Разъездной характер работы
Solnce
| 22.04.2010 15:28
Коллеги! Подскажите, пожалуйста, особенности работы при разъездном характере работы и можно ли работников с разъездным характером работы направлять в командировки. Какие преимущества при данном виде работы и само понятие разъездной характер работы (в трудовом кодексе, что подрузумевает в себя это понятие, я не нашла)? Желательно ссылки на статьи и законодательные акты. Заранее спасибо, тому кто ответит.
разъездной характер работыразъездной характер работы в трудовом договореработа разъездного характераработа связанная с поездкамиразъездной характер работы эточто такое разъездной характер работыразъездной характер работположение о разъездном характере работы
Форум:
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2008, N 12
"РАЗЪЕЗДНЫЕ" ПРОБЛЕМЫ
Согласно ст. 57 ТК РФ условия, определяющие характер работы (подвижной, разъездной, в пути), подлежат обязательному включению в трудовой договор. Однако в действующем законодательстве отсутствует определение работы, имеющей разъездной характер. Кто же такие "разъездные работники"? Курьеры? Водители? Или, может, экспедиторы? Попробуем разобраться.
Признаки разъездного характера
Как известно, служебные поездки сотрудников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. Сразу же напомним определение служебной командировки. Это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ).
Теперь рассмотрим те нормативно-правовые акты, где приведена хоть какая-то характеристика разъездной работы. Так, согласно п. 2 Инструкции об организации служебных командировок военнослужащих войск гражданской обороны и сотрудников Государственной противопожарной службы в системе МЧС (утв. Приказом МЧС России от 10.01.2008 N 3) разъездной характер работы - это осуществление регулярных служебных поездок в пределах обслуживаемой территории (участков) при наличии возможности ежедневного возвращения к месту жительства.
Теперь обратимся к Положению о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87. В нем указано, что подвижной характер работ связан с частой передислокацией организации (перемещением работников) или оторванностью от постоянного места жительства. При этом разъездной характер работ устанавливают сотрудникам, выполняющим работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, в связи с поездками в нерабочее время от места нахождения организации (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно.
Среди специалистов бытует и такое определение разъездной работы: это работа, выполнение которой связано с перемещениями по одному или нескольким населенным пунктам либо от одного населенного пункта к другому.
С точки зрения чиновников, работа в следующих должностях и отраслях может носить разъездной либо подвижной характер:
- некоторые работники эксплуатационных предприятий и организаций связи (Перечень должностей, профессий и категорий работников эксплуатационных предприятий и организаций связи, которым выплачивается надбавка за разъездной характер работы, утвержденный Приказом Минсвязи СССР от 14.02.1961 N 88);
- некоторые работники речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог (Перечни профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 12.12.1978 N 579);
- экспедиторы; работники, занятые на техобслуживании и ремонте автотранспортных средств на линии; работники, непосредственно занятые организацией и контролем за работой транспорта на строительных объектах (Перечень профессий, должностей и категорий работников автомобильного и железнодорожного транспорта, занятых в строительно-монтажных организациях Министерства энергетики и электрификации СССР, которым выплачиваются надбавки за разъездной характер работы и за служебные поездки в пределах обслуживаемых ими участков, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.10.1988 N 554/25-39);
- экипажи судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности (Письмо Минфина России от 21.12.2004 N 03-05-02-04/72, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 21.06.2007 N Ф03-А24/07-2/1487, ФАС Северо-Западного округа от 22.06.2007 N А42-2218/2006, а также ФАС Северо-Кавказского округа от 14.03.2006 N Ф08-801/2006-351А);
- менеджеры-экспедиторы (Постановления ФАС Московского округа от 12.10.2006 N КА-А40/9961-06, 22.09.2006 N КА-А40/9065-06).
Учтите, что разовые поездки сотрудников к разъездному характеру работы не имеют никакого отношения. Например, поездки водителей грузовых автомобилей, которые не носят постоянного характера и в каждом случае осуществляются по отдельному распоряжению работодателя, следует рассматривать как служебные командировки (Письмо Минфина России от 01.06.2005 N 03-05-01-04/168).
Получается, что отличие разъездной работы от командировок в следующем: разъездная работа непосредственно входит в составную часть трудовой функции работника.
На основании сказанного определим, что разъездной характер работы - это осуществление регулярных служебных поездок. Таким образом, "разъездными" работниками являются курьеры, снабженцы, торговые агенты, почтальоны и т.д.
К работе, осуществляемой в пути, относится работа, выполняемая при движении транспортного средства. Работниками "в пути" считаются, например, проводники, экспедиторы, кондукторы.
Подвижной характер работы связан с частой передислокацией организации (перемещением работников) или оторванностью от постоянного места жительства. Поэтому "подвижными" работниками можно назвать лесозаготовителей, строителей, монтажников и т.д.
прошу прощения, что занимаюсь плагиатом; но это очень хорошая статья; больше чем здесь не скажешь. Я долго искала по этой теме и это, к сожалению, самое лучшее, что я видела.
Спасибо, почитаю.
Ок, допустим снабженец или торговый агент имеет разъездной характер работы, могут ли данного работника направить в командировку. И какие преимущества при разъездном характере работы.
В нашем случае работник по должности "Менеджер по продажам" хочет чтобы ему установили разъездной характер работы, но при этом он иногда направляется в командировки по России и территории иностранных государств.
менеджер по продажам, врядли включается в список должностей, имеющих разъездной характер
ну менеджер по продажам может иметь разъездной, теориетически, если например он ездит по москве а не сидит в офисе. + по идее если у человека разъездной, то суть его работы такая, что его нельзя скорее всего отправить в командировку. Из серии давате курьера в москве отправим работать в питере - пусть там курьером поработает. В общем, как-то интуитивно не логично. Хотя в законе опять же никаких запретов нет. Ибо ТК вообще почти не регулирует разъездной
А жаль (( предлагаю написать письмо в Роструд )
+ основное преимуществно разъездного это доплата за раъездной которая ничем не облагается вроде
Да, вот именно, что в законе про разъездной, ничего почти не сказано. А это хорошая идея по этому вопросу написать в Роструд, - я за! Размеры и порядок доплаты, как я понимаю, также устанавливаются внутри компании, никаких размеров наше законодательство не устанавливает?