Как стать топ-менеджером

Из числа всех вакансий, которые сегодня предлагают работодатели, по данным украинских интернет-сайтов по поиску работы, около 17 процентов приходится на долю руководящих должностей. Ищут начальников и директоров различных уровней в разных сферах современного бизнеса. Все более востребованной становится и профессия с модным нынче названием топ-менеджер.

«Человек-руль»

В категорию топ-менеджеров попадают высшие руководящие должности компаний. Однако не следует путать их с владельцами фирм. В Украине топ-менеджеры — это чаще всего генеральные и финансовые директора, президенты и вице-президенты компаний и т.п. То есть люди, управляющие предприятиями, «рулевые» бизнес-машин, и при этом не их собственники. Причем очень часто именно от решений «топов» напрямую зависит не только деятельность фирмы, но иногда и само ее существование. Современный среднестатистический украинский топ-менеджер — мужчина 40-50 лет с высшим образованием (часто не одним) и более чем 10-летним стажем работы на своем предприятии. Как правило, «рулевой» проходит путь от менеджера среднего звена до первого лица в своей компании. Минимальное образование для отечественных руководителей — высшее специальное, причем, как правило, около 30 процентов из них имеют еще одно, в области экономики либо права. У каждого двадцатого украинского «топа» — ученая степень. Правда, зачастую фиктивная, поскольку настоящему топ-менеджеру вряд ли хватает времени на написание диссертаций. А купить их сегодня — не проблема.

Что нужно знать и уметь

Отнюдь не любой, даже из числа тех, кто к этому стремится, может стать специалистом топ-уровня. Для этого необходимы определенные личные качества в сочетании с постоянно пополняющимся багажом знаний. — Как показывает практика, — объясняет менеджер по рекрутингу кадрового агентства Ирина Копейко, — на первом месте стоит базовое образование. Оптимально — именно в той области, в которой планируется работа. Но теория не является самой значительной составляющей успеха. Нужны еще практический опыт, реальные знания процессов и механизмов, живые навыки управления персоналом, собственное видение бизнес-ситуаций. И еще личная активность, амбициозность, смелость. Все это в целом и составляет основу для дальнейшего развития, и без этого минимума специалисты просто не готовы воспринимать поток информации на качественно новом уровне. Кто же становится «топом»? Прежде всего, тот, кому доверит свои деньги и бизнес их владелец. Поэтому каждый метящий на подобную должность стремится сделать все, чтобы ему доверяли. А для этого нужно подготовиться. В первую очередь завести впечатляющее досье с результатами и достижениями на предыдущих местах работы. Естественно, хорошо, когда оно подкрепляется рекомендациями бывших работодателей.

Наши спецы едут в Москву и Питер

Согласно статистическим данным, зарплата топ-менеджеров постоянно растет. И если в той же Британии и США некоторые крупнейшие компании притормозили эту тенденцию (сейчас у английских «топов» средняя зарплата на уровне 5 тысяч фунтов в месяц; у американцев — около $10 тысяч), то у нас в стране ее рост продолжается. В среднем каждый из наших директоров получает сегодня 1500 долларов, что на 400 «зеленых» больше, чем год назад. И хотя последние исследования показывают, что заработки среднего класса персонала, финансовых аналитиков и помощников бухгалтера в компаниях тоже увеличиваются, однако лидерами остаются менеджеры по развитию бизнеса. — Большие оклады дают специалистам, которых не хватает на рынке, и профессионалам с опытом работы, — продолжает Ирина Копейко. — Наиболее ходовые среди них — топ-менеджеры. Их пытаются перекупить не только отечественные компании, но и российские, которые столкнулись с дефицитом кадров и ищут их в Украине. Если 10-15 лет назад «светлые головы» уезжали, как правило, на Запад, то сейчас наши спецы довольно часто отправляются «порулить» московскими и питерскими компаниями. Благо менталитет потребителя и рынки Украины и России очень схожи. Ну а зарплаты в Москве и Питере процентов на 30 выше, если сравнивать лучшие компании.

Будь в курсе

Кому сколько платят Если верить последним объявлениям о вакансиях на должности топ-менеджеров, то получается следующая картина: начальник отдела кадров, рекламы, производства и т.д. в фирмах среднего уровня, главный технолог, главный инженер, бренд-менеджер — $500-1800; директор по рекламе, производству, по продажам и т. д. в крупных компаниях — $1000-3000; финансовый директор (его еще можно назвать «самый главный бухгалтер») — $600-2000; креативный директор (главный выдумщик, генератор идей), менеджер по развитию — $800-2500; генеральный директор, вице-президент, президент компании (руководитель предприятия, проекта, завода, учреждения) — $1000-10 000.

КСТАТИ

Почему увольняют «топов»? Довольно часто между владельцами фирм и компаний и топ-менеджерами, управляющими их бизнесом, возникают конфликты. Специалисты выделяют несколько типов таких ситуаций.

1. Владелец хочет «рулить» по-прежнему

В молодых компаниях, возраст которых не превышает 5-6 лет, владелец (или кто-то из собственников) продолжает оставаться «играющим» топ-менеджером. То есть лезет во все дела компании. Возникает конфликт, связанный с совмещением одним человеком двух должностей с различными функциями.
Совет: при приеме на работу убедитесь, насколько плотно владелец фирмы будет продолжать командовать бизнесом, во главу которого вы поставлены.

2. Доверяй, но проверяй!

Конфликт возникает, когда собственник еще не отделен от своего бизнеса. Он осознает необходимость наемного топ-менеджера, но не готов ему доверять. Такой владелец не пытается командовать, а просто постоянно вставляет свои «5 копеек». В результате возникает имитация доверия, что мешает нормальной работе компании. Топ-менеджер начинает сомневаться и в результате боится самостоятельно принимать важные решения.
Совет: если вы готовы постоянно быть «на подтанцовках», лишь бы платили, тогда это для вас. Ну а если собрались развивать бизнес по собственному усмотрению — готовьтесь к серьезному разговору.

3. Хозяева враждуют между собой

Причиной напряженных отношений может стать конфликт среди собственников, которые порой имеют не только разные, но и прямо противоположные взгляды на развитие бизнеса. В подобной ситуации топ-менеджер фактически не может определить цели компании и, следовательно, своей деятельности.
Совет: постарайтесь, как нейтральная сторона, найти консенсус. Если вы сможете предложить проект развития, который понравится всем, ваше будущее обеспечено. Именно в таких ситуациях проявлялись таланты самых талантливых топ-менеджеров.

Комсомольская правда

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1