Водитель старше 55 лет

Rith | 15.09.2016 09:52
Аватар пользователя Rith

По СОУТ было указано, что согласно Санитарным правилам №4616-88 от 05.05.1988 водитель старше 55 лет запрещается привлекать к сверхурочным работам и устанавливать продолжительность рабочей сменны более 10 часов, но по приказу минтранса от 20.08.2004 № 15 п.12 водителям аварийно-спасательных автомобилей продолжительность смены может быть увеличена до 12 часов .......если смена не превышает 9 часов, возможно ли сделать ссылку на приказ и не увольнять водителя или мы обязаны следовать санитарным правилам?

Форум: 
+1
0
-1

Аватар пользователя Мазухина_Анна

По СОУТ было указано, что согласно Санитарным правилам №4616-88 от 05.05.1988 водитель старше 55 лет запрещается привлекать к сверхурочным работам и устанавливать продолжительность рабочей сменны более 10 часов,

СОУТ тут вообще ни при чем. СанПиНы применяются вне зависимости от результатов СОУТ.

но по приказу минтранса от 20.08.2004 № 15 п.12 водителям аварийно-спасательных автомобилей продолжительность смены может быть увеличена до 12 часов ......

Это общее правило. При этом водителям старше 55 лет вы не можете увеличить смену до 12 часов, СанПиН возражает.

.если смена не превышает 9 часов, возможно ли сделать ссылку на приказ

Зачем? Девятичасовая смена не противоречит СаНПиНу.

и не увольнять водителя

А у вас есть основания для увольнения?

или мы обязаны следовать санитарным правилам?

Почему "или"? Вы обязаны, как мы с вами выяснили в предыдущей теме. Кстати, непонятно, зачем вам понадобилось создавать новую аналогичного содержания...
 

Аватар пользователя Rith

У водителей суммированный учет рабочего времени, 1/3. По путевому листу водитель заступает с 8.00 до 8.00, получается он так работать не может. Так нам и перевести его не куда.

Аватар пользователя Мазухина_Анна

Так изменяйте режим рабочего времени его. Статья 74 ТК РФ вам в помощь, если соглашения с работником не можете достигнуть.
 

Аватар пользователя Мазухина_Анна

Сам по себе введенный СУ от обязанности соблюдать ограничения по продолжительности рабдня не освобождает. А работа "сутки-трое" в постоянном режиме - обязательно приводит к сверхурочке, и никакой СУ от этого не спасет. 1/4 с учетом отпусков (и, возможно, больничных) - самото.
 

Аватар пользователя Rith

Спасибо большое за ответы. А если  смену разбить по 12 часов? Т.к. водители, осуществляют перевзку на аварийно-спасательных автомобиля?

Аватар пользователя Мазухина_Анна

Разбивайте, только водители старше 55 лет все равно не смогут работать больше 10 часов. Сделайте в сутки три смены по 8 часов, и тогда проблем с тем, в какую смену поставить такого водителя, вообще не возникнет.
 

Аватар пользователя Rith

Спасибо большое, но все равно разъясните пунк, чтобы в последующем разъяснить директору: получается в приказе нет ограничений по возрасту и согласно п. 12 водитель может работать 12 часов, но не более 9 часов за рулем, но санпин решает вопрос с возрастными органичениями, поэтому мы должны придерживаться санпина, так я поняла?

Аватар пользователя Rith

И еще пожалйста помогите, получается в графике работы у них стоит 12 ч., мы эже должны как то защиксировать что за рулем водитель сидел не более 9 ч.?

 

Аватар пользователя Мазухина_Анна

Вопрос: Организация использует унифицированные формы кадровых документов, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1.
Водителю автомобиля установлена 40-часовая 5-дневная рабочая неделя с выходными днями в субботу и воскресенье. В трудовом договоре указана продолжительность рабочего дня с 08.30 до 17.30.
Фактически выполнение трудовой функции осуществляется также за пределами этого времени. Так, в путевом листе указаны время выезда 08.00 и время возвращения 19.00. Предрейсовый осмотр проведен в 07.00.
Соответствует ли такая ситуация требованиям закона?
Необходимо ли вносить в связи с этим изменения в трудовой договор?
Как отражать время работы в табеле учета рабочего времени?

Ответ: 1. Одной из обязанностей, возложенных на работодателя, является обеспечение режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 22 ТК РФ, ст. 212 ТК РФ). Обеспечение права каждого работника на отдых подразумевает в первую очередь ограничение рабочего времени (ст. 2 ТК РФ).
Продолжительность рабочей недели, а также ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней являются элементами режима рабочего времени работника, который устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, а если режим работника отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - в трудовом договоре (ст. 100 ТК РФ).
В соответствии со ст. 91 ТК РФ к рабочему времени относится время, в течение которого работник, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора, должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
В соответствии с частью второй ст. 100 и частью второй ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта устанавливаются специальными нормативными правовыми актами. Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее - Положение). Согласно п. 3 Положения установленные им особенности являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей.
При этом в соответствии с п. 15 Положения рабочее время водителя состоит не только из времени управления автомобилем - в него также включаются следующие периоды:
- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
- подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
- время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
- время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
- время простоев не по вине водителя;
- время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
- время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
- время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей;
- время в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Согласно п. 7 Положения нормальная продолжительность рабочего времени водителя автомобиля не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов.
При этом режим рабочего времени, установленный в трудовом договоре, должен соответствовать фактическому (смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 23.10.2013 по делу N 33-983/2013).
Как следует из вопроса, время проведения медицинского осмотра водителя, выполнения им трудовой функции приходится на периоды, находящиеся за пределами установленного ему в соответствии с трудовым договором 8-часового рабочего дня. Однако исходя из вышеприведенных норм данные периоды относятся к рабочему времени водителя.
В связи с этим в данном случае режим рабочего времени, установленный в трудовом договоре водителя, не соответствует фактическому. Однако работодателем не соблюдается также и 40-часовое ограничение еженедельной продолжительности рабочего времени водителя, что является нарушением трудового законодательства. В связи с этим внесение в такой ситуации изменений в трудовой договор в целях отражения в нем фактического времени работы сотрудника не приведет к устранению факта нарушения закона.
2. Как следует из ст. 91 ТК РФ, работник обязан выполнять трудовые обязанности в свое рабочее время. Правом требовать от работника выполнения его трудовых обязанностей в иное время работодатель в общем случае не наделен.
Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность привлечения работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника, лишь в двух формах: привлечение к сверхурочной работе или к работе на условиях ненормированного рабочего дня (ст. 97 ТК РФ).
Привлечение работника к сверхурочной работе производится в соответствии с требованиями ст. 99 ТК РФ, при этом сверхурочная работа, в силу ст. 152 ТК РФ, оплачивается в повышенном размере или по желанию работника может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха.
В соответствии со ст. 99 ТК РФ сверхурочной является работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Без согласия работника привлечь его к сверхурочной работе можно только в случаях, перечисленных в части третьей ст. 99 ТК РФ. Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия в ситуациях, указанных в части второй ст. 99 ТК РФ. Законом также установлены случаи, когда привлечение к сверхурочной работе не допускается вообще (часть пятая ст. 99 ТК РФ). В иных случаях привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (часть четвертая ст. 99 ТК РФ). Привлечение к сверхурочной работе инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия и при определенных в части пятой ст. 99 ТК РФ условиях.
Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника (части шестая и седьмая ст. 99 ТК РФ).
По смыслу закона оформляется каждый отдельный случай привлечения, причем до начала самой работы*(1). Однако, если привлечение к сверхурочной работе не было оформлено надлежащим образом, но доказано, что работа сотрудника за пределами нормальной продолжительности рабочего времени выполнялась по устному распоряжению кого-либо из руководителей, переработка также признается сверхурочной работой*(2).
Таким образом, если в рассматриваемой ситуации работа сотрудника за пределами нормальной продолжительности рабочего времени выполнялась по письменному либо устному распоряжению работодателя, часы работы, фактически отработанные сотрудником, даже те, которые превышают норму сверхурочных (4 часа в течение двух дней подряд), на наш взгляд, должны оплачиваться по правилам ст. 152 ТК РФ, то есть за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Вместе с тем выполнение водителем трудовых обязанностей на условиях сверхурочной работы в ситуации, описанной в вопросе, не соответствует требованиям закона, поскольку установленная в части шестой ст. 99 ТК РФ норма сверхурочных часов не может быть соблюдена в таком случае.
Как указано в ст. 104 ТК РФ, когда по условиям производства (работы) в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов.
Специфика суммированного учета рабочего времени состоит в том, что в отдельные отрезки учетного периода число рабочих часов по графику может отклоняться от нормы рабочего времени за этот период, однако в целом за учетный период норма рабочего времени должна быть соблюдена. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка (часть четвертая ст. 104 ТК РФ). Внесение изменений в правила внутреннего трудового распорядка осуществляется в том же порядке, что и их принятие (ст. 190 ТК РФ).
Согласно п. 8 Положения в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения (п. 9 Положения).
Как видно, при суммированном учете рабочего времени запланированные графиком часы работы за учетный период не могут превышать норму того же периода или быть меньше. Включение в график работы (сменности) при утверждении часов переработки сверх нормальной продолжительности рабочего времени или недоработки является нарушением трудового законодательства. Поэтому полагаем, что введение водителю суммированного учета при указанном в вопросе режиме работы не устранит проблему нарушения продолжительности рабочего времени работника.
Отметим, что в приведенных в п. 14 Положения случаях допускается установление водителю автомобиля ненормированного рабочего дня. Вместе с тем необходимо учитывать, что привлечение работника при таком режиме рабочего времени не должно носить систематического характера, а должно происходить время от времени (эпизодически) и в определенных случаях (ст. 101 ТК РФ, письмо Федеральной службы по труду и занятости от 07.06.2008 N 1316-6-1).
На наш взгляд, для решения возникшей проблемы работодателю необходимо принять дополнительных сотрудников для выполнения работы и ввести суммированный учет рабочего времени.
Факт установления суммированного учета и правила его ведения отражать в трудовых договорах не требуется. Поэтому ввести такой учет либо изменить порядок его ведения (например поменять продолжительность учетного периода) работодатель может без согласования с работниками и подписания дополнительных соглашений (но с учетом мнения представительного органа работников при его наличии). Однако изменение режима рабочего времени, повлекшее за собой необходимость введения суммированного учета, должно быть осуществлено в порядке, предусмотренном для изменения определенных сторонами условий трудового договора (ст. 72 и ст. 74 ТК РФ).
Напомним, что за нарушение трудового законодательства установлена административная ответственность (ст. 5.27 КоАП РФ).
3. Согласно части четвертой ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником, в том числе продолжительности сверхурочной работы. В силу данной нормы в табеле учета должно отражаться реально отработанное сотрудниками время. Проставление в табеле времени, не соответствующего фактически отработанному, является нарушением трудового законодательства, за которое работодатель и должностное лицо, ответственное за ведение табеля, могут быть привлечены к административной ответственности.
Для учета рабочего времени могут применяться унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, в частности N Т-12*(3). Этим же документом утверждены Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда (далее - Указания). Согласно Указаниям в форме N Т-12 (в графах 4 и 6) верхняя строка применяется для отметки условных обозначений (кодов) затрат рабочего времени, а нижняя - для записи продолжительности отработанного или неотработанного времени (в часах, минутах) по соответствующим кодам затрат рабочего времени на каждую дату. Затраты рабочего времени учитываются в табеле или методом сплошной регистрации явок и неявок на работу или путем регистрации только отклонений (неявок, опозданий, сверхурочных часов и т.п.). При отражении неявок на работу, учет которых ведется в днях (отпуск, дни временной нетрудоспособности, служебные командировки, отпуск в связи с обучением, время выполнения государственных или общественных обязанностей и т.д.), в табеле в верхней строке в графах проставляются только коды условных обозначений, а в нижней строке графы остаются пустыми.
В табеле учета рабочего времени указывается общая продолжительность работы водителя за день (смену). При этом для учета фактически отработанного каждым работником времени необходимо использовать путевые листы, поскольку именно они являются документами по учету работы и основанием для начисления заработной платы водителям. В путевых листах в обязательном порядке указывается информация о дате и времени (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медосмотра работника, а также о дате и времени выезда автомобиля с места постоянной стоянки и заезда на указанную стоянку (ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ, приказ Минтранса России от 18.09.2008 N 152).
Поскольку, как нами выше указывалось, к рабочему времени водителей относятся не только время управления автомобилем, но и иные периоды, определенные в п. 15 Положения, такое время также должно отражаться в табеле учета рабочего времени в качестве рабочего. Также в табеле учета должна отражаться сверхурочная работа, которая отмечается буквенным кодом "С" или цифровым "04", а также указывается ее продолжительность в часах и минутах.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Першина Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел

11 марта 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Смотрите подробнее: Энциклопедия решений. Оформление сверхурочной работы.
*(2) Если же работник задерживается на работе по собственной инициативе, то такая работа сверхурочной не является (письмо Роструда от 02.12.2009 N 3567-6-1, раздел "Оплата сверхурочной работы" в Обобщении практики рассмотрения мировыми судьями Ростовской области дел по искам работников о взыскании заработной платы за 2008 год, определение Астраханского областного суда от 13.06.2012 N 33-1800/2012).
*(3) На основании ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению.

 

Аватар пользователя Rith

Спасибо огромное!!!!

Аватар пользователя Rith

Анна, опять просим полощи, теперь получается если водитель старше 55 лет, то он не может работать более 10 часов, но у нас водители аварийно-спасательных автомобилей, так мы ставим им 12 часов + фиксируем в путевом листе фактически отработанное время ( не более 9 часов)? Правильно?

Аватар пользователя Мазухина_Анна

Если ваши водители аварийно-спастельных автомобилей старше 55 лет - нет, неправильно.

Еще раз (уже не помню, который) - водители старше 55 лет НЕ МОГУТ работать более 10 часов подряд. То, что время управления автомобилем составляет менее 10 часов, еще не означает, что рабочее время В ЦЕЛОМ может превышать эти самые 10 часов.
 

Аватар пользователя Rith

Еще раз спасибо за понимание

Аватар пользователя Rith

Анна, добрый день, опять нужна Ваша помощь. В Санитарных правилах №4616-88 от 05.05.1988 указанно, что они распространяются на автотранспортные (АТП) и авторемонтные предприятия и организации министерств и ведомств, имеющие автомобильный транспорт, а также предприятия автомобильной промышленности. А если мы простое учреждение можем мы эти правила проигнорировать?

Аватар пользователя Мазухина_Анна

Напишите уже запрос в Роструд, получите через 30 дней письменный ответ, им руководствуйтесь.