По мере старения населения планеты мы будем видеть все большее число пожилых сотрудников в составе рабочей силы. Однако, согласно недавнему исследованию AARP, почти двое из трех работников в возрасте 45 лет и старше говорят, что сталкивались с дискриминацией по возрасту. Если вы обеспокоены проблемой эйджизма, есть несколько стратегий, которые вы можете использовать во время собеседования. Вместо того чтобы обсуждать, сколько лет у вас есть опыта или сколько раз вы выполняли определенный тип проекта, покажите свой энтузиазм по поводу работы, сказав что-то вроде: "Это мое самое лучшее место. Это та работа, которую я люблю делать". Подходите к собеседованию как к консультационной беседе, проявляя любопытство и стремление к обучению. Найдите способ установить личный контакт с интервьюером, используя актуальные ссылки, которые могут быть близки молодому человеку, например, популярное шоу на Netflix. Приведите примеры, когда вы сотрудничали с молодыми людьми, имеющими другой опыт, не обращая внимания на возраст. И не забудьте выглядеть соответствующим образом. Если необходимо, попросите помощи в обновлении гардероба и аксессуаров. Хотя эйджизм существует, сосредоточение на том, что находится в вашей власти, может отвлечь внимание от вашего возраста и переключить его на то, почему вы подходите для этой работы.
По мере старения населения планеты мы будем наблюдать рост числа пожилых сотрудников в составе рабочей силы. Тем не менее, дискриминация по возрасту сегодня широко распространена. Согласно недавнему исследованию AARP, почти двое из трех работников в возрасте 45 лет и старше говорят, что сталкивались с дискриминацией по возрасту.
Предвзятое отношение к более молодым сотрудникам наблюдается не только в технологическом секторе, где в семи из 18 ведущих компаний Кремниевой долины средний возраст сотрудников составляет 30 лет и менее, но и в нетехнологических отраслях. Исследование, проведенное Федеральным резервным банком Сан-Франциско, показало, что количество обратных звонков по поводу вакансий было ниже для соискателей старшего возраста, причем у женщин этот показатель был ниже, чем у мужчин.
Несмотря на негативные стереотипы о том, что у пожилых работников меньше энергии и они менее продуктивны, данные свидетельствуют об обратном. Согласно исследованию Стэнфордского центра долголетия, пожилые работники здоровы, обладают сильной трудовой этикой, лояльны к своим работодателям и чаще довольны своей работой, чем их более молодые коллеги. Более того, исследование, проведенное Лондонской школой бизнеса, показало, что больше людей в возрасте до 45 лет испытывают усталость (43%), чем в возрасте старше 45 лет (35%), а наименее усталой группой являются люди старше 60 лет.
Есть некоторые должности, где седые волосы (и опыт, который приходит с ними) рассматриваются как преимущество, например, должности уровня C и более высокие должности. Даже в этом случае пожилой кандидат может конкурировать с человеком, который на 10-20 лет моложе, или проходить собеседование с ним.
Сандживу было около пятидесяти, когда он проходил собеседование в качестве внутреннего кандидата на должность исполнительного директора в некоммерческой организации. Он знал, что правление ищет лидера, способного обеспечить перемены, и пришел на собеседование с несколькими новыми идеями для организации. Тем не менее, член совета директоров, проводивший с ним собеседование, сказал ему, что они ищут "молодые умы"
Анита была уволена в возрасте 55 лет после более чем 30-летней работы в крупной технологической компании. Безработная в течение девяти месяцев, она начала терять надежду, столкнувшись с несколькими случаями эйджизма. Один рекрутер прямо сказал, что компания ищет кого-то помоложе, а рекрутер в стартапе, похожем на братство, спросил, не будет ли у нее проблем с поздними ночными вечеринками и выпивкой. В итоге она получила отличную работу в крупной компании по разработке программного обеспечения, где ее нанял начальник на 20 лет младше ее.
Лорен было 49 лет, когда она прошла собеседование и устроилась на работу в популярную компанию социальных сетей, где средний возраст сотрудников не превышает 30 лет, а ее начальник, принявший ее на работу, был почти на десять лет моложе ее. Пройдя собеседование со многими известными людьми в сфере технологий, она поняла, что эйджизм мог присутствовать, но говорит, что не ощущала его. Тем не менее, она старалась не делиться информацией, которая позволила бы другим "посчитать", чтобы определить ее возраст. Например, хотя она открыто говорила о том, что является родителем, рассказывая о своих детях, она намеренно не сообщала, что они учатся в колледже.
Если вы опасаетесь проявления эйджизма, воспользуйтесь следующими стратегиями, которые помогут сделать возраст неважным вопросом на собеседовании:
Лидируйте энергией, а не опытом. Покажите свое воодушевление возможностью и работой, которую вы делаете. Анита приписывает свой успех в поиске работы своей страсти, о которой до сих пор говорит ее начальник. Вместо того чтобы говорить о том, сколько лет у вас есть опыта или сколько раз вы выполняли определенный тип проекта, покажите свой энтузиазм по отношению к работе, сказав что-то вроде: "Это мое лучшее место. Это та работа, которую я люблю делать". Называя весь свой многолетний опыт (независимо от того, насколько он обоснован или значим), вы можете вызвать непредвиденные последствия - отчуждение или запугивание интервьюера, или показаться всезнайкой.
Примите консультационный менталитет. Подходите к собеседованию как к консультационной беседе, проявляя любопытство и стремление к обучению. Используйте хорошие открытые вопросы в сочетании с заинтересованным слушанием, чтобы лучше понять контекст организации и ее уникальные проблемы, чтобы определить, где и как вы можете принести наибольшую пользу. Такой подход будет не только более убедительным, но и поможет вам проявить себя более уверенно, поскольку вы возвысите себя до уровня равного собеседника. Смена мышления - это часть того, как вы можете изменить динамику восприятия власти: от того, что вы действительно хотите или нуждаетесь в работе, к тому, что у вас есть решение или ноу-хау, которое нужно компании.
Демонстрируйте смирение и неиерархический подход. Лоурен объясняет свой успех на собеседованиях проявлением подлинного смирения и демонстрацией эгалитарного подхода в сотрудничестве с другими. Она продемонстрировала это, задавая такие вопросы, как "Где вы хотите воспользоваться преимуществами блестящей работы, которую уже проделала команда, а где, по вашему мнению, пришло время для несколько иного подхода?". Она также подчеркнула, что нужно говорить о "поддержке команд", а не о "руководстве командами", и обязательно отдавала должное людям, выполняющим работу. Учитывая, что сотрудничество является нормой для миллениалов, все, что свидетельствует об иерархическом стиле, например, вопрос о должности или сфере контроля, является тревожным сигналом о способности человека вписаться в культуру, где работа создается совместно.
Пообщайтесь с интервьюером. Исследования показывают, что эффективным способом влияния на других является теплое начало. Это может быть так же просто, как улыбка. Находя способы установить личный контакт со своим интервьюером, Лорен старалась использовать актуальные ссылки, которые могут быть близки молодым людям, например, популярное шоу на Netflix. Юмор - еще один способ установить контакт и показать собеседнику, что с вами будет приятно работать. Однако не используйте устаревшие ссылки или самоуничижительный юмор типа "это было до интернета" или "это, вероятно, было до вашего времени". Это неудобно и вызывает отторжение.
Покажите свою способность хорошо работать с разными группами людей. Анита проиллюстрировала это, приведя примеры проектов, которые она вела в разных функциях, географических регионах и на разных уровнях руководства, включая новых менеджеров. Таким образом, она продемонстрировала свою способность хорошо работать с более молодыми коллегами, без необходимости специально подчеркивать возраст. Аналогичным образом, Лорен рассказала о том, что она стремится использовать различный опыт людей, и привела примеры успешной работы с людьми из армии, у которых был первый опыт работы в частном секторе. Этот пример показал, что она может сотрудничать с молодыми людьми, имеющими другой опыт, не привлекая внимания к возрасту.
Выглядеть соответствующе. Вписаться в молодую толпу не означает, что вам нужно носить толстовку или выглядеть как все. Вы должны чувствовать себя комфортно и аутентично, при этом соответствуя культуре. Если необходимо, обратитесь за помощью, чтобы обновить свой гардероб и аксессуары. Многие универмаги предлагают услуги стилиста бесплатно. Анита привела свою 26-летнюю дочь за покупками и купила несколько нарядов и несколько украшений, которые были стильными и универсальными для разных компаний. Другая клиентка купила новые модные оправы для очков, которые она надела на собеседование, чтобы не доставать свои ридеры.
Перефразируйте неуместные комментарии или вопросы. В случае с Сандживом он мог бы перефразировать желание члена совета директоров получить "молодые умы", сказав: "Я думаю, что на самом деле вам нужно инновационное мышление. Я с удовольствием поделюсь некоторыми своими идеями, которые могут помочь этой организации усилить свое влияние и стать примером для других в этой области". Когда Аниту спросили, не против ли она поздних ночных вечеринок и выпивки, она кратко ответила: "Я люблю праздновать успех со своей командой", а затем перевела разговор в другое русло. Если вы не знаете, как ответить на неуместный комментарий или вопрос, ответьте с любопытством, спросив что-то вроде: "Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?" или "Не могли бы вы подробнее рассказать о том, чему вы надеетесь научиться, чтобы я мог решить вашу основную проблему?"
Хотя эйджизм существует, сосредоточьтесь на том, что вы можете контролировать, и используйте вышеописанные стратегии, чтобы отвлечь внимание от вашего возраста и переключить его на то, почему вы подходите для этой работы.
Об авторе
Ребекка Цукер - тренер руководителей и партнер-основатель компании Next Step Partners,, занимающейся развитием лидерских качеств. Среди ее клиентов Amazon, Clorox, Morrison Foerster, Norwest Venture Partners, The James Irvine Foundation, а также быстрорастущие технологические компании, такие как DocuSign и Dropbox. Вы можете следить за ней в Твиттере: @rszucker
- Hbr.org
Поделиться