Введение
Исследование психических состояний в континууме активации позволяет описать их качественные характеристики, такие как феноменология, состав, структура, функции и взаимоотношения с процессами и свойствами личности. Переход к изучению динамических изменений состояний, а не только их результатов, открывает возможность выделения этапов изменений, взаимопереходов и перестроек, а также описания влияния внешних и внутренних условий на эти процессы.
Неравновесные состояния: определение и характеристика
Неравновесные состояния отличаются от равновесных состояний (характеризующихся средней, оптимальной психической активностью) более высоким или низким уровнем активности. Они возникают в критических, сложных и трудных периодах жизни человека и часто сопровождаются нерациональным, неадекватным, агрессивным, а иногда и трагическим поведением.
Причины возникновения неравновесных состояний
С позиций системного подхода и концепций самоорганизации, неравновесные состояния возникают при нарушении симметрии между организмом и средой. Это нарушение обусловлено внесением потока информации и энергии в открытую систему, коей является человек. В результате самоорганизации, возникают новые функциональные характеристики системы, которые характеризуются неустойчивостью и неравновесием.
Динамика неравновесных состояний
Неравновесные состояния характеризуются низкой устойчивостью на временном отрезке. Система стремится минимизировать энергетические затраты и быстро переходит к относительно устойчивому состоянию. Этот переход сопровождается рассеянием энергии, изменением поведения системы и формированием новых структур.
Факторы, вызывающие неравновесные состояния
В повседневной жизни неравновесные состояния могут быть вызваны разрывом привычной системы взаимоотношений, чрезвычайными обстоятельствами, невозможностью достижения поставленных целей, потерей близкого человека. Также, диссонанс между основными элементами структуры личности (мотивами, потребностями, целеполаганиями, компонентами структуры Я) может привести к возникновению неравновесности.
Цель исследования
Целью исследования являлось изучение феномена неравновесных состояний в учебной и педагогической деятельности.
Методика исследования
Исследование проводилось в два этапа:
* Первый этап (предварительный): изучение феноменологии неравновесных состояний в учебной и педагогической деятельности с помощью опросов, анкет и интервью.
* Второй этап: моделирование типичных ситуаций, вызывающих неравновесные состояния (например, экзамен). Испытуемые заполняли разработанный опросник качественных характеристик состояния (Рельеф психического состояния) перед экзаменом, во время него и после.
Результаты исследования
Феноменологические особенности:
* Установлено, что подростки чаще всего испытывают апатию, злость, гнев, обиду/досаду, отчаяние, а также радость, счастье, возбужденность/возбуждение, восхищение/восторг.
* Старшеклассники, помимо перечисленных состояний, испытывают раздражение, утомление, переутомление, озабоченность, страх, депрессию, заинтересованность, удовлетворенность, удовольствие, бодрость, восхищение, надежду.
* У студентов преобладают состояния утомленности, радости, апатии, заинтересованности, бодрости, лени.
* У учителей чаще всего возникают состояния гнева, раздражения, волнения, возмущения, злости, досады, радости и обиды, вызванные конфликтами с учениками, поведением школьников, конфликтами с администрацией, проверками, несправедливыми замечаниями и пр.
Динамические особенности:
- Обнаружена синусоидальная динамика изменений неравновесных состояний: норма - отрицательное неравновесное состояние - положительное неравновесное состояние - норма.
- В напряженной ситуации экзамена наблюдается уменьшение числа типичных неравновесных состояний и возрастание однородности групп по состояниям.
- В трудных ситуациях наблюдается ухудшение продуктивности психических процессов при негативных состояниях и улучшение продуктивности при позитивных состояниях.
Заключение
Данное исследование показало, что неравновесные состояния являются обычным явлением в учебной и педагогической деятельности. Они оказывают значительное влияние на поведение субъекта и продуктивность деятельности. Изучение динамических особенностей неравновесных состояний является необходимым для понимания психофизиологической организации человека и разработки эффективных стратегий преодоления негативных состояний.
Ограничения исследования:
- Исследование проводилось на ограниченной выборке испытуемых.
- Для подтверждения полученных результатов необходимы дальнейшие исследования.
Рекомендации:
- Необходимо продолжить изучение неравновесных состояний в разных возрастных группах и сферах деятельности.
- Важно разработать методики профилактики и коррекции неравновесных состояний.
- Следует учитывать динамические особенности неравновесных состояний при организации учебного процесса и взаимодействия с учащимися.
Поделиться