Технологические компании конкурируют за привлечение и удержание персонала: все по-старому, все по-старому. Новизна заключается в их стратегии - это нечто иное, чем массаж, комнаты для сна и стрижки на месте. Google, Facebook, Netflix и совсем недавно Amazon хвастаются своей щедрой политикой семейного отпуска. Кто бы мог подумать?
Компании услышали сигнал: современные лучшие таланты заботятся о балансе между работой и личной жизнью. Но дьявол кроется в деталях. Какая модель семейного отпуска действительно привлечет и удержит ценных сотрудников? Недавнее заявление Марка Цукерберга о его намерении взять двухмесячный отпуск по уходу за ребенком дает решающую подсказку.
Модель 1: политика "бери, сколько нужно"
В августовской новости Netflix объявил о своей новой яркой политике отпусков. В течение года после рождения или усыновления ребенка сотрудники могут брать отпуск столько, сколько захотят: зарплата выплачивается полностью, льготы сохраняются. Модель Netflix посылает сигнал. Она вписывается в их мантру "относиться к сотрудникам как к взрослым людям", ловко договариваясь о профессиональных и семейных обязательствах так, как им удобно.
И все же Netflix печально известна своей культурой стартапов с высоким давлением. Ни одному сотруднику не гарантирована работа через секунду после падения акций. В таких условиях будут ли сотрудники действительно брать отпуск? Что, если это означает, что вы не являетесь незаменимым?
Неоднозначный отпуск по уходу за ребенком, без организационных ожиданий в отношении времени отдыха, создает благодатную почву для "стигмы гибкости" - обратной реакции, которая возникает, когда профессионалы с высокой часовой рабочей культурой уходят в отпуск. Женщины, уходящие в отпуск, рискуют запустить задокументированный стереотип: что матери менее компетентны, менее преданы компании. А стигма гибкости может быть еще более опасной для мужчин. Исследование 2013 года, проведенное Лори С. Рудман и Крис Мешер обнаружили, что мужчины, которые берут отпуск по уходу за ребенком, относятся к категории более плохих работников, ассоциируются с негативными женскими чертами (слабость, нерешительность) и не ассоциируются с мужскими чертами (конкурентоспособность, амбициозность). Для мужчин стигма гибкости на самом деле является стигмой женственности, что свидетельствует о дискриминации по половому признаку.
Надеемся, что политика Netflix в отношении отпуска по уходу за ребенком реализуется с целью устранения стигмы гибкости. Если нет, то эта модель и ее громкие заголовки принесут мало пользы, так как сотрудники не будут ее использовать, а также существенный юридический риск.
Модель 2: однобокие отпуска
Наверное, самая распространенная форма отпуска предлагает один период для "основного лица, осуществляющего уход" и гораздо более короткий период для "вторичного лица, осуществляющего уход". Google использует такую структуру, предлагая 12 недель основного оплачиваемого отпуска (22 недели для биологических матерей, у которых возникают осложнения) и 7 недель дополнительного отпуска.
Открытый секрет, что именно от женщин ожидают более длительного отпуска, и они его берут. В результате отпуск рассматривается не как нечто всеобщее, как больничный лист, а как нечто женское, что укрепляет стереотип о том, что матери не преданы своему делу. Это подпитывает отсев: матери часто уходят от работодателей не потому, что утратили приверженность карьере, а потому, что работодатели предполагают, что это так, и хорошая работа иссякает.
Однобокая политика предоставления отпусков может оттолкнуть как мужчин, так и женщин, поскольку она отражает устаревшее мнение о том, что один из родителей является основным опекуном, в то время как другой занимается уборкой. Это несовместимо с молодым поколением, которое стремится к равному воспитанию детей. Мы находимся в середине огромной смены поколений. Многие молодые мужчины считают, что быть хорошим отцом означает участвовать в ежедневной заботе о ребенке, что сильно отличается от того мира, в котором выросли многие пожилые мужчины. В эпоху "отцовства по расписанию" хороший отец приходил на балетный концерт. Однако его жена находила уроки балета, возила ребенка на репетиции, покупала пачку и вносила концерт в календарь мужа.
Когда пожилые мужчины видят, как молодые мужчины твердят о практическом отцовстве, они могут защищаться: "Я этого не делал, и я хороший отец". После этого начинаются насмешки: "Тебе действительно нужно так долго отсутствовать?"; "Разве твоя жена не берет отпуск?"; даже "Кто носит штаны в вашей семье?". На рабочих местах с политикой основного ухаживающего лица часто является открытым секретом, что отпуск предназначен только для женщин. Если мужчина осмеливается взять свой, начинаются оскорбления.
Подобные комментарии потенциально нарушают два разных федеральных закона. Отговаривая мужчин от отпуска, они представляют собой вмешательство в Закон об отпуске по семейным и медицинским обстоятельствам (FMLA). Такие комментарии также могут быть представлены в качестве доказательства половых стереотипов в судебном процессе по делу о гендерной дискриминации. Если подобные комментарии не делаются женщинам (а они редко делаются), это еще одно доказательство гендерной дискриминации. Ответные действия против мужчин, взявших отпуск, когда они возвращаются на работу (в плане назначений, отслеживания продвижения по службе и т.д.) представляют собой как дискриминацию по половому признаку, так и ответные действия в рамках FMLA.
Подобные оскорбления все чаще становятся причиной судебных исков. Джош Левс подал громкий иск против Time Warner; политика компании разрешала отпуска практически для всех групп, кроме биологических отцов. Недавно иск был урегулирован на нераскрытых условиях. В Center for WorkLife Law мы проводим горячую линию для тех, кто сталкивается с дискриминацией по семейным обязанностям. За последний год число мужчин, обращающихся за юридической помощью, резко возросло, и теперь они составляют 25% от общего числа звонящих. Некоторые звонят от имени жен или подруг, но многие - по собственным проблемам, связанным с дискриминацией, вызванной семейными обязанностями.
Подведем итоги: в лучшем случае политика однобоких отпусков часто неэффективна для удержания женщин или мужчин. В худшем случае они открывают дверь для судебных разбирательств.
Модель 3: Стандартная политика для всех
Третья модель - самая лучшая: выясните, какой объем оплачиваемого отпуска может позволить себе ваша компания, а затем предложите всем одинаковый отпуск. Компания Spotify предлагает шестимесячный оплачиваемый отпуск всем родителям в течение первого года после рождения или усыновления ребенка, который можно взять в любое время до первого дня рождения ребенка.
Следующий шаг - формирование культуры, в которой и женщины, и мужчины чувствуют себя в безопасности, беря отпуск. Том Стокки, руководитель отдела поиска, известен тем, что обнародовал блог, в котором он написал о своем опыте получения отпуска. Когда мы проверяли, у него было более 10 000 лайков.
Политика Facebook не идеальна. В ноябре 2014 года газета New York Times сообщила, что не все отцы в Facebook берут полный четырехмесячный отпуск. На момент публикации в среднем отцы брали более двух месяцев; большинство женщин брали полные четыре месяца. Но помните: в эпоху, когда большинство мужчин берут отпуск не более чем на неделю или две, два месяца - это хорошее начало. Заявление Марка Цукерберга о том, что он намерен взять двухмесячный отпуск, резко контрастирует с заявлением Мариссы Майер, генерального директора компании Yahoo, которая, как известно, взяла всего две недели отпуска при рождении своего первого ребенка и объявила об аналогичных планах в связи с рождением близнецов.
Давайте будем реалистами: действительно ли вы хотите, чтобы ваши мужчины брали отпуск? Должны. Если отпуск будут брать только женщины, то неизбежно возникнет стигматизация тех, кто уходит в отпуск, как менее желательных сотрудников. Это рецепт потери женщин, которые, вернувшись из декретного отпуска, обнаруживают, что их карьера отодвинута на второй план.
Так что отпуск, который берут только женщины, скорее всего, не принесет компаниям тех преимуществ по удержанию персонала, на которые они рассчитывают. Джош Лев описывает проблему: женщина получает денежный стимул для ухода в отпуск, а затем возвращается на работу и видит, что ее проекты переходят к мужчине. Все чаще молодые мужчины тоже будут недовольны. "Отказ от старого стереотипа - отца, который приходит домой с работы, ложится поудобнее и читает газету, - происходил на протяжении десятилетий, - пишет Лев в своей новой книге, - но "пока отцовство продолжает свободно высмеиваться, на отцов будут смотреть как на второстепенных родителей"."
Примечание редактора: Эта статья была обновлена 23 ноября, чтобы включить информацию о Spotify и заявлении Марка Цукерберга.
Об авторе
Джоан К. Уильямс - заслуженный профессор права Калифорнийского университета в Гастингсе, председатель Фонда Гастингса и директор-основатель Центра права трудовой жизни. Эксперт по вопросам социального неравенства, она является автором 12 книг, в том числе Bias Interrupted: Creating Inclusion for Real and for Good (Harvard Business Review Press, 2021) и White Working Class: Overcoming Class Cluelessness in America (Harvard Business Review Press, 2019). Чтобы узнать о ее основанном на фактах и метриках подходе к искоренению неявной предвзятости на рабочем месте, посетите сайт www.biasinterrupters.org.
- Hbr.org
Поделиться