Когда мы говорим об инициативности, то часто слышим от руководителей, что их сотрудники пассивны, перекладывают ответственность на других, не готовы предлагать новые идеи, и поделать с этим ничего нельзя. Или другой вариант: -и хорошо, что не проявляют инициативу, чем её меньше, - тем лучше; есть согласованные процессы, алгоритмы, нужно их придерживаться и ничего не выдумывать. Конечно, многое зависит от профиля организации или подразделения, от корпоративной культуры.
Тем не менее, инициативные сотрудники есть везде, разница только в их количестве и степени активности. И если правильно эту активность организовать, она станет великолепным подспорьем бизнесу.
Договариваемся о смысле
Так что же такое инициатива? Инициатива - это самостоятельное решение, принятое сотрудником, и связанные с этим решением последующие действия и ответственность. Когда присутствуют все три фактора, решение, действия и ответственность за эти действия, то можно говорить о компетенции «инициативность». Возможности для ее проявления появляются, когда у человека есть внутренний интерес к изменению существующей ситуации к лучшему.
Ситуации, когда человек принимает решение, но ничего в последующем не предпринимает, сомневается, ведут к бездействию. А ситуации, когда сотрудник не готов взять ответственность за последствия инициативы, приводят не к тому результату, который виделся как наилучший.
Почему люди не проявляют инициативу?
- Они убеждены, что инициатива наказуема: «кто везёт, на том и едут»
- У них страх допустить ошибку
- Выученная беспомощность, психологический феномен, когда сотрудник, столкнувшись с негативной реакцией руководителя в ответ на инициативу, больше не пытается ничего предлагать, а тем более брать ответственность
- Они не удовлетворены своим текущим положением в компании
- Они просто не задумываются о возможности предложить новые решения.
При этом, для руководителя Диагностика причин поведения, когда сотрудник не проявляет инициативу, не является приоритетной задачей. Куда важнее сотрудники, не достигающие поставленных целей, нарушающие правила и стандарты.
Компетенция «Инициативность»
Вы можете найти "инициативность" в моделях общекорпоративных компетенций большинства организаций. Если немного упростить, то компетенция «Инициативность» определяется двумя факторами: количество инициатив и их качество.
Неразвитая компетенция «инициативность» - это либо отсутствие её проявления (нет инициатив), либо проявление не там, где нужно. Например, это включение креатива в бухгалтерский отчет или когда сотрудник даёт советы руководителю по вопросам стратегического планирования, или решение не релевантно целям и культуре компании.
Казалось бы, инициатива бесполезная, но если руководитель отнесся к такому предложению с сарказмом, не объяснил, что оно не отвечает текущим задачам, то сотрудник обижается: «Я столько интересного предложил, а надо мной смеются».
Что делать руководителю
Как же сделать так, чтобы сотрудник не боялся проявлять инициативу, а с другой стороны, чтобы его инициатива была в контексте бизнес-задач и потенциально несла пользу для дела?
Для этого нужна среда, стимулирующая культуру проявления инициативности. Эта среда обеспечивает условия при которых сотрудники не будут бояться предлагать толковые идеи, не будут испытывать страх сделать ошибку и с готовностью возьмут ответственность на себя.
Теория самодетерминации Р. Райна и Э. Деси (2006) указывает пути создания таких условий, при которых сотрудник сможет сам управлять своими действиями, делать выбор, чтобы чувствовать себя удовлетворённым и получать желаемый результат.
При этом большая ответственность за создание комфортной среды для развития инициативности ложится на руководителя.
- Руководитель мотивирует к тому, чтобы сотрудники активно делились новыми идеями
- Всегда внимательно рассматривает новые предложения; не критикует и не отметает их, не ругает за попусту потраченное на обсуждение время.
- Помогает посмотреть на идею под другим углом, если она не вписывается в контекст текущих задач, вместе с сотрудником «докручивает» её
- Создает условия дополнительной автономии: дает возможность самостоятельно выбирать способы выполнения задач и время её решения в границах дедлайна
- Показывает сотруднику, как его инициативы связаны с его развитием
- Не ругает за ошибки, даже если что-то пошло не так в действиях сотрудника
- Обсуждает вместе с ним, как значимые для сотрудника цели и ценности связаны с большой целью компании, в которой он работает.
Выводы
Инициативность сотрудника– это компетенция, которую достаточно сложно развивать. Уровень её развития, то есть проявления на практике, зависит от внутренних установок, личностных качеств, предыдущего опыта, ведущих мотиваторов и навыков деловой коммуникации.
Тем не менее, целенаправленные шаги со стороны руководителя, создания среды, поощряющей проактивность в генерации и реализации новых решений, позволяют добиться того, что число действительно инициативных сотрудников неуклонно растёт.
Поделиться