом его дохода. Например, культура и ценности организации объясняют около 21,6% удовлетворенности работников в группе с самым низким доходом, но этот показатель возрастает до 23,4% в группе с самым высоким доходом. Это говорит о том, что более высокооплачиваемые работники хотят, чтобы работодатели разделяли их ценности и создавали позитивный имидж компании.
Среди других факторов, важность которых возрастает по мере роста уровня оплаты труда, можно назвать качество высшего руководства (которое увеличивается с 20,4% до 22,8% от предсказательного пирога по мере роста дохода) и важность карьерных возможностей (увеличивается с 17,5% до 22,8%). При более высоком уровне заработной платы работники явно придают большее значение культуре и долгосрочным проблемам, таким как лидерство и возможности роста, а не повседневным проблемам, таким как зарплата и баланс между работой и личной жизнью.
Напротив, три из рассмотренных нами факторов оказались менее важными для более высокооплачиваемых работников. Важность баланса между работой и личной жизнью снижается при более высоком уровне дохода, уменьшаясь с 13,2% до 9,5% по мере роста зарплаты. Высокооплачиваемые сотрудники в большей степени готовы пожертвовать свободным временем ради дохода от работы. Мы с интересом обнаружили, что деловые перспективы работодателя также снижаются по мере роста дохода, но этот сдвиг незначителен.
В заключение мы обнаружили, что компенсация и льготы, помимо того, что они относятся к наименее важным факторам, снижают свою значимость по мере роста дохода. Для тех, кто зарабатывает менее 40 000 долларов в год, на оплату труда приходится всего 12,8% удовлетворенности работой. По мере роста зарплаты предсказательная сила компенсаций и льгот резко падает, снижаясь до 9,8% пирога для тех, кто зарабатывает более 120 000 долларов в год.
Сфокусируйтесь на культуре без ущерба для зарплаты
Хотя зарплата не является самым важным фактором удовлетворенности сотрудников, эти результаты не означают, что работодатели могут пренебрегать ею. Компенсации и льготы могут иметь меньшую предсказательную силу для удовлетворенности сотрудников, чем другие факторы, но они по-прежнему являются главным фактором, который соискатели учитывают при оценке потенциальных работодателей, согласно недавнему опросу Glassdoor, особенно для соискателей, взвешивающих конкурирующие предложения. Для привлечения талантливых сотрудников предложение конкурентоспособной оплаты труда и льгот остается критически важным для работодателей.
Однако если работодатели начали предлагать зарплату, которая находится в пределах диапазона конкурирующих фирм, что делать дальше для повышения морального духа сотрудников, их вовлеченности и производительности? Наши исследования показывают, что дальнейшее изменение компенсационного пакета вряд ли значительно повысит удовлетворенность сотрудников, особенно среди высокооплачиваемых работников.
Хотя оплата труда может помочь привлечь новых сотрудников, наши исследования показывают, что она вряд ли удержит их без реальных инвестиций в культуру на рабочем месте: приверженность позитивной культуре и ценностям, повышение качества высшего руководства и создание карьерных путей, которые поднимают работников по карьерной лестнице в организации.
Об авторе
Эндрю Чемберлен, доктор философии, является главным экономистом сайта по трудоустройству Glassdoor и директором по исследованиям в Glassdoor Economic Research.
- Hbr.org
Поделиться