Трудоустройство иностранного гражданина (узбека)

martyushova | 09.08.2018 09:52
Аватар пользователя martyushova

Нужно трудоустроить гражданина узбекистана (никогда раньше этим не занимались), у него из документов только паспорт(узбекский) и патент. Какой порядок действий?...

Форум: 

Аватар пользователя Мазухина_Анна

Организация планирует принять на работу временно пребывающего работника, имеющего патент (Республика Узбекистан).
Каковы этапы оформления работника, какие органы нужно уведомить?
Каков перечень документов, которые данный иностранный гражданин должен представить работодателю при трудоустройстве?

1. В силу части пятой ст. 11 ТК РФ на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан с особенностями, предусмотренными главой 50.1 ТК РФ. В частности, иностранный гражданин должен представить, помимо патента, документы, указанные в ст. 65 ТК РФ:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (согласно приложению N 2 к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Узбекистан (Минск, 30.11.2000));
2) трудовую книжку. Республика Узбекистан входила в состав СССР, поэтому если иностранный гражданин представляет трудовую книжку образца 1974 г. либо 2004 г., заводить новую нет необходимости. В случае отсутствия у иностранного гражданина трудовой книжки установленного образца работодатель должен завести на работника новую трудовую книжку (смотрите также письмо Федеральной службы по труду и занятости от 15.06.2005 N 908-6-1);
3) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. На основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (далее - Закон N 167-ФЗ) все иностранцы, заключившие трудовой договор в РФ (кроме высококвалифицированных специалистов), подлежат обязательному пенсионному страхованию, поэтому, если данный гражданин ранее уже трудоустраивался на территории России, он должен предъявить СНИЛС. Лицо, впервые поступившее на работу, получает страховое свидетельство через работодателя (ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования");
4) документ об образовании. Соглашением о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994, сторонами которого являются, в том числе, Россия и Республика Узбекистан, установлено, что каждая из сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации, другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории стороны выезда порядке их перевод на государственный язык стороны трудоустройства или русский язык;
5) если гражданин поступает на работу, к которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, - справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке, установленном Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (Приложение к приказу МВД РФ от 07.11.2011 N 1121);
6) договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику (часть первая ст. 327.3 ТК РФ).
Документы воинского учета иностранными гражданами не представляются, поскольку по законодательству РФ они не являются военнообязанными лицами (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), ст. 1 и ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", часть третья ст. 327.3 ТК РФ).
Если с учетом специфики будущей работы установлено требование о представлении дополнительных документов, иностранец должен представить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).
2. В силу п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель обязан уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого иностранец осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ним трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его заключения или прекращения (расторжения).
Следует отметить, что указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 ФМС России упразднена. Её функции и полномочия в сфере миграции переданы МВД России. При этом сотрудники и должностные лица ФМС России продолжали исполнять возложенные на них обязанности только до завершения оргштатных мероприятий, связанных с упразднением, то есть до 1 июня 2016 года. Поэтому в настоящее время уведомлять о принятии иностранного гражданина на работу необходимо уже территориальный орган МВД России. Следовательно, здесь и далее по тексту под территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ следует понимать территориальный орган МВД России.
Формы и порядок подачи уведомлений (в том числе в электронном виде) о заключении и прекращении (расторжении) с иностранными гражданами трудовых договоров в соответствии с положениями абзаца третьего п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ утверждены приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147 (далее - Приказ N 147) (соответственно, приложения NN 19, 20 и 21 к Приказу N 147). Уведомление может быть направлено работодателем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ (МВД России) на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) (абзац второй п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 6 Приложения N 21 к Приказу N 147).
При этом необходимо иметь в виду, что обязанности работодателя по уведомлению налогового органа о заключении и прекращении (расторжении) с временно проживающими на территории РФ иностранными гражданами трудового договора действующее законодательство не предусматривает. Сведения о привлечении работодателями иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности передаются органами МВД России налоговым органам и органам исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, в порядке межведомственного взаимодействия (смотрите п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Также законом не предусмотрена обязанность работодателя уведомлять Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ о заключении им трудового договора с иностранным гражданином (в том числе и с временно проживающим на территории РФ).
Вместе с тем напоминаем, что на основании п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ временно проживающие иностранные граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию. Поэтому при приеме на работу, как это уже отмечалось выше, такие категории иностранных граждан должны предъявлять страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, а если они поступают на работу впервые, то получают страховое свидетельство через работодателя.
Кроме того, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" установлено, что наравне с гражданами РФ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в частности, физические лица, которые выполняют работу на основании трудового договора. При этом действие указанного Закона распространяется и на иностранных граждан независимо от их статуса.
3. В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" (далее - Закон N 109-ФЗ) физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится), признаются в отношении иностранца принимающей стороной. Следовательно, в рассматриваемом случае организация-работодатель, как сторона, принимающая гражданина Узбекистана, должна поставить его на учет по месту пребывания, уведомив территориальный орган МВД России в сроки, установленные ст. 20 Закона N 109-ФЗ (пп. 3 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ, п. 7 ч. 1 ст. 2, ст.ст. 21, 22 Закона N 109-ФЗ, раздел III Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9). Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания утверждена приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

20 сентября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.