Т. Ю. Андрущенко, Н. В. Карабекова
Статья посвящена анализу коррекции психического развития ребенка средствами игровой деятельности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Введение:
Переход к школьному обучению представляет собой значительный этап в жизни ребенка, требующий адаптации к новым формам жизнедеятельности. Однако, некоторые дети испытывают сложности с этим переходом, сохраняя привязанность к игровой деятельности, в то время как общество предъявляет новые требования, связанные с учебной деятельностью.
Проблема:
Примерно 15-20% первоклассников сталкиваются с трудностями при адаптации к новой социальной роли школьника. Для них учебная деятельность воспринимается как внешняя, не связанная с их внутренней мотивацией и личными смыслами.
Решение:
Авторы статьи предлагают использовать коррекционную работу с детьми, испытывающими сложности, основанную на органичном сочетании игровой и учебной деятельности. Важно создавать условия, где форма деятельности остается игровой, знакомой и привлекательной для ребенка, но по направленности носит учебный характер.
Роль школьного психолога:
Школьный психолог играет ключевую роль в этой коррекционной работе. Его задача заключается в:
- Деформировании основных психических новообразований: коррекция недостатков в формировании навыков, необходимых для успешной учебной деятельности (произвольность, пространственная ориентировка и т. д.).
- Формировании психологического потенциала: развитие необходимых для учебной деятельности качеств (произвольность, внутренний план действий, самоконтроль, самооценка).
Принципы построения коррекционной работы:
- Принцип ведущей деятельности: использование игровой деятельности как основного механизма формирования психических новообразований.
- Принцип управления техническим развитием: помощь взрослого в организации жизнедеятельности ребенка, в качестве носителя образца действия.
- Принцип смены психологической позиции: переход ребенка от позиции ведомого к позиции субъекта деятельности.
Особенности коррекционных игр:
- Цель: формирование и коррекция произвольности поведения, пространственной ориентировки, интеллектуальных способностей, позиции субъекта присвоения нового опыта.
- Структура: игры проводятся в четыре этапа:
- Ориентировочно-обучающий этап (знакомство с правилами).
- Этап освоения правил (начальный и продвинутый этапы).
- Этап совместных форм деятельности (обмен ролями между взрослым и ребенком, затем между детьми).
- Контрольно-итоговый этап (фиксация уровня самостоятельного выполнения игровых действий).
Примеры коррекционных игр:
- Офицер - солдат: игра для мальчиков, направленная на развитие пространственной ориентировки, произвольности, умения давать отчет о своих действиях, управлять игровой ситуацией.
- Поиск клада: игра для мальчиков и девочек, направленная на развитие пространственной ориентировки, умения составлять план, ориентироваться на нем.
Примеры работы с детьми:
- Саша Г. (7 лет): мальчик, испытывавший трудности с произвольностью поведения и пространственной ориентировкой. Благодаря игре Офицер - солдат он научился управлять своим поведением, проявлять внимательность, успешно освоил пространственные действия.
- Юля С. (7 лет): девочка, испытывающая трудности с внимательностью и овладением письмом. Игра Поиск клада помогла ей развить внимание, навыки планирования, улучшить пространственную организацию на письме.
Организация коррекционных занятий:
- Взаимодействие взрослого и ребенка: взрослый актуализирует мотивы, вводит в игровую ситуацию.
- Линия роста: визуальное средство, фиксирующее продвижение ребенка в освоении игровых действий, стимулирующее его мотивацию.
Заключение:
Коррекционная работа, основанная на принципе комплиментарности игровой и учебной деятельности, позволяет деформировать недостающие предпосылки для учебной деятельности и стимулировать развитие необходимых качеств для успешного обучения. Дети, прошедшие коррекционные занятия, демонстрируют положительные изменения в произвольности действий, пространственной ориентировке, самоконтроле и самооценке.
Важно отметить:
- Коррекционные игры должны быть интересны детям.
- Работа должна проводиться индивидуально или в небольших группах.
- Важна поддержка и помощь взрослого.
- Следует использовать игровые элементы, доступные детям и стимулирующие их желание учиться.
Выводы:
- Использование игровой деятельности в коррекционной работе с младшими школьниками является эффективным методом.
- Важно создавать условия для органичного сочетания игровой и учебной деятельности.
- Школьный психолог играет значимую роль в помощи детям с трудностями при переходе к школьному обучению.
Рекомендации:
- Использовать описанные в статье коррекционные игры или другие, адаптированные к конкретным трудностям детей.
- Создавать условия для игры и обучения в школе, обеспечивая возможность для свободного творчества и самовыражения детей.
- Обучать учителей и родителей эффективным методам работы с детьми, испытывающими сложности в обучении.
Поделиться