В прошлом, эффективность обучения часто связывалась с оценкой изменений в поведении сотрудников после прохождения курсов повышения квалификации. Руководители интересовались главным образом самим результатом, а не процессом его достижения. Поэтому ответственность за эффективность обучения ложилась на плечи тренера, который должен был гарантировать желаемые изменения.
Однако, современный подход к обучению сдвинул акцент с эффекта на эффективность. Обучение стало рассматриваться как систематический и спланированный процесс, который требует тщательной подготовки и учета множества факторов. Компании осознают, что обучение не ограничивается получением сертификатов, а должно приносить реальные результаты для организации.
Чтобы достичь максимальной эффективности обучения, необходимо учитывать множество факторов на разных этапах: до, во время и после проведения учебных мероприятий.
Этап до: Планирование и подготовка к обучению
На этом этапе важно четко определить цель обучения, способ обучения и выбрать подходящего тренера.
- Целеполагание: Компания должна определить необходимые компетенции для сотрудников, исходя из своих стратегических задач. Можно использовать тестирование для выявления пробелов в знаниях, а также учитывать пожелания самих сотрудников.
- Выбор метода: Определить, будет ли обучение проходить в формате открытых или закрытых семинаров-тренингов, и какой метод обучения наиболее эффективен: лекции, семинары, тренинги или другие форматы.
- Выбор тренера: Важно не только оценить резюме и рекомендации тренера, но и проверить его практический опыт, наличие долгосрочных проектов и реальных достижений. Особое внимание уделяется способности тренера установить контакт с группой, его умению преподавать и его носителю навыков, которым он будет обучать.
- Организационные моменты:
- Место проведения: Свой оснащенный класс может стать отличным вариантом, если удастся минимизировать отвлекающие факторы. Профессионально оборудованный класс в другом месте позволит создать более комфортную атмосферу и предотвратить отвлекающие факторы.
- Время проведения: Важно выбрать время, когда участники смогут полностью погрузиться в учебный процесс, не жертвуя при этом своим рабочим временем и личной жизнью.
- Состав участников: Обучение сотрудников разного уровня, с разными задачами или разным должностным уровнем может быть эффективным, но требует особого подхода.
- Размер группы: Оптимальным для тренинга считается размер группы 8 человек, но в некоторых случаях можно работать и с более крупными группами.
Этап во время: Проведение обучения
На этом этапе важно создать атмосферу взаимопонимания и уважения, использовать разнообразные методы обучения, сочетая информационную и тренинговую часть, групповые и индивидуальные упражнения, видео-запись с последующим просмотром, сопровождение слайдами, использование фрагментов фильмов.
Этап после: Внедрение полученных навыков
Внедрение полученных знаний - ключевой фактор достижения долгосрочной эффективности.
- Система контроля: Необходимо ввести систему контроля за усвоением компетенций, которая может быть включена в плановую аттестацию или осуществляться в отдельном процессе.
- Сопровождение: Желательно, чтобы сопровождением занимался тренер, проводивший обучение, но в отдельных случаях эта функция может быть возложена на сотрудников службы персонала, непосредственных руководителей или более опытных сотрудников.
- Контроль и помощь: Необходимо не только контролировать применение полученных знаний, но и предоставлять необходимую помощь в их практическом применении.
- Интенсивность сопровождения: Она зависит от многих факторов, в том числе от способностей сотрудников, их внутренней мотивации к развитию, сложности навыков, специфики деятельности и возможностей компании.
От эффекта к эффективности
Важно различать эффект и эффективность. Эффект - это видимые изменения в поведении сотрудников, а эффективность - это реальные результаты для организации.
- Эффект во время обучения: Видимые изменения в атмосфере, интересе к материалу, активности участников.
- Эффект после обучения: Подъем мотивации, способность воспроизвести материал, стремление применять полученные знания, заметные изменения в поведении.
- Эффективность: Реальные результаты для организации, достижение целей обучения, улучшение показателей деятельности компании.
Заключение
Только комплексный подход к обучению, учитывающий все этапы - от планирования до внедрения - позволит достичь не просто эффекта, но и реальной эффективности, что приведет к успеху организации.
Поделиться