Процедуры оценки
Цели оценки
Компания может выбрать одну из двух существующих процедур проведения оценки, которые оказывают прямое влияние на стиль и результаты оценки:
-
Американская процедура оценки: оценка проводится для определения соответствия сотрудника своему рабочему месту, определения тех измерений в его работе, которые произошли со времени проведения последней оценки. Результаты оценки влияют на оплату, статус в компании.
-
Европейская процедура оценки: акцент делается на получение обратной связи от сотрудника для планирования развития карьеры, индивидуального развития, планирования обучения. Сама процедура должна быть максимально неформальной, открытой, не приводящей к серьезным изменениям финансового и карьерного положения сотрудника.
Совместить эти две цели в одной процедуре не представляется возможным, поэтому предварительно необходимо точно определить, что является для компании наиболее важным в данный момент времени.Наиболее распространенные ошибки при проведении оценки:
- "Эффект края" в памяти руководителя остается только последний период (неделя, день) работы.
- Придание излишнего веса только одному фактору: так, например, работу продавца характеризует не только объем продаж.
- Предвзятость: особенности личности заменяют результаты, так, например, замкнутому, необаятельному человеку может быть занижена оценка, тогда как коммуникабельный, установивший хорошие отношения в коллективе сотрудник получит завышенные оценки. В данном случае оцениваются показатели, характеризующие личность, которые сотрудник изменить не в силах.
- Группинг: в отделе, достигшем плохих результатов, не обязательно все сотрудники работали плохо.
- Слабый разброс оценок, обусловленный чрезмерной критичностью или лояльностью менеджера. Разброс оценок продемонстрирует, можно ли данному менеджеру делегировать ответственность за процедуру оценки.
- Центральная тенденция: ошибка, противоположная предыдущей - менеджер старается избегать крайних оценок.
- Стереотипы: пол, возраст, семейное положение.
- "Гало-эффект": один фактор влияет на другие. Например, высокие показатели объема продаж не могут свидетельствовать о высокой организованности сотрудника.
- Фаворитизм.
- "Эффект свежести".
- "Эффект похожести".