Прошло 100 лет с тех пор, как Гарвардская школа бизнеса начала использовать метод кейс-стади. Помимо преподавания конкретного предмета, метод изучения конкретных ситуаций превосходен тем, что прививает студентам мета-навыки. В этой статье объясняется важность семи таких навыков: подготовка, проницательность, распознавание предвзятости, суждение, сотрудничество, любопытство и уверенность в себе.
За десять лет работы деканом Гарвардской школы бизнеса я провел сотни часов, общаясь с нашими выпускниками. Чтобы оживить эти беседы, я опирался на любимый вопрос: "Что самое важное вы узнали, пройдя обучение на нашей программе MBA?"
Ответы выпускников были разными, но, как правило, следовали определенной схеме. Почти никто не называл конкретную бизнес-концепцию, которой он научился. Многие упоминали близкую дружбу или однокурсника, который стал партнером по бизнесу или жизни. Однако чаще всего выпускники подчеркивали личные качества или навыки, такие как "возросшая уверенность в себе", "способность отстаивать свою точку зрения" или "умение тесно сотрудничать с другими людьми для решения проблем". И когда я спрашивал, как они развивали эти способности, они неизбежно упоминали магию метода кейсов.
Гарвардская школа бизнеса стала пионером в использовании кейсов для обучения менеджменту в 1921 году. Сейчас, когда мы отмечаем 100-летие преподавания кейсов, много написано об эффективности этого метода. Я согласен со многими из этих наблюдений. Кейсы знакомят студентов с реальными деловыми дилеммами и решениями. Кейсы учат студентов быстро оценивать бизнес-проблемы, учитывая при этом более широкий организационный, отраслевой и общественный контекст. Студенты лучше запоминают концепции, когда они представлены в кейсе, так же как люди лучше запоминают слова, когда они используются в контексте. Кейсы учат студентов, как применять теорию на практике и как выводить теорию из практики. Метод кейсов развивает способность к критическому анализу, суждениям, принятию решений и действиям.
Есть слово, которое точно отражает более широкий набор способностей, которые, по словам наших выпускников, они приобрели благодаря методу кейсов. Это слово - мета-навыки, и эти мета-навыки - преимущество обучения на основе кейс-стади, которое те, кто никогда не сталкивался с этим методом, могут недооценить.
Педагоги определяют мета-навыки как группу долговременных способностей, которые позволяют человеку быстрее учиться новому. Например, когда родители поощряют ребенка учиться играть на музыкальном инструменте, они не только надеются привить ему музыкальные навыки (которыми одни дети овладевают, а другие нет), но и могут оценить пользу, которую ребенок получает от целенаправленной, последовательной практики. Этот мета-навык ценен для обучения многим другим вещам, помимо музыки.
В этом же ключе позвольте мне предложить семь жизненно важных мета-навыков, которые студенты приобретают благодаря кейс-методу:
1. Подготовка
Студентам негде спрятаться в моменты перед знаменитым "холодным звонком", когда преподаватель может попросить любого студента наугад начать обсуждение кейса. Спустя десятилетия после окончания университета студенты будут живо вспоминать "холодные звонки", когда они или кто-то другой замерли от страха, или когда они поднялись на ноги, чтобы раскрыть дело даже перед лицом яростной проверки со стороны профессора.
Метод кейсов создает мощные стимулы для подготовки студентов. Студенты обычно тратят несколько часов на чтение, выделение и обсуждение кейсов перед занятием, иногда в одиночку, иногда в группах. Количество кейсов, которые необходимо подготовить, может быть непомерно большим.
Учиться быть подготовленным - читать материалы заранее, расставлять приоритеты, определять ключевые вопросы и иметь первоначальную точку зрения - это мета-навык, который помогает людям добиваться успеха в самых разных профессиях и рабочих ситуациях. Мы все видели, как подготовленный человек, который знает, о чем говорит, может завоевать доверие других людей на деловой встрече. Привычка готовиться к обсуждению кейса может превратить студента в такого человека.
2. Разборчивость
Многие кейсы длинные. Типичное дело может включать в себя историю, историю отрасли, состав персонажей, диалог, финансовые отчеты, исходные документы и другие доказательства. Некоторые материалы могут быть отвлеченными или несущественными. В кейсах часто бывают "дыры" - отсутствующие критические части информации.
Метод кейсов заставляет студентов выявлять и фокусироваться на главном, игнорировать шум, пропускать, когда это возможно, и концентрироваться на главном - мета-навыки, необходимые каждому занятому руководителю, столкнувшемуся с парадоксом одновременной информационной перегрузки и информационной скудости. Как метко выразился один из выпускников, "метод кейсов помог мне научиться отделять пшеницу от плевел".
3. Распознавание предубеждений
У студентов часто бывает первоначальная реакция на кейс, обусловленная их происхождением или предыдущим опытом работы и жизни. Например, люди, работавшие в финансовой сфере, могут быть предвзяты и рассматривать дела через финансовую призму. Однако эффективные генеральные менеджеры должны понимать и сопереживать различным заинтересованным сторонам, и если у кого-то есть естественная склонность отдавать предпочтение одной точке зрения перед другой, обсуждение десятков кейсов поможет выявить эту предвзятость. Вооружившись таким самопониманием, студенты смогут исправить это предубеждение или научиться внимательнее прислушиваться к однокурсникам, чьи различные точки зрения могут помочь им увидеть больше, чем их собственные предубеждения.
Распознавание и исправление личных предубеждений может стать бесценным мета-навыком в деловой среде, когда руководителям неизбежно приходится работать с людьми, принадлежащими к разным функциям, имеющими разное происхождение и взгляды.
4. Суждение
Кейсы вводят студентов в роль главного героя кейса и заставляют их принимать и защищать решение. Такой формат оставляет место для обсуждения нюансов, но не для колебаний: Преподаватели подталкивают студентов к выбору варианта, прекрасно понимая, что правильный ответ редко бывает один.
Действительно, большинство кейсов призваны стимулировать дискуссию, а не подчеркивать эффективную или неэффективную практику управления. По всем изучаемым кейсам студенты получают обратную связь от своих одногруппников и преподавателей о том, когда их решения являются более или менее убедительными. Это позволяет им развить умение принимать решения в условиях неопределенности, доносить это решение до других и добиваться их поддержки - все основные лидерские качества. Лидеры заслуживают уважения за свои суждения. Это то, в чем студенты, обучающиеся по методу кейсов, получают много практики.
5. Сотрудничество
Принятие бизнес-решений лучше осуществлять после длительных обсуждений, дебатов и дискуссий. Как и в любом командном виде спорта, люди становятся лучше в совместной работе с практикой. Обсуждение кейсов в небольших учебных группах, а затем в классе, помогает студентам отработать мета-навык сотрудничества с другими. Наши выпускники часто говорят, что после кейс-метода у них улучшились навыки участия в собраниях и руководства ими.
Организация хорошей совместной дискуссии, в которой каждый вносит свой вклад, каждая точка зрения тщательно рассматривается, а в конце принимается продуманное решение, - такова суть любого хорошего обсуждения кейса. Хотя учителя играют главную роль в этом процессе сотрудничества во время работы в школе, это искусство, которое студенты, изучающие кейс-метод, усваивают и становятся лучше, когда им доводится вести дискуссии.
6. Любознательность
В кейсах студенты сталкиваются с множеством различных ситуаций и ролей. В разных кейсах они принимают на себя роль предпринимателя, инвестора, функционального лидера или генерального директора в различных отраслях и секторах. Каждый кейс дает студентам возможность увидеть, что вызывает у них отклик, что их волнует, что наскучивает, какую роль они могли бы представить в своей карьере.
Кейсы стимулируют любопытство к разнообразию возможностей в мире и множеству способов, которыми студенты могут изменить мир к лучшему в качестве лидеров. Это любопытство помогает им на протяжении всей жизни. Оно делает их более гибкими, более адаптивными и более открытыми для более широкого круга задач в своей карьере.
7. Уверенность в себе
Во время кейс-стади студентам приходится играть роли, значительно превосходящие их предыдущий опыт или возможности, часто в качестве лидеров команд или целых организаций в незнакомой обстановке. "Что бы вы сделали, если бы были главным героем кейса?" - самый распространенный вопрос при обсуждении кейса. Даже если они воображаемые и временные, эти "растянутые" задания повышают уверенность студентов в том, что они могут справиться с задачей.
В нашей программе студенты могут изучить 500 кейсов за два года, и диапазон ролей, которые им предлагается взять на себя, увеличивает диапазон ситуаций, с которыми, по их мнению, они могут справиться. Выступление перед 90 однокурсниками поначалу кажется рискованным, но со временем студенты начинают относиться к этому риску более спокойно. Знание того, что они могут держать себя в руках в высококвалифицированной группе сокурсников, повышает их уверенность в себе. Часто выпускники рассказывают, что обсуждение кейсов помогло им почувствовать себя готовыми к гораздо большим ролям или задачам, чем они могли себе представить до получения степени MBA. Уверенности в себе трудно научить или воспитать, но метод изучения кейсов, похоже, вселяет ее в людей.
Возможно, существуют и другие способы обучения этим мета-навыкам, например, повторный опыт, полученный в ходе практики или под руководством талантливого тренера. Однако под руководством опытного преподавателя кейс-метод может увлечь студентов и помочь им развить мощные мета-навыки, как никакая другая форма обучения. Это быстро стало очевидным, когда кейс-метод был представлен в 1921 году, и это еще более верно сегодня.
Для преподавателей и студентов признание ценности этих мета-навыков может дать перспективу для более широких целей их совместной работы. Возвращаясь к примеру с уроками игры на фортепиано, для учителя музыки или его учеников может быть естественным оценивать успех по простому показателю: Научился ли ученик хорошо играть на инструменте? Но когда все участники процесса признают более широкие мета-навыки, которые может привить обучение игре на инструменте, и что даже те, кто с трудом справляется с Бахом, могут извлечь пользу из обучения на протяжении всей жизни, это может привести к более глубокому пониманию этой работы.
Для рекрутеров и работодателей признание долгосрочных преимуществ, которые дает обучение по методу кейсов, может стать ценной перспективой при оценке кандидатов и построении их потенциальных карьерных траекторий.
И хотя мы, безусловно, должны использовать столетний юбилей кейс-метода, чтобы представить себе еще более мощные способы обучения студентов в будущем, давайте обязательно оценивать эти инновации с точки зрения мета-навыков, которые они могут привить, в той же степени, что и освоение предмета, которое они могут обеспечить.
Об авторе
Нитин Нохрия - бывший декан Гарвардской школы бизнеса.
- Hbr.org
Поделиться