Для многих HR-специалистов бюджетирование расходов на персонал остается недостижимой вершиной профессионализма. Часто это не вина конкретного кадровика, а показатель уровня развития бизнеса. Отсутствие потребности в подобных формах работы или понимания их необходимости приводит к ситуациям, когда новый сотрудник нужен срочно, а денег на мероприятия по подбору персонала нет.
Бюджетирование как инструмент планирования:
Бюджет рассматривается как финансовый план, отражающий прогноз будущих финансовых операций. Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимально распределить ресурсы и избежать кризисных ситуаций.
Для HR-специалиста бюджетирование - это планирование расходов на персонал, контроль за денежными средствами и анализ их расходования. Процесс состоит из трех этапов:
- Составление бюджета: планирование расходов на персонал.
- Исполнение бюджета: учет и контроль расходования средств.
- Анализ исполнения бюджета.
Бюджет HR-подразделения проектируется на основании ежегодного плана работы с персоналом, который, в свою очередь, составляется с учетом бизнес-плана компании.
Преимущества бюджетирования для компании и HR-службы:
Для компании:
- Детализация концепции развития бизнеса.
- Четкое планирование финансово-хозяйственной деятельности.
- Прогнозирование прибыли.
- Информирование сотрудников о планах работы предприятия.
- Контроль и оценка эффективности работы руководителей и подразделений.
- Заблаговременное выявление потребности предприятия в ресурсах.
- Оптимизация финансовых потоков и распределения ресурсов.
- Возможность использовать опыт исполнения прежних бюджетов для корректировки работы предприятия в будущем.
Для HR-службы:
- Инструмент планирования работы, сводящий к минимуму внезапные заказы на подбор или обучение персонала.
- Возможность единожды утвердить расходы на мероприятия отдела.
- Ускорение реализации мероприятий по управлению персоналом.
- Четкая расстановка приоритетов в работе службы по управлению персоналом.
- Больший авторитет у линейных и топ-менеджеров.
- Взаимодействие с финансовой службой и бухгалтерией на их языке.
Препятствия для внедрения системы бюджетирования:
- Сложность и затратность процесса.
- Низкий уровень развития коммуникаций и корпоративной культуры.
- Стремление сотрудников минимизировать свою нагрузку.
- Однократное составление бюджета в год, подавляющее инициативу сотрудников.
- Возможность формирования атмосферы подтасовок фактов и недоверия между подразделениями.
- Отсутствие экономической подготовки у специалистов по HR.
Разработка бюджета расходов на персонал:
Процесс формирования бюджета включает в себя:
- Определение статей расходов: на основе плана работы с персоналом.
- Создание бюджета расходов на персонал.
- Согласование бюджета с заинтересованными службами.
- Презентация и утверждение бюджета расходов на персонал.
Основные статьи расходов службы управления персоналом:
- Фонд оплаты труда (ФОТ).
- Налоги на ФОТ.
- Социальные программы фирмы.
- Стоимость привлечения, адаптации, увольнения, ротации персонала.
- Оборудование новых рабочих мест.
- Обучение и развитие персонала.
- Командировочные расходы.
- Подписка, затраты на литературу, программное обеспечение.
- Привлечение внешних специалистов.
Необходимость бюджетирования для компании:
Бюджетирование не всегда является необходимым инструментом. Оно будет неэффективным, если присутствуют следующие факторы:
- Отсутствие делегирования полномочий и ответственности.
- Отсутствие формализованных целей и целевых значений ключевых показателей деятельности.
- Отсутствие четкого распределения полномочий и ответственности.
- Недостаток экономических знаний у руководителей подразделений.
- Борьба за распределение сфер влияния между руководителями.
Заключение:
Бюджетирование - мощное средство управления персоналом, но использовать его нужно очень аккуратно. Используя этот инструмент, управляющий персоналом позиционирует себя как профессиональный руководитель, самостоятельно решающий свой круг задач и учитывающий все аспекты жизнедеятельности компании.
Поделиться