Профстандарты и должностные инструкции

Tanaka | 11.07.2016 11:44
Аватар пользователя Tanaka

Добрый день! Коллеги, кому приходилось работать с профстандартами? Мне необходимо написать должностную инструкцию для менеджера по персоналу и гл. бухгалтера. Я знаю, что и на ту, и на другую специальности стандарты уже прописаны. Даже заглядывала в них, но это такие масштабные документы (мягко сказано), в которых я не разобралась (хотела бы я посмотреть им в глаза, кто составлял все это). Я пыталась дозвониться до Минтруда России, но они мне дали какой то телефон. где разрабатывают эти профстандарты, но у-вы, не дозвонилась. Поделитесь опытом, заранее благодарю. Только, пожалуйста, по существу.

Форум: 

Аватар пользователя Valeratal

А есть обязательство писать ДИ в соответствии с профстандартами? Обязательны ли для этих должностей проф-стандарты?

Аватар пользователя Tanaka

Раньше был ЕКС, а сейчас профстандарты

Аватар пользователя Valeratal

ЕКС тоже не обязывала все инструкции писать в соответствии с ней (да и не все должности в ней были) 

Аватар пользователя Tanaka

А Вы конкретно знаете что-то по этому вопросу? Вы видели хоть один профстандарт, Вам все там понятно? Давайте все таки по делу.))

Аватар пользователя Мазухина_Анна

Чиста конкректнаааа.... и по делу: по должностям менеджера по персоналу и главного бухгалтера профстандарты (как и ранее ЕКС) не являются обязательными к применению. Более того - даже если бы они были обязательны, то только в части наименования должности и/или требований к квалификации.

Так что срочно переставайте листать профстандарты и набивайте ваши ДИ чем вздумается.

Аватар пользователя Tanaka

С 1 июля 2016 года работодатели обязаны будут применять профессиональные стандарты, если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ). Таким образом, профстандарты станут обязательными с 1 июля 2016 года.

Аватар пользователя Мазухина_Анна

Где конкретно в ТК РФ, ФЗ (каком?) или ином НПА (каком, опять же?) установлены требования к квалификации по упомянутым в вопросе должностям? Особенно меня, знаете, менеджер по персоналу интересует.
 

Аватар пользователя Рекрутинговый Смм

Сейчас вообще хаус с этими профстандартами. Учитывая, что они еще и изменяются. Каждый день открывай  и смотри, не появилось ли чего нового. 

Аватар пользователя Рекрутинговый Смм

Себе в компанию наполовину уже профстандарты внедрили. Так, что могу подсказать по некоторым вопросам. Пишите

Аватар пользователя ЛинаЛи

нам тоже прислали. Профстандарты разработаны еще не для всех.

но на примере медицины: если у человека диплом определенного образца, там написана специализация, а компания ищет именно такого специалиста. отказать ему по "некомпетентности" весьма сложно. кроме того там подробно изложено кто зачанчивая Что (вуз техникум) по какой Специализации Что именно должен уметь; какие варианты повышения квалификации или переквалификации возможны (читай разумны).

Аватар пользователя ЛинаЛи

С 1 июля 2016 года вступили в силу изменения в Трудовой кодекс в части профессиональных стандартов, призванных обеспечить принцип профессионализма Заказчика, предусмотренный ст.9 Закона № 44-ФЗ. 

За неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов, установленных ТК РФ предусмотрена  административная ответственность в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.
Профессиональный стандарт Специалиста (Эксперта) в сфере закупок, утвержденный приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н, устанавливает требования к трудовым функциям, образованию и обучению  специалиста (эксперта) в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Аватар пользователя Мазухина_Анна

Насчет требований к трудовым функциям - это вы погорячились. Ну и в части образования и обучения - профстандарт обязателен только в том моменте, в каком 44-ФЗ устанавливает требования к образованию (т.е. читать не профстандарт, а ФЗ).
 

Аватар пользователя ЛинаЛи

Порядок применения профессиональных стандартов с 2016 года

Требования профстандартов обязательны к применению:

  • В случаях, прямо определенных в ТК РФ, а также других законодательных актах. В части требований к профессиональной квалификации работников.
  • С 01.07.2016 — для всех. В части системы управления кадрами и персоналом, обучения и аттестации, разработки должностных инструкций, формирования тарифных ставок и зарплатных систем и схем.

Если применение профстандарта в конкретном случае прямо не предусмотрено, но такой стандарт существует, его применение будет носить настоятельно рекомендательный характер.

Несоблюдение работодателем требований профстандартов может обернуться для него административной ответственностью по ст. 5.27 КоАП РФ. Если же в результате допуска к работе сотрудника несоответствующей квалификации произошли чрезвычайные события (например, авария), дело может дойти и до уголовной ответственности.

Итоги

Профессиональная стандартизация является частью комплекса мер по обеспечению эффективного управления кадровым потенциалом. Применение профстандартов призвано устранить или нивелировать:

  • расхождения между реальными производственными потребностями и набором компетенций, которые работники получают в процессе образования по специальности;
  • плохую обеспеченность квалифицированными кадрами приоритетных отраслей экономики;
  • последствия несвоевременной профессиональной подготовки кадров.
Аватар пользователя Мазухина_Анна

Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 июня 2016 г. N Д28и-1744
"О рассмотрении обращения"

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу разъяснения порядка применения профессиональных стандартов "Специалист в сфере закупок" и "Эксперт в сфере закупок", а также положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
Приказами Минтруда России от 10 сентября 2015 г. N 625н и N 626н утверждены профессиональные стандарты "Эксперт в сфере закупок" и "Специалист в сфере закупок", квалифицирующие профессиональные требования к специалистам в сфере закупок.
Стандарты разработаны во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и призваны в том числе обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный статьей 9 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" с 1 июля 2016 г. в ТК РФ внесены изменения, согласно которым профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части указанных в ТК РФ. других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции (часть 1 статьи 195.3 ТК РФ).
При этом согласно требованиям части 6 статьи 38 Закона N 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
В части иных требований, например, требования к опыту работы (трудовому стажу), трудовым функциям, навыкам, знаниям, указанные профессиональные стандарты применяются как рекомендательные методические документы
, которые могут быть использованы работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников, подбора и расстановки кадров, организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников.
Приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 148н утверждены уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, согласно которым они применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.
Соответственно, с учетом специфики деятельности работодатель по соглашению сторон трудового договора в порядке, установленном статьей 72 ТК РФ, может расширять перечень трудовых действий по отдельным должностям, профессиям, специальностям по сравнению с перечнем, предусмотренным профессиональным стандартом по соответствующим трудовым функциям, за счет трудовых функций и трудовых действий из других обобщенных трудовых функций одного профессионального стандарта или "трудовых функций из смежных профессиональных стандартов.
Таким образом, работодатель может распределять или объединять трудовые действия, содержащиеся в описании отдельных трудовых функций, предусмотренных профессиональными стандартами, в рамках одной или нескольких должностей, профессий, специальностей, самостоятельно определяя содержание и объем выполняемой соответствующим работником работы.
Учитывая, что допуск работника к выполнению определенной трудовой функции является полномочием работодателя, установление уровня квалификации работникам контрактной службы, в равной степени выполняющим все трудовые функции, предусмотренные профессиональными стандартами, или контрактному управляющему, работающему в единственном числе, также является полномочием работодателя. При этом полагаем, что в случае, если работник выполняет трудовые функции, которые могут относиться к разным уровням квалификации, предусмотренным профессиональными стандартами, возможно установить работнику наиболее высокий уровень квалификации по фактически выполняемым трудовым действиям.
Методические рекомендации, направленные в адрес образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования (письмо от 12 марта 2015 г. Минэкономразвития России N 5593-ЕЕ/Д28и и Минобрнауки России N АК-552/06), разработаны в целях реализации единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, повышения уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок, направлены для оказания методической помощи указанным организациям, не являются обязательными для исполнения, а носят рекомендательный характер.
В соответствии с пунктом 2.3 Методических рекомендаций предлагается устанавливать минимальный срок освоения Дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок (далее - Программы) вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 Методических рекомендаций.
При этом согласно пункту 2.4 Методических рекомендаций в случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов.
Вместе с тем Методические рекомендации не несут нормативного характера, и сроки обучения, указанные в пунктах 2.3 и 2.4 Методических рекомендаций, не являются обязательными к применению.
В свою очередь, согласно части 23 статьи 112 Закона N 44-ФЗ до 1 января 2017 года работник контрактной службы или контрактный управляющий может иметь профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а с 1 января 2017 года должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Пунктом 12 порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499, установлено, что формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.
Соответственно, срок обучения для различных категорий обучающихся специалистов устанавливается организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с разрабатываемыми ими согласно пункту 1.1 Методических рекомендаций Программами самостоятельно.
Таким образом, если сотрудники отдела закупок имеют действующие удостоверения (свидетельства) о повышении квалификации по государственным и муниципальным закупкам в объеме 72 академических часов, то дополнительное обучение до объема 108 академических часов не является обязательным.
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями но разъяснению законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем отмечаем, что частью 3 статьи 195.3 ТК РФ определено, что правом давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов наделен Минтруд России.

Директор Департамента
развития контрактной системы                              М.В. Чемерисов

 

Аватар пользователя ЛинаЛи

Спасибо, весьма информативно

Аватар пользователя Tanaka

Лина, это ответ на обращение. В чем заключается информативность, Ваша организация государственная и Вы занимаетесь госзакупками? 

Аватар пользователя ЛинаЛи

верно. в любом случае, получается, что профстандарты носят рекомендательный характер

Аватар пользователя Tanaka

В том то и дело, что не рекомендательный. Вся проблема в том, что у нас как всегда, изобрели новый велосипед, а его изобретать то не надо, он уже есть (ЕКС-понятный и простой, только современные профессии надо было разработать и включить),  но деньги то выделенные надо отрабатывать, вот они теперь во всю стараются,  столько лишнего написали, что вряд ли этот велосипед поедет((( И что нам с этим подарком от Починка делать? Как всегда методом тыка, проб и ошибок. Как Наполеон сказал 

Если поставить баранов во главе львов, то львы баранеют, а наоборот — то даже баран будет иметь львиное сердце.

Постараемся все таки не баранеть)))

Аватар пользователя Мазухина_Анна

в любом случае, получается, что профстандарты носят рекомендательный характер

В части трудовой функции - да. В части квалификационных требований, не совпадающих с требованиями федеральных законов и иных НПА - да.

В части наименования должностей (если с этими наименованиями связано предоставление льгот и гарантий, либо наличие ограничений), а также в части кваликационных требований (опять же - если льготы/гарантии/ограничения, либо квал.требования установлены ФЗ/НПА) - нет, обязательны.