Чрезмерно раскрученный и выше головы

Наш вымышленный герой, Дэн Сестак, имел очаровательный карьерный путь в компании NutriSelect, производящей упакованные продукты питания. Но после последнего повышения он откусил больше, чем мог прожевать?

Примечание редакторов: Этот пример появится в одном из ближайших номеров Harvard Business Review, и ваши комментарии будут рассмотрены для публикации в журнале. Мы пришлем вам письмо, если ваш комментарий будет выбран.

* * *

Дэн Сестак снова просканировал статью на второй странице делового раздела, его головная боль усилилась, когда он выделил предложение: "Через три месяца после того, как генеральный директор NutriSelect Майкл Крукшенк умер от сердечного приступа, навыки его преемника подвергаются сомнению. Инсайдеры сообщают, что новому генеральному директору Дэниелу Сестаку в возрасте 43 лет не хватает опыта и видения, чтобы эффективно встать у руля компании."

Ему было неприятно осознавать, что кто-то в NutriSelect решил высказать свои претензии в СМИ, вместо того чтобы разобраться с ним напрямую. Это был путь труса, и в долгосрочной перспективе это только навредит компании. Но хуже всего было то, что он не мог отрицать, что в докладе есть доля правды. У него не было столько опыта, сколько нужно, и в данный момент он не был полностью уверен, что справится с этой задачей. Это было новое и тревожное чувство.

Он получил блестящее образование в Лиге плюща, окончив бизнес-школу с лучшим результатом. Он быстро стал восходящей звездой в компании NutriSelect - производителе сухих завтраков, замороженных десертов и почти всех продуктов питания, которые человек может съесть в промежутке между ними, - он поступил на программу подготовки руководителей, переходя с одной должности на другую в области операций, маркетинга и стратегии, и его быстро признали восходящей звездой. Каждый раз, когда перед ним ставились более сложные задачи и увеличивалась ответственность, он доказывал свою изобретательность и креативность, и его хвалили за свежий взгляд на вещи. Возможно, упакованные товары не были столь сексуальны, как Силиконовая долина, куда устремились многие его друзья по школе, но Дэн предвидел большие изменения в пищевой промышленности, и NutriSelect была одной из первых крупных компаний, признавших тенденцию органического земледелия. Он был убежден, что, поскольку потребители стали больше заботиться о здоровье, именно за этим будущее отрасли. Именно это подразделение возглавлял Дэн, когда шесть месяцев назад совет директоров обратился к нему со словами, что хотел бы видеть его преемником Майкла.

Согласно плану, Майкл должен был проработать еще пять лет до ухода на пенсию, наставляя Дэна, пока тот будет хорошо ориентироваться во всей организации и завоевывать доверие высшего руководства. Когда Дэн соглашался на это назначение, он слышал ворчание по поводу своего возраста и подозревал, что среди тех, кого обошли стороной, есть несколько не в меру ретивых. Но со временем он рассчитывал завоевать их расположение, так же как завоевал расположение отдела органики. Но теперь, когда Майкла не стало, время было роскошью, которой у него не было.

Переговоры в руководстве

"Прежде чем мы завершим все дела, мне нужно решить последний вопрос", - сказал Дэн своей команде руководителей высшего звена. Они собрались в конференц-зале на еженедельное совещание и только что закончили изучать бюджетные прогнозы. "Полагаю, вы все видели статью о NutriSelect, и в частности обо мне, в сегодняшнем "Джорнал""

Дэн оглядел стол, гадая, не подглядывает ли за ним внутренний источник. Кибил Мичем выглядела неловко, но у нее, как у руководителя отдела по связям с общественностью, были все основания для этого. Сэм Чой, руководитель отдела кадров, сочувственно улыбнулся. Финансовый директор, Ричард Уэллс, выглядел раздраженным, но из-за статьи или из-за самого Дэна, он не мог сказать. У них с Ричардом были в лучшем случае натянутые рабочие отношения.

После того как Дэна назначили генеральным директором, он начал просматривать отчеты, чтобы лучше разобраться в финансах компании. Он не мог сказать, воспринимал ли Ричард это как личное оскорбление его навыков, или же он был просто раздражен тем, что его не позвали на должность генерального директора. Он не раз напоминал Дэну, что следит за цифрами компании уже два десятилетия - дольше, чем Дэн заканчивал школу бакалавриата. Дэн не искал борьбы, но и запугивать его не собирался. Инвестиции в пенсионный план, например, не были диверсифицированы и в результате серьезно пострадали в 2008 году. Каждый бизнес столкнулся с последствиями падения рынка в том году, но NutriSelect пострадала особенно сильно. Дэн знал, что у Ричарда и Майкла были близкие отношения - Майкл полностью доверял Ричарду, - но он хотел получить ответы лучше, чем давал Ричард.

"Там были конфиденциальные финансовые данные; кто бы ни был источником, он или она имели доступ к нашим последним цифрам", - сказал Дэн.

Рена Сингх, главный операционный директор, резко сказала: "Вы же не обвиняете кого-то в этой комнате?". Она сидела рядом с Ричардом, заметил Дэн. Вряд ли это было неожиданностью. Он считал их старой гвардией, и хотя ни один из них не вступал в открытую конфронтацию, каждый намекал, что Дэн не готов к своей новой роли. Он вспомнил их разговор о контракте, который они заключили в прошлом году с новым поставщиком замороженных обедов. Сделка сэкономила компании несколько миллионов долларов, но Дэн беспокоился, что при этом пострадало качество. Экономия денег сейчас, но потеря клиентов в будущем - это не тот вариант, на который Дэн был готов пойти, особенно когда риск для здоровья был реальной возможностью: как они отреагируют, если в продукции будет обнаружена сальмонелла? Страх повторения ситуации с кишечной палочкой в шпинате в 2006 году или прошлогоднего отзыва арахиса не давал ему спать спокойно. Когда он затронул этот вопрос, они отнеслись к нему с пренебрежением. "Ты подписался на большее, чем органические продукты, когда вступил в эту роль", - сказала Рена. А Ричард предположил, что он слишком идеалистичен. Компания пострадала во время экономического спада; возмещение потерь должно было стать ее главным приоритетом.

"Нет, конечно, нет". Дэн выкинул это воспоминание из головы. "Я уверен, что никто из нас не рад негативной прессе. Но мы не можем позволить себе утечки, и это не какой-то раздраженный работник производства. Нам нужно внимательно присмотреться к нашим сотрудникам."

Рена сказала: "Если можно говорить откровенно, я знаю, что вы чувствуете жар, но вы действительно считаете, что охота на ведьм - лучший способ решения этой проблемы?"

В разговор вступила Сибил. "Возможно, нам нужно отступить на минуту. Конечно, это не тот тип освещения в прессе, который я ищу, - она горько улыбнулась, - но это не конец света. Я могу подготовить заявление, может быть, взять у вас интервью для "Пищевой промышленности" или местных изданий. Поскольку вы в центре внимания, мы должны попытаться обратить это себе на пользу".

Сэм кивнул. "Давайте не будем отвлекаться. Акционеры понимают, что новые лидеры проходят через переходный период. Если мы сосредоточимся на нашем основном бизнесе, результаты будут говорить сами за себя."

Если вы не можете выдержать жару

После совещания Дэн вернулся в свой офис. У него было всего полчаса до целого дня встреч, которые должны были состояться после обеда, но он не мог сосредоточиться на своей электронной почте. Он знал, что повел себя не лучшим образом - последнее, что ему было нужно, это посеять раздор в своей команде. У него и так было больше дел, чем он мог осилить: выполнение квартального бюджета, определение стратегических целей на следующие пять лет, укрепление морального духа сотрудников после смерти их генерального директора, а теперь еще и работа с плохой прессой. Он снял трубку, чтобы позвонить Хэлу Брауну, своему другу и наставнику в совете директоров. Он надеялся, что они не сомневаются в своем решении взять бразды правления на несколько лет раньше, чем планировалось.

Хэл сразу перешел к делу. "Слушай, мы знаем, что это нелегко, Дэн, но у тебя есть сторонники в совете директоров. Не торопись, продолжай встречаться со своим тренером, продолжай делать то, что привело тебя сюда. Ты умный парень, ты разберешься".

Положив трубку, Дэн почувствовал успокоение. Похоже, ему не нужно было беспокоиться о восстании совета директоров, по крайней мере, пока, но у него все еще была работа. Первым в его списке стояло укрепление отношений с высшим руководством. Он знал, что без их поддержки у него не будет шансов на успех.

Были аргументы в пользу того, чтобы не торопиться и пытаться налаживать отношения медленно. В конце концов, все они только что пережили серьезную перестановку. Вполне естественно, что людям нужно время, чтобы адаптироваться - и погоревать. Сэм предупредил его, что рядовые сотрудники испытывают стресс. Хотя до сих пор компания избегала увольнений, смена руководства заставила их опасаться, что все может измениться. Возможно, ему следует попытаться направить энергию на что-то позитивное. В следующем году исполняется 75 лет со дня основания компании. Возможно, ему стоит попросить руководителя отдела маркетинга Элисон Франклин провести мозговой штурм, чтобы отметить историю NutriSelect новой кампанией. Они и раньше хорошо работали вместе, и он восхищался ее креативностью. А Сэм мог бы взять на себя инициативу по планированию внутреннего праздника. Это не должно было быть чем-то из ряда вон выходящим, но признание преданности сотрудников фирмы, особенно в тяжелые экономические времена, могло бы поднять моральный дух.

Однако это не помогло бы в ситуации с Риной и Ричардом. "Как лучше с ними работать?" - задавался он вопросом. Должен ли он занять более примирительную позицию? Если он признает, что не в своей тарелке и нуждается в их руководстве, апеллируя к их большому опыту, будут ли они более склонны поддержать его? Однако проявление слабости было бы риском. Он был выбран на должность генерального директора, потому что совет директоров верил, что он сможет вывести NutriSelect на новый уровень успеха. Если он не начнет двигать компанию в новом направлении, как долго он сможет сохранять поддержку совета директоров?

Он снова подумал о контракте с поставщиком, о котором узнал на прошлой неделе - о контракте, который полностью поддерживали Ричард и Рена. Он хотел, чтобы NutriSelect была известна здоровой, доступной пищей и устанавливала отраслевые стандарты качества. И он не сможет достичь этих целей, если затраты будут его единственным приоритетом. Возможно, Дэну нужно было доказать, что он контролирует ситуацию - и начать формулировать свое видение - заняв твердую позицию сейчас.

Дэн знал, что ему нужно сделать выбор быстро. Чем дольше он будет метаться, тем труднее ему - и компании - будет оправиться.

Какой лучший способ для Дэна переломить ситуацию?

Эйлин Рош (eroche@harvardbusiness.org) - редактор Harvard Business Review.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • Hbr.org
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться