Творческое мышление о будущем требует чувствительности к сложному, быстро меняющемуся миру перед вами, способности предвидеть неожиданные сбои и готовности постоянно переоценивать свои самые основные убеждения и предположения. Мы считаем, что для того, чтобы творчески подходить к будущему организаций, необходимо сделать три вещи:
Сначала понять, как мыслят люди.
Возможно, из-за особенностей работы мозга вы и ваши коллеги придерживаетесь устаревших предположений и ошибочных представлений о своей организации. У людей есть естественное предубеждение к идеям и концепциям, которые подтверждают, а не противоречат идеям, в которые они уже верят. Такие предубеждения могут саботировать их способность к свежему мышлению.
Классический пример: Генри Форд, как известно, настаивал на том, что полностью черная модель Т всегда будет оставаться желанной для потребителей. Даже когда другие автопроизводители создавали новые модели и цвета автомобилей, даже когда его коллеги призывали его рассмотреть возможность использования новых направлений, Форд отказывался сдвинуться с места. После многих лет фантастических инноваций, которые помогли принести автомобиль в массы, Форд стал жертвой предвзятости "якорения", которая заставляет людей принимать (или не принимать) новые решения, ссылаясь на свой предыдущий опыт.
Освободите свой разум для генерирования новых идей, заметив, как эти и другие когнитивные модели могут формировать ваши ключевые предположения и удерживать вас от более творческого мышления.
Размышляя о будущем своей организации, вы и ваши коллеги должны чувствовать поощрение к тому, чтобы сомневаться в том, что "то, как мы делаем вещи здесь, в X Corp.", обязательно все еще актуально. Настаивайте на культуре, которая позволяет людям постоянно оспаривать самые фундаментальные убеждения, гипотезы и предположения, которые они имеют о вашей организации, отрасли, в которой она ведет бизнес, и мире, в котором она работает.
Второе, творчески мыслите, разрабатывая новые ментальные модели; проведите аудит - а затем поставьте под сомнение - фундаментальные убеждения и предположения вашей организации.
Творчески мыслить - значит изменить свой взгляд на что-то, обновить одну или несколько своих ментальных моделей. Чтобы начать, изучите некоторые из наиболее важных ментальных моделей, которые вы и ваши коллеги используете в настоящее время. Рассмотрите возможность проведения "аудита убеждений". Путем интервьюирования или опроса своих коллег вы можете выяснить их мнение о текущей ситуации в вашей организации:
- Какие ключевые допущения присущи вашей повседневной деятельности? Установленные "правила", по которым вы или ваша организация обычно работаете? Какие основные ценности "даны"?
- Каковы некоторые из ваших личных убеждений относительно вашей организации и того, что заставляет ее работать эффективно в настоящее время? В каких областях ваша организация уделяет слишком много - или слишком мало - времени и ресурсов?
- Каково конкурентное пространство вашей организации, и есть ли способы его переопределения?
- Если бы вас или вашей организации не существовало, какие изменения произошли бы в мире? Чего бы не хватало?
Это лишь примерные вопросы - вы должны разработать другие, исходя из текущих потребностей вашей организации.
Вопрос о текущей ситуации может открыть путь к творческому мышлению. Например, первоначальным стремлением компании Google было создание лучшей поисковой системы в истории; вероятно, организация достигла этой цели. Но для того чтобы вступить в новую эру роста, руководители Google должны были по-другому воспринимать свою компанию. Только когда они бросили вызов своему давнему предположению: "Мы - компания поисковых систем", они смогли прийти к концепции "Мы хотим знать все", которая дала толчок таким проектам, как Google Earth, Google Book Search и Google Labs, наряду с дальнейшим совершенствованием их знаменитой поисковой системы.
В-третьих, творчески подходите к будущему, используя "перспективное мышление" для рассмотрения ключевых тенденций и сбоев.
Используйте широкий, долгосрочный взгляд, открытый для всех возможностей и полностью осознающий, что происходит как внутри, так и за пределами вашей организации или вашего ближайшего окружения.
Мегатренды, крупные социальные, экономические, политические, экологические или технологические изменения, которые могут оказать значительное влияние на широкий спектр областей, могут быть очень полезным инструментом, помогающим зажечь новые возможности. В качестве примеров можно привести рост альтернативных источников энергии, быстро развивающиеся рынки, такие как Бразилия и Китай, и растущую мобильную связь. Мегатренды повлияют на вашу компанию, ваших клиентов, конкурентов, а также на вашу семью и общество.
Составьте список проблем, которые, по вашему мнению, могут: проявиться в течение относительно длительного периода времени (скажем, от пяти до десяти лет, хотя в разных отраслях могут быть более или менее длительные сроки); оказать сильное и широкомасштабное влияние; и открыть для вас ряд стратегических ответов. Затем уточните свой список, спросив: Какие тенденции станут ключевыми векторами формирования будущего моей организации? Какие тенденции, на первый взгляд не имеющие отношения к делу, могут оказаться удивительно важными?
< <
Эта статья также опубликована в:
-
HBR Guide to Thinking Strategically
Strategy & Execution BOOK
- АВТОР
перед заключительным
для каждого дополнительного автора. Без пробелов и запятых. --> 19.95 Добавить в корзину
Подумайте о множестве способов использования этих мегатрендов для создания новых возможностей для вашей организации. Напрягите свое мышление, подумав, к каким из этих тенденций ваша организация была бы наименее готова. Есть ли прямо перед вами тенденции, на которые вы еще не обращали внимания?
Спросите себя, как эти потенциальные тенденции могут повлиять на новые идеи, которые вы хотите генерировать в будущем. Например, клиент, с которым мы работали несколько лет назад, крупная европейская сеть универмагов, категорически заявила, что ее будущее - в Китае, основываясь на тенденциях, указывающих на рост покупательной способности растущего там среднего класса. Но ни один человек из команды руководителей не слышал о TaoBao, ближайшем китайском аналоге Amazon.com, который растет двузначными темпами, строит новые распределительные центры по всей стране и фокусируется на отношениях с клиентами и лояльности.
Творческое мышление о будущем заключается не только в сборе данных о тенденциях, но и в поддержании атмосферы сомнения, культивируемой на первом этапе. Это позволит вам по-новому взглянуть на данные - будь то тенденции, исследования клиентов или конкурентная разведка - и лучше подготовиться к неопределенному будущему. Действительно, творческий подход к будущему означает принятие неопределенности, а не более предсказуемую реакцию в виде попытки ее устранить.
Об авторе
Алан Ини - старший глобальный специалист по креативности бизнеса в The Boston Consulting Group (BCG), а Люк де Брабандере - старший советник этой компании. Они являются соавторами недавно опубликованной книги Thinking in New Boxes: A New Paradigm for Business Creativity (Random House).
- Hbr.org
Поделиться