Бюджетирование расходов на персонал: первые шаги

Для многих HR-специалистов бюджетирование расходов на персонал остается недостижимой вершиной профессионализма. Часто это не вина конкретного кадровика, а показатель уровня развития бизнеса. Отсутствие потребности в подобных формах работы или понимания их необходимости приводит к ситуациям, когда новый сотрудник нужен срочно, а денег на мероприятия по подбору персонала нет.

Бюджетирование как инструмент планирования:

Бюджет рассматривается как финансовый план, отражающий прогноз будущих финансовых операций. Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимально распределить ресурсы и избежать кризисных ситуаций.

Для HR-специалиста бюджетирование - это планирование расходов на персонал, контроль за денежными средствами и анализ их расходования. Процесс состоит из трех этапов:

  1. Составление бюджета: планирование расходов на персонал.
  2. Исполнение бюджета: учет и контроль расходования средств.
  3. Анализ исполнения бюджета.

Бюджет HR-подразделения проектируется на основании ежегодного плана работы с персоналом, который, в свою очередь, составляется с учетом бизнес-плана компании.

Преимущества бюджетирования для компании и HR-службы:

Для компании:

  • Детализация концепции развития бизнеса.
  • Четкое планирование финансово-хозяйственной деятельности.
  • Прогнозирование прибыли.
  • Информирование сотрудников о планах работы предприятия.
  • Контроль и оценка эффективности работы руководителей и подразделений.
  • Заблаговременное выявление потребности предприятия в ресурсах.
  • Оптимизация финансовых потоков и распределения ресурсов.
  • Возможность использовать опыт исполнения прежних бюджетов для корректировки работы предприятия в будущем.

Для HR-службы:

  • Инструмент планирования работы, сводящий к минимуму внезапные заказы на подбор или обучение персонала.
  • Возможность единожды утвердить расходы на мероприятия отдела.
  • Ускорение реализации мероприятий по управлению персоналом.
  • Четкая расстановка приоритетов в работе службы по управлению персоналом.
  • Больший авторитет у линейных и топ-менеджеров.
  • Взаимодействие с финансовой службой и бухгалтерией на их языке.

Препятствия для внедрения системы бюджетирования:

  • Сложность и затратность процесса.
  • Низкий уровень развития коммуникаций и корпоративной культуры.
  • Стремление сотрудников минимизировать свою нагрузку.
  • Однократное составление бюджета в год, подавляющее инициативу сотрудников.
  • Возможность формирования атмосферы подтасовок фактов и недоверия между подразделениями.
  • Отсутствие экономической подготовки у специалистов по HR.

Разработка бюджета расходов на персонал:

Процесс формирования бюджета включает в себя:

  1. Определение статей расходов: на основе плана работы с персоналом.
  2. Создание бюджета расходов на персонал.
  3. Согласование бюджета с заинтересованными службами.
  4. Презентация и утверждение бюджета расходов на персонал.

Основные статьи расходов службы управления персоналом:

  • Фонд оплаты труда (ФОТ).
  • Налоги на ФОТ.
  • Социальные программы фирмы.
  • Стоимость привлечения, адаптации, увольнения, ротации персонала.
  • Оборудование новых рабочих мест.
  • Обучение и развитие персонала.
  • Командировочные расходы.
  • Подписка, затраты на литературу, программное обеспечение.
  • Привлечение внешних специалистов.

Необходимость бюджетирования для компании:

Бюджетирование не всегда является необходимым инструментом. Оно будет неэффективным, если присутствуют следующие факторы:

  • Отсутствие делегирования полномочий и ответственности.
  • Отсутствие формализованных целей и целевых значений ключевых показателей деятельности.
  • Отсутствие четкого распределения полномочий и ответственности.
  • Недостаток экономических знаний у руководителей подразделений.
  • Борьба за распределение сфер влияния между руководителями.

Заключение:

Бюджетирование - мощное средство управления персоналом, но использовать его нужно очень аккуратно. Используя этот инструмент, управляющий персоналом позиционирует себя как профессиональный руководитель, самостоятельно решающий свой круг задач и учитывающий все аспекты жизнедеятельности компании.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться