Психологическая консультация: коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения

Т. Ю. Андрущенко, Н. В. Карабекова

Статья посвящена анализу коррекции психического развития ребенка средствами игровой деятельности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту.

Введение:

Переход к школьному обучению представляет собой значительный этап в жизни ребенка, требующий адаптации к новым формам жизнедеятельности. Однако, некоторые дети испытывают сложности с этим переходом, сохраняя привязанность к игровой деятельности, в то время как общество предъявляет новые требования, связанные с учебной деятельностью.

Проблема:

Примерно 15-20% первоклассников сталкиваются с трудностями при адаптации к новой социальной роли школьника. Для них учебная деятельность воспринимается как внешняя, не связанная с их внутренней мотивацией и личными смыслами.

Решение:

Авторы статьи предлагают использовать коррекционную работу с детьми, испытывающими сложности, основанную на органичном сочетании игровой и учебной деятельности. Важно создавать условия, где форма деятельности остается игровой, знакомой и привлекательной для ребенка, но по направленности носит учебный характер.

Роль школьного психолога:

Школьный психолог играет ключевую роль в этой коррекционной работе. Его задача заключается в:

  1. Деформировании основных психических новообразований: коррекция недостатков в формировании навыков, необходимых для успешной учебной деятельности (произвольность, пространственная ориентировка и т. д.).
  2. Формировании психологического потенциала: развитие необходимых для учебной деятельности качеств (произвольность, внутренний план действий, самоконтроль, самооценка).

Принципы построения коррекционной работы:

  • Принцип ведущей деятельности: использование игровой деятельности как основного механизма формирования психических новообразований.
  • Принцип управления техническим развитием: помощь взрослого в организации жизнедеятельности ребенка, в качестве носителя образца действия.
  • Принцип смены психологической позиции: переход ребенка от позиции ведомого к позиции субъекта деятельности.

Особенности коррекционных игр:

  • Цель: формирование и коррекция произвольности поведения, пространственной ориентировки, интеллектуальных способностей, позиции субъекта присвоения нового опыта.
  • Структура: игры проводятся в четыре этапа:
    1. Ориентировочно-обучающий этап (знакомство с правилами).
    2. Этап освоения правил (начальный и продвинутый этапы).
    3. Этап совместных форм деятельности (обмен ролями между взрослым и ребенком, затем между детьми).
    4. Контрольно-итоговый этап (фиксация уровня самостоятельного выполнения игровых действий).

Примеры коррекционных игр:

  • Офицер - солдат: игра для мальчиков, направленная на развитие пространственной ориентировки, произвольности, умения давать отчет о своих действиях, управлять игровой ситуацией.
  • Поиск клада: игра для мальчиков и девочек, направленная на развитие пространственной ориентировки, умения составлять план, ориентироваться на нем.

Примеры работы с детьми:

  • Саша Г. (7 лет): мальчик, испытывавший трудности с произвольностью поведения и пространственной ориентировкой. Благодаря игре Офицер - солдат он научился управлять своим поведением, проявлять внимательность, успешно освоил пространственные действия.
  • Юля С. (7 лет): девочка, испытывающая трудности с внимательностью и овладением письмом. Игра Поиск клада помогла ей развить внимание, навыки планирования, улучшить пространственную организацию на письме.

Организация коррекционных занятий:

  • Взаимодействие взрослого и ребенка: взрослый актуализирует мотивы, вводит в игровую ситуацию.
  • Линия роста: визуальное средство, фиксирующее продвижение ребенка в освоении игровых действий, стимулирующее его мотивацию.

Заключение:

Коррекционная работа, основанная на принципе комплиментарности игровой и учебной деятельности, позволяет деформировать недостающие предпосылки для учебной деятельности и стимулировать развитие необходимых качеств для успешного обучения. Дети, прошедшие коррекционные занятия, демонстрируют положительные изменения в произвольности действий, пространственной ориентировке, самоконтроле и самооценке.

Важно отметить:

  • Коррекционные игры должны быть интересны детям.
  • Работа должна проводиться индивидуально или в небольших группах.
  • Важна поддержка и помощь взрослого.
  • Следует использовать игровые элементы, доступные детям и стимулирующие их желание учиться.

Выводы:

  • Использование игровой деятельности в коррекционной работе с младшими школьниками является эффективным методом.
  • Важно создавать условия для органичного сочетания игровой и учебной деятельности.
  • Школьный психолог играет значимую роль в помощи детям с трудностями при переходе к школьному обучению.

Рекомендации:

  • Использовать описанные в статье коррекционные игры или другие, адаптированные к конкретным трудностям детей.
  • Создавать условия для игры и обучения в школе, обеспечивая возможность для свободного творчества и самовыражения детей.
  • Обучать учителей и родителей эффективным методам работы с детьми, испытывающими сложности в обучении.
Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться