Брюс Спрингстин, искусное лидерство и то, что делают боссы рок-звезд

Автобиография Брюса Спрингстина Born to Run - это учебник по добродетели, которой обладают лучшие менеджеры и которую распространяют лучшие лидеры: стойкая надежда. Надежду, которая рождается, если смотреть правде в глаза - особенно правде потери и страха - не теряя веры. Надежда, которая ведет вас через трудности, а не уводит от них. Книга предлагает три урока по воспитанию такой надежды. Автор пишет, что у Спрингстина он научился: удерживать внимание людей, служить их воображению, позволять цели найти свое ремесло; любовь сделает вас лучше, размышления сделают вас последним.

Есть особый вид босса. Тот, кто заполняет каждую комнату своим большим эго и еще большим сердцем. Он озвучивает суровые истины, не заставляя вас терять надежду, и заставляет вас работать усерднее и чувствовать себя легче от этого. Мы часто называем таких начальников "рок-звездами", чтобы подчеркнуть их популярность. В некоторых компаниях их несколько, в других - считанные единицы. Однако среди настоящих рок-звезд уже давно есть только один Босс - Брюс Спрингстин, и этой осенью он отправляется на Бродвей.

Последняя постановка Спрингстина, интимное сольное шоу, будет сочетать в себе чтения из его недавней автобиографии Born to Run и подборку песен. Если шоу будет похоже на книгу, оно станет мастер-классом по менеджменту и лидерству - только более лиричным, чем те, в которых участвуют знаменитые предприниматели, политики или генералы.

Артисты тоже менеджеры и лидеры. Для того чтобы группа была вместе, а выступление - в пути, нужен хороший менеджмент. Но их руководство отличается от руководства корпораций, стран или армий и часто противоречит ему. Работа искусства, по словам Спрингстина, - это "естественная диверсия". Именно через искусство невыразимое и неслышимое обретает голос. Лидеры истеблишмента могут хвалить и оплачивать искусство, но они не могут его контролировать. Вот почему лидерство художника обычно заслуживает доверия: Он либо говорит с людьми и для людей, либо вообще не имеет власти.

Спрингстин, чья стойкость зиждется на освещении того, что он называет "постиндустриальной травмой Америки", является ярким примером. Задолго до того, как экономисты зафиксировали гибель американской мечты, его тексты оплакивали ее. "Является ли мечта ложью, если она не сбывается, или это нечто худшее?" - пел он в песне "Река" на протяжении десятилетий. И все же, исполняя многие разочарованные строки, он сохранил эту самую мечту живой. Его карьера - такой же символ этого, как и герои его песен. В его творчестве, и эта книга не является исключением, люди теряют дома, работу, любовь - но никогда вожделение и гордость.

Не удивительно, что автобиография является учебником по добродетели, которой обладают лучшие менеджеры и которую распространяют лучшие лидеры: стойкая надежда. Надежду, которая рождается, если смотреть правде в глаза - особенно правде потери и страха - не теряя веры. Надежда, которая ведет вас через трудности, а не уводит от них. Я вынес три урока по ее воспитанию.

Чтобы удержать внимание людей, послужите их воображению

В плане управления Спрингстин - босс старой закалки, весь в жесткой любви и рыночных силах. "Рок-н-ролльные группы, которые выживут, должны прийти к одному основному человеческому осознанию", - пишет он, выделяя курсивом то, что, возможно, является величайшим достоинством - для артиста, культуры или института - в его мировоззрении, сформированном потерями. (По его мнению, "уход с пылающей славой - это чушь собачья")

Осознание заключается в следующем: "Парень, стоящий рядом с вами, важнее, чем вы думаете. И этот мужчина или женщина должны прийти к такому же пониманию относительно мужчины или женщины, стоящих рядом с ним или с ней, относительно вас. Или: все должны быть на мели, жить не по средствам и нуждаться в твердой валюте. Или: и то, и другое". В настоящее время учебные программы лучших бизнес-школ рекомендуют подобную смесь эмпатии и стимулов.

Однако, когда речь заходит о лидерстве, появляется много нового. "В моей сфере деятельности, - пишет Спрингстин, предлагая превосходное определение лидерства, - вы служите по велению воображения вашей аудитории". (Слуга воображения - прекрасный контраст с классическим определением Наполеона о лидерах как торговцах надеждами).

И если вам посчастливилось быть доверенным лидерством - то есть воображением от имени других - он ясно говорит, что вы должны делать: "Я здесь, чтобы предоставить доказательство жизни этому вечно неуловимому, никогда полностью не верящему "нам"."

Я здесь, в этой строке, является предпосылкой для всего, что происходит после. Быть там, в месте и из места - это то, с чего начинается ведение. Затем вы должны двигаться. Песни должны звучать, арены должны быть заполнены. Но это только средства. Работа лидера заключается в том, чтобы воплотить идентичность сообщества - придать слова и плоть неуловимым идеалам. (Только в теле идеал становится историей). Легитимность лидера, таким образом, зависит от того, "насколько глубоко вы [можете] населить свою песню".

Let Purpose Find Your Craft

Когда молодой Спрингстин оттачивал свое мастерство каждую ночь в барах на берегу Джерси, он наслаждался своей растущей популярностью, но чувствовал, что чего-то не хватает. "Часть пути туда", самого неуловимого из всех спрингстиновских идеалов, "заключается в знании того, что делать с тем, что у тебя есть, и в знании того, что делать с тем, чего у тебя НЕТ", - пишет он.

То, что работа Спрингстина никогда не определяет там, возможно, помогло поклонникам придать ей то значение, которого они больше всего хотели. Для него, говорится в книге, there - это сочетание позиции, ее длительности и свободы бежать. Держаться за то, что дорого, не теряя при этом открытой дороги. Но если понятие туда расплывчато, ясно одно: чтобы попасть туда, нужно упорно трудиться. Вы можете оттачивать свое ремесло и позволить цели найти вас. Но нельзя оттачивать свою цель и надеяться, что ремесло само найдет тебя.

А цель - это то, чего у него не было в течение многих лет, - драйв, который возникает от осознания того, что твоя работа значима для тебя и ценна для других. "К 1977 году, - вспоминает он, - в истинно американской манере я вырвался из оков рождения, личной истории и, наконец, места, но что-то было не так..... Я чувствовал, что существует большая разница между личной свободой и настоящей свободой..... Я чувствовал, что личная свобода - это то же самое, что мастурбация - это секс". Это хорошее напоминание о том, что цель имеет долгий срок созревания и рождается из действий и встреч, а не только из амбиций и сомнений.

В течение следующих нескольких лет произошел серьезный сдвиг в отношении Спрингстина к своей работе. "К концу тура River , - пишет он, - я подумал, что, возможно, отображение... расстояния между американской мечтой и американской реальностью может стать моей услугой, которую я мог бы оказать, которая сопровождала бы развлечения и приятное времяпрепровождение, которые я приносил своим поклонникам. Я надеялся, что это даст корни и миссию нашей группе".

Вот что делает цель. Она дает ремеслу корни и миссию, историю, которую можно вспомнить и представить, место, откуда можно двигаться. Спрингстин понимает разницу между работой, которую должна выполнять его музыка, заводя людей в барах Джерси или на больших аренах по всему миру, и целью - поддержанием американской мечты - и никогда не забывает об этом.

Цель придает смысл и направление трудовой жизни, проведенной в дороге, но, как предупреждает история Спрингстина, не избавляет от мучений. Их много в его жизни и творчестве: муки депрессии, борьба со своими внутренними демонами; муки таланта, борьба с чувством, что он всегда может сделать больше; муки служения, борьба с необходимостью нести чужую боль. Если ему часто не удается понять смысл этих мучений, то, по крайней мере, ему удается их использовать.

Love Will Make You Better. Отражение сделает вас последним.

Чтобы стать лучшим лидером, необходимо развивать самосознание. Ни одно наставление не может быть менее сомнительным, чем это, и автобиография легко может быть оформлена как попытка следовать ему. Но Спрингстин перевернул фетиш самоанализа.

В книге много самоанализа, но мало убедительного, и он редко помогает. Мучения остаются загадкой, а порой и мастером, в его карьере и жизни. Что действительно помогает ему, так это любовь и песни. Он ищет помощи - любви - у друзей, семьи, психотерапевтов, чтобы мучения нашли свой путь в мелодии, которой можно поделиться. Потому что, отмечает он, "вы можете петь о своих страданиях... но есть что-то в собрании душ, что сдувает блюз".

Саморефлексия, говорит Спрингстин, повторяя урок Гамлета, не просто призвана помочь. Размышления мучают вас сомнениями. Оно замедляет вас. Она не предназначена для того, чтобы сделать ваш поступок лучше. Оно призвано сделать ваш поступок последним. Как? Заставляя вас сидеть неподвижно, когда было бы проще действовать. Заставляя вас оставаться при своих вопросах, чтобы ваша мечта не превратилась в одержимость.

Тренировка внутреннего взгляда на своих собственных вопросах в конечном итоге позволяет Спрингстину понять и воспеть жизнь других. "Большинство моих произведений эмоционально автобиографичны", - заявляет он. И это видно. Самые четкие картины того, что Спрингстин ценит - того, кто он есть - можно увидеть не в размышлениях, а в описаниях, часто односложных, характеров других людей.

Он благодарит Боба Дилана за то, что тот открыл ему глаза на "правдивое видение места, в котором я жил. Тьма и свет были там, завеса иллюзий и обмана была сорвана". Своего покойного пианиста Дэнни Федеричи он называет "солнечно-боковым фаталистом" с "кратчайшей дорогой между пальцами и сердцем". U2 - это группа, которая "каждый раз играет за все шарики". Если эти строки читаются так, как будто они могут относиться к нему и его группе, то это потому, что Спрингстин, как и многие лидеры, лучше всего проявляет себя, когда обращает свой взгляд вовне. Именно это делает лидеров подлинными, позволяя их работе раскрыть их.

Бродвейское шоу Спрингстина пройдет на самой маленькой площадке, на которой он выступал за последние десятилетия. Это новинка с отголосками старого, тех баров и бальных залов, из которых ему удалось вырваться. Этот выбор сцены напомнил мне еще об одном откровении в его книге, возможно, самом большом, которое происходит только в последней сцене.

Человек, который учил нас, что мы рождены для бега, никогда не говорил много о "том месте, куда мы действительно хотим попасть". Надежда "попасть туда", по его словам, сохраняется даже тогда, когда мы не знаем, есть ли такое место. Но на своем мотоцикле, в дороге, он наконец-то почти добрался туда. Ему понадобилось 40 лет и еще одна книга Born to Run, чтобы сказать, где это место: дома. Вот что делает лидерство в долгосрочной перспективе, когда оно работает. Оно создает новый дом для наших историй. Дом, который мы не можем покинуть, а только вернуться в него, потому что он освобождает нас.

Примечание редакторов: Эта статья была обновлена, чтобы уточнить время выхода "Рожденного бежать" и "Реки".

Об авторе

Джанпьеро Петрильери - доцент кафедры организационного поведения в INSEAD. Врач и психиатр по образованию, Джанпьеро занимается исследованиями и практикой развития лидерства. Он руководит программой ускоренного развития менеджмента INSEAD, а также семинарами по лидерству для глобальных организаций. Вы можете узнать больше о работе Джанпьеро на его сайте, а также следить за ним в Twitter (@gpetriglieri) и Facebook.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • Hbr.org
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться