Прием на работу гражданина Украины
natt26
| 02.09.2014 09:38

Здравствуйте, уважаемые! подскажите пожалуйста. К нам в организацию пришел гражданин Украины, имеющий временную регистрацию в Московской области на 6 месяцев. Каков порядок оформления на работу гражданина Украины и что изменилось (упростилось) в связи с нынешними отношениями Украины и России. Помогите пожалуйста!
Форум:
Ключевые слова:
Не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, если иностранный гражданин: - признан беженцем на территории РФ - до утраты им статуса беженца или лишения его такого статуса (пп. 11 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Добрый день!
Если ИГ не имеет статус "беженец", то процедура оформления такая же, как и до всем известных событий.
От ИГ требуется разрешение на работу, работодателя - разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
Спасибо, Вам, ValentinkaS и Варвара! я уже и не думала, что мне ответят))))))) а вообще, это единственный портал кадровиков, где в любом случае всегда отвечают)) правда, иногда немного поздновато, но все равно это очень нужно и очень приятно)))))
Да, согласна, отличный портал!!)
natt26, из Вашей ситуации у меня выплыл встречный вопрос: а в связи с чем у Вашего ИГ регистрация на 6 месяцев? Мне ранее встречались украинцы с регистрацией только на 3 месяца. По-моему у меня имеются пробелы, хотелось бы закрасить)
Ничего не могу вам больше сказать, пришел ИГ, показал регистрацию до 20.02.2015 и попросился на работу.. а у нас никогда раньше не было ИГ, ни квоты , ни опыта работы))))
Нашла следующую информацию, возможно, на основании этого у гражданина Украины регистрация на 6 месяцев:
Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок разрешенного временного пребывания в России гражданина Украины составляет 90 суток суммарно в течение 180 дней.
Вместе с тем, по данным официального сайта УФМС, в связи со сложившейся ситуацией на Украине всем подразделениям ФМС России дано указание беспрепятственно продлевать гражданам Украины сроки пребывания на период внутриукраинского кризиса.
Чтобы продлить срок разрешенного временного пребывания по данной причине украинцам нужно прийти в отделение ФМС по месту фактического пребывания. При себе необходимо иметь паспорт и миграционную карту. Подтверждением продления временного пребывания будет проставленная сотрудником ФМС отметка в миграционной карте.
Срок временного пребывания также будет продлен, если гражданин Украины подаст ходатайство о признании беженцем на территории России, заявление о предоставлении временного убежища или станет участником Государственной программы по переселению соотечественников.
Чтобы не просто продлить себе срок временного пребывания, но и иметь возможность работать в России, гражданину Украины нужно будет оформить:
– разрешение на временное проживание;
– патент на работу;
– разрешение на работу.
работодателя - разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
А что, у нас с Украиной безвизовый въезд закончился?
Мазухина_Анна
упс, пардоньте, сама не поняла, что написала:((
Поправка: От ИГ требуется разрешение на работу, работодателя - принять ИГ, уведомить гос.органы, отправить ИГ "переименовывать" РнР.
А вот если у безвизового ИГ нет РнР, то тогда Работодателю нужны КВОТЫ для оформления РнР от организации...
А кто тогда в Вашем понимании "квоты" для работодателя?
Вопрос: Возможно ли привлечение гражданина Украины, который не имеет разрешения на временное или постоянное проживание в РФ, к трудовой деятельности (как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору) на территории России работодателем, не имеющим квоты на привлечение иностранной рабочей силы?
Ответ: Правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в РФ и осуществлением ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ в зависимости от оснований нахождения на территории РФ иностранные граждане подразделяются на следующие категории:
- временно проживающие в РФ, то есть получившие разрешение на временное проживание;
- постоянно проживающие в РФ, то есть получившее вид на жительство;
- временно пребывающие в РФ - лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание.
По общему правилу граждане и организации имеют право привлекать и использовать иностранных работников как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору на оказание услуг или выполнение работ только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранные граждане, в свою очередь, имеют право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Однако использовать труд иностранцев, прибывших на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы, работодатель или заказчик вправе без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ), при этом работникам необходимо иметь разрешения на работу (п. 4 ст. 13, ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). *(1)
На основании ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (Москва, 16.01.1997) граждане Украины также въезжают, выезжают и передвигаются по территории РФ без виз.
Следовательно, для заключения трудовых или гражданско-правовых договоров с гражданами Украины работодателю не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, однако сотрудникам нужно получить разрешения на работу.*(2)
При этом временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Согласно п. 6 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции рассматривает заявление о выдаче разрешений на работу с учетом квот на выдачу таких разрешений, если данные квоты установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.10.2013 N 977 утверждены на 2014 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу. Квота установлена в целом по стране. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.12.2013 N 739н данная квота распределена по субъектам РФ. В каждом субъекте РФ количество разрешений на работу распределено по профессиям, специальностям и квалификации. Таким образом, квота установлена и распределена без адресной привязки к конкретным работодателям. Иными словами, квота для отдельных работодателей, в принципе, не устанавливается.
В то же время обращаем Ваше внимание, что при формировании квоты учитываются заявки работодателей о потребности в иностранной рабочей силе, поданные ими в уполномоченный орган субъекта РФ (п. 1 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ, Правила определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников, утвержденные приказом Минтруда от 23.01.2014 N 27н), а работодатели, чьи потребности учтены при формировании квоты, указываются в перечне, утверждаемом приказом Минтруда на соответствующий год (например, на 2014 год перечень утвержден приказом Минтруда от 15.01.2014 N 8).
Это позволяет органам ФМС отказывать в выдаче разрешений на работу "безвизовым иностранцам", представляющим для получения разрешения на работу договоры с работодателями (заказчиками), не указанными в соответствующем перечне, а также привлекать к административной ответственности работодателей, привлекающих таких иностранцев сверх установленной для них в перечне квоты или вообще без нее, и многие суды с такой позицией соглашаются (смотрите, например, решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11.08.2010 по делу N 2-4050/2010 - actoscope.com/szfo/komi/syktsud-komi/gr/1/ob-otkaze-v-vidache-razresheniya-na30082010-663029/, решение Кировского районного суда г. Ярославля от 09.08.2012 по делу N 2-3246/2012, решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12.05.2014 по делу N 2-4157/2014 - sudact.ru/regular/doc/1RUszJzSUow/?page, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2011 N 07АП-1548/2011).
Полагаем, что данная позиция не основана на законе: Закон N 115-ФЗ устанавливает обязанность работодателей подавать сведения о потребности в иностранной рабоче силы для целей получения впоследствии разрешения на привлечение такой силы, а поскольку "безвизовых" иностранцев работодатель, как мы выяснили выше, вправе привлекать без получения такого разрешения, то и подавать сведения о потребности работодатель, не планирующий привлекать "визовых" иностранных граждан, не обязан.
Кроме того, поскольку согласно п. 4 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ трудовой или гражданско-правовой договор представляется иностранцем при обращении за разрешением на работу только при его наличии, "безвизовый" иностранец вправе получить разрешение на работу без привязки к конкретному работодателю, а впоследствии, заключив соответствующий договор, обратиться в ФМС за продлением разрешения и внесением в него сведений о работодателе (заказчике). Правомерность данной позиции подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 08.07.2013 по делу N 2-1198/13).
Согласно ст. 11 ТК РФ правила, установленные трудовым законодательством РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, поэтому при приеме на работу иностранного гражданина необходимо соблюдать общие правила приема на работу, установленные для граждан РФ (глава 11 ТК РФ "Заключение трудового договора").
При трудоустройстве гражданин Украины должен представить документы, указанные в ст. 65 ТК РФ, с учетом ряда особенностей:
1) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, - паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона N 115-ФЗ);
2) разрешение на работу (для временно пребывающих иностранцев);
3) трудовую книжку установленного образца. В случае отсутствия у иностранного гражданина трудовой книжки установленного образца работодатель должен завести на работника новую трудовую книжку (письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1)*(3);
4) документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Отметим, что согласно ст. 4 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (Москва, 15.04.1994), сторонами которого являются Российская Федерация и Украина, каждая из Сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы. Если документ оформлен не на русском языке, работодатель вправе требовать предоставления ему нотариально удостоверенного перевода такого документа;
5) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Лицо, впервые поступившее на работу, получает страховое свидетельство через работодателя (часть четвертая ст. 66 ТК РФ, ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"). На основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" временно пребывающие иностранцы, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года, а также временно и постоянно проживающие иностранцы подлежат обязательному пенсионному страхованию.
Поэтому при приеме на работу такие категории иностранцев также должны предъявлять страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. При приеме на работу временно пребывающих на территории РФ иностранцев, заключивших трудовой договор на срок менее 6 месяцев, предъявлять такое свидетельство им не нужно;
6) документы воинского учета иностранные граждане при приеме на работу не представляют, так как они не являются военнообязанными лицами по законодательству РФ (п. 1 ст. 15 Закона N 115-ФЗ, ст. 1 и ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
В отдельных случаях с учетом специфики работы ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов (часть вторая ст. 65 ТК РФ).
Считаем необходимым также отметить, что согласно п. 7 ст. 84 и п. 7 ст. 83 НК РФ временно пребывающий в РФ иностранный гражданин может обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет и получении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Однако такие действия обязанностью физического лица не являются. При этом в силу п. 7 ст. 13 Закона N 115-ФЗ (норма введена в действие с 1 января 2014 года) при подаче в орган ФМС документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу налоговый орган самостоятельно осуществляет постановку такого гражданина на налоговый учет, о чем уведомляет самого иностранца и орган ФМС (который, соответственно, и вносит сведения об ИНН работника в выдаваемое ему разрешение на работу). Следовательно, в любом случае в рассматриваемом случае работодатель не должен осуществлять какие-либо действия по постановке работника - гражданина Украины на налоговый учет или проверять факт такой постановки.
При приеме на работу временно пребывающего иностранца организация обязана в течение трех рабочих дней с момента заключения трудового и (или) гражданско-правового договора уведомить об этом территориальный орган ФМС РФ и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ), в порядке, утверждённом приказом Федеральной миграционной службы от 28.06.2010 N 147.
Помимо этого, работодатель или заказчик работ (услуг), заключивший с иностранным работником в РФ новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязан:
- уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику (пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ). Примерная форма уведомления о привлечении и использовании иностранной рабочей силы рекомендована письмом ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676;
- направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров (пп. 7 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ);
- направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания (пп. 8 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).
Кроме того, юридическое лицо или предприниматель, у которого иностранный гражданин фактически работает, обязаны представить уведомление о его прибытии в место пребывания в орган миграционного учета (п. 7 ч. 1 ст. 2, ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9). Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания утверждена приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287.
Также определенные особенности приема на работу установлены для отдельных категорий иностранных граждан, перечисленных в п. 4 ст. 13, ст. 13.2-13.5 Закона N 115-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
11 июля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Порядок предоставления разрешений на работу иностранным гражданам регулируется Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС, Минздравсоцразвития РФ, Минтранса РФ и Государственного комитета РФ по рыболовству от 11.01.2008 N 1/4/1/2.
*(2) Проект федерального закона N 556196-6, предусматривающий право граждан Украины до получения ими статуса беженца на территории РФ и (или) получения ими гражданства Российской Федерации осуществлять трудовую деятельность на территории России без получения разрешения на работу, статуса федерального закона пока еще не приобрел.
*(3) В настоящее время на территории России выдается трудовая книжка, форма которой утверждена постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" (далее - Постановление N 225). Кроме этого, согласно п. 2 Постановления N 225 действительны и обмену на новые не подлежат имеющиеся у работников трудовые книжки ранее установленного образца, то есть выданные по форме, утвержденной постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих". Соответственно, если иностранный гражданин предоставляет трудовую книжку, выданную по одной из форм, утвержденных указанными нормативными актами, заводить новую нет необходимости.
Про "кто" не скажу, про "что" в моем понимании квоты, пожалуйста, это одобренное УФМС, нужное организации, кол-во ИГ-работников.
Свои "потребы" в иностранной рабочей силе, организация подает в виде заявки, впрочем, Вами об этом уже очень подробно описано выше...
Коллеги, день добрый! Что-то я запуталась еще больше... У нас небольшое предприятие и есть 2 украинца, которые хотят работать у нас. Если мы их хотим оформить официально, 1) что они мне должны предоставить? 2) что я должна предоставить в разл. гос. органы? 3) что при этом получает/теряет украинец? (я слышала, что официал-иностранец платит огромные налоги из своей официальной зп) 4) что при этом получает/теряет организация? (я понимаю, что мы получаем спокойствие в том, что мы все сделали по закону, а вот теряем мы, похоже,тот же покой и время на оповещение органов, отслеживание времени срока работы..? налогов больше платим или нет?) Коллеги, дорогие, что знаете?
1) что они мне должны предоставить?
паспорт с нотариальным переводом, разрешение на работу, документ о квалификации (если требуется), трудовая книжка советского или российского образца (если есть).
2) что я должна предоставить в разл. гос. органы?
уведомить ФНС, ФМС, службу занятости по установленным формам.
3) что при этом получает/теряет украинец?
Получает официальную работу с официальной зарплатой + продление срока своего пребывания в РФ.
(я слышала, что официал-иностранец платит огромные налоги из своей официальной зп)
налоги за него платите Вы, как налоговый агент. пока он 180 дней не пробудет в РФ - 30%, потом - 13%, как с обычного работника, с перерасчетом.
4) что при этом получает/теряет организация? (я понимаю, что мы получаем спокойствие в том, что мы все сделали по закону, а вот теряем мы, похоже,тот же покой и время на оповещение органов, отслеживание времени срока работы..? налогов больше платим или нет?) Коллеги, дорогие, что знаете?
Вы, в общем-то, все и описали. Еще плюс - обычно такие работники в плане зарплаты дешевле, да еще им не надо больничные оплачивать..
Анна, спасибо огромное! Уточнить только хочу, что такое паспорт с нотариальным переводом? И что разве документ, подтверждающий статус беженца или вынужденного переселенца, разрешение на временное проживание, не нужно?
Идете к любому нотариусу, у него берете список "аккредитованных" у него переводчиков (т.е. тех, кому он доверяет), идете к такому переводчику, делаете у него перевод паспорта, нотариус лист с переводом заверяет - мол, "переведено правильно". И везде паспорт с таким переводом показывается, для стран, не пользущихся латиницей, особенно актуально - кто ж знает, что там "червячками" накарябано...
Если у иностранца нет статуса беженца, вынужденного переселенца, разрешения на временное/постоянное проживание - ему как раз и нужно иметь разрешение на работу, иначе вы его принять не можете. При наличии чего-то из вышеперечисленного РнР иметь не нужно.
Идете к любому нотариусу, у него берете список "аккредитованных" у него переводчиков (т.е. тех, кому он доверяет), идете к такому переводчику, делаете у него перевод паспорта, нотариус лист с переводом заверяет - мол, "переведено правильно". И везде паспорт с таким переводом показывается, для стран, не пользущихся латиницей, особенно актуально - кто ж знает, что там "червячками" накарябано...
Если у иностранца нет статуса беженца, вынужденного переселенца, разрешения на временное/постоянное проживание - ему как раз и нужно иметь разрешение на работу, иначе вы его принять не можете. При наличии чего-то из вышеперечисленного РнР иметь не нужно.
Анна, доброго дня!
Подскажите, пожалуйста, а как быть с приемом украинцев со статусом беженца и получивших временное убежище?
Поняла, что РнР не нужно для беженцев, а для получивших временное убежище нужно? Как их оформлять? Какие документы они должны предоставлять? А НДФЛ 30%, 13%?
Подскажите, пожалуйста, а как быть с приемом украинцев со статусом беженца и получивших временное убежище?
Поняла, что РнР не нужно для беженцев, а для получивших временное убежище нужно? Как их оформлять?
Какие документы они должны предоставлять?
Вопрос: Планируется прием на работу беженцев из Украины (лиц, имеющих официальный статус беженцев), в том числе для работы вахтовым методом.
Каков порядок приема на работу беженцев?
Необходимо ли для получения разрешения на работу уведомление Федеральной миграционной службы, налоговых органов либо иных органов о заключении/расторжении трудового договора с беженцами?
Ответ: Разрешения на работу / привлечение иностранных работников
По общему правилу работодатели имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии соответствующего разрешения, а иностранные граждане, в свою очередь, имеют право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу (п. 1 ст. 2, п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; далее - Закон об иностранцах). Однако данный порядок не распространяется на категории иностранных граждан, перечисленные в подпунктах 1-12 п. 4 ст. 13 данного нормативного акта, в том числе на лиц, признанных беженцами на территории Российской Федерации (пп. 11 указанной нормы).
В свою очередь, пунктом 9 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-I "О беженцах" (далее - Закон о беженцах) также установлено, что лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены семьи имеют право на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, в силу прямого указания закона гражданину Украины, признанному беженцем в РФ, для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу, а его работодателю в этом случае не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
Уведомление государственных органов
Согласно п. 9 ст. 13.1 Закона об иностранцах работодатели, привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, обязаны уведомлять орган ФМС России и орган занятости населения в субъекте РФ о заключении и расторжении трудовых договоров (а также гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг)) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
Помимо этого, работодатель, заключивший с иностранным работником в РФ трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязан:
- уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику (пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона об иностранцах);
- направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров (пп. 7 п. 8 ст. 18 Закона об иностранцах);
- направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания (пп. 8 п. 8 ст. 18 Закона об иностранцах).
Таким образом, в соответствии с положениями Закона об иностранцах у работодателя, заключившего с иностранным работником трудовой договор, имеется обязанность уведомить некоторые государственные органы о привлечении и об использовании труда таких работников.
Вместе с тем лицо, признанное в установленном порядке беженцем, на наш взгляд, не вполне соответствует термину "иностранный работник" в том значении, в котором этот термин используется в Законе об иностранцах. Напомним, указанный нормативный акт под иностранным работником понимает иностранного гражданина, временно пребывающего в Российской Федерации (то есть получившего миграционную карту, но не имеющего вида на жительство или разрешения на временное проживание) и осуществляющего в установленном порядке трудовую деятельность. Беженец же обладает особым статусом, находится на территории Российской Федерации на основании удостоверения, выданного по установленной постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 N 356 форме (п. 7 ст. 7 Закона N 4528-I). Кроме того, как уже говорилось, согласно пп. 9 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-I "О беженцах" (далее - Закон N 4528-I) лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены семьи имеют право на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ в соответствии с законодательством РФ. В этой связи полагаем, что при приеме на работу беженцев у работодателя отсутствует обязанность уведомлять соответствующие органы.
Особенности приема на работу
Согласно положениям ст. 11 ТК РФ действие трудового законодательства в полной мере распространяется и на трудовые отношения с участием иностранных граждан. Следовательно, если с иностранным гражданином заключается трудовой договор, то он обязан предъявить работодателю документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ (с учетом ряда особенностей):
- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина. В рассматриваемой ситуации это должно быть удостоверение беженца (в соответствии с п. 8 ст. 7 Закона о беженцах при получении удостоверения беженца национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, признанного беженцем, остаются на хранении в ФМС России либо в его территориальном органе на срок признания данного лица беженцем);
- трудовую книжку. Республика Украина входила в состав СССР, соответственно, если иностранный гражданин представит трудовую книжку образца 1974 г. или 2004 г., заводить новую нет необходимости. В случае отсутствия у иностранного гражданина трудовой книжки установленного образца работодатель должен завести на работника новую трудовую книжку (письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1);
- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
Если с учетом специфики будущей работы установлено требование о представлении дополнительных документов, то иностранный гражданин должен представить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).
Поскольку в силу п. 10 ч. 1 ст. 8 Закона о беженцах обладающие этим статусом имеют право на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации, полагаем, что данные лица подлежат обязательному пенсионному страхованию в РФ. При этом, если лицо впервые поступает на работу, не имея СНИЛС, работодатель обязан в установленный срок представить органам ПФР сведения об этом лице, получить на застрахованное лицо СНИЛС и безвозмездно под расписку передать его застрахованному физическому лицу (часть вторая ст. 15 Закона N 27-ФЗ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
5 августа 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
А НДФЛ 30%, 13%?
НДФЛ как у обычного временно пребывающего иностранца - до 180 дней в году 30%, потом 13% и пересчет.
Анна, спасибо за развернутый и подробный ответ!!!
Варвара, Вы ошибаетесь. Граждане Украины относятся к безвизовым ИГ. Работодателю для того, чтобы принять "безвизовика" получать разрешение на привлечение и использование ИГ не требуется. Возможно Вы имели в виду то, что организация должна иметь квоту на разрешение на работу, чтобы принять ИГ.
ЮнитиБалт, именно это я имела в виду - квоты, о чем выше и написала...
ОРГАНИЗАЦИЯ квот на разрешения НА РАБОТУ иметь не может.
Вопрос: Возможно ли привлечение гражданина Украины, который не имеет разрешения на временное или постоянное проживание в РФ, к трудовой деятельности (как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору) на территории России работодателем, не имеющим квоты на привлечение иностранной рабочей силы?
Ответ: Правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в РФ и осуществлением ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ в зависимости от оснований нахождения на территории РФ иностранные граждане подразделяются на следующие категории:
- временно проживающие в РФ, то есть получившие разрешение на временное проживание;
- постоянно проживающие в РФ, то есть получившее вид на жительство;
- временно пребывающие в РФ - лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание.
По общему правилу граждане и организации имеют право привлекать и использовать иностранных работников как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору на оказание услуг или выполнение работ только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранные граждане, в свою очередь, имеют право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Однако использовать труд иностранцев, прибывших на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы, работодатель или заказчик вправе без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ), при этом работникам необходимо иметь разрешения на работу (п. 4 ст. 13, ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). *(1)
На основании ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (Москва, 16.01.1997) граждане Украины также въезжают, выезжают и передвигаются по территории РФ без виз.
Следовательно, для заключения трудовых или гражданско-правовых договоров с гражданами Украины работодателю не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, однако сотрудникам нужно получить разрешения на работу.*(2)
При этом временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Согласно п. 6 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции рассматривает заявление о выдаче разрешений на работу с учетом квот на выдачу таких разрешений, если данные квоты установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.10.2013 N 977 утверждены на 2014 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу. Квота установлена в целом по стране. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.12.2013 N 739н данная квота распределена по субъектам РФ. В каждом субъекте РФ количество разрешений на работу распределено по профессиям, специальностям и квалификации. Таким образом, квота установлена и распределена без адресной привязки к конкретным работодателям. Иными словами, квота для отдельных работодателей, в принципе, не устанавливается.
В то же время обращаем Ваше внимание, что при формировании квоты учитываются заявки работодателей о потребности в иностранной рабочей силе, поданные ими в уполномоченный орган субъекта РФ (п. 1 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ, Правила определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников, утвержденные приказом Минтруда от 23.01.2014 N 27н), а работодатели, чьи потребности учтены при формировании квоты, указываются в перечне, утверждаемом приказом Минтруда на соответствующий год (например, на 2014 год перечень утвержден приказом Минтруда от 15.01.2014 N 8).
Это позволяет органам ФМС отказывать в выдаче разрешений на работу "безвизовым иностранцам", представляющим для получения разрешения на работу договоры с работодателями (заказчиками), не указанными в соответствующем перечне, а также привлекать к административной ответственности работодателей, привлекающих таких иностранцев сверх установленной для них в перечне квоты или вообще без нее, и многие суды с такой позицией соглашаются (смотрите, например, решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11.08.2010 по делу N 2-4050/2010 - http://actoscope.com/szfo/komi/syktsud-komi/gr/1/ob-otkaze-v-vidache-razr esheniya-na30082010-663029/, решение Кировского районного суда г. Ярославля от 09.08.2012 по делу N 2-3246/2012, решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12.05.2014 по делу N 2-4157/2014 - http://sudact.ru/regular/doc/1RUszJzSUow/?page, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2011 N 07АП-1548/2011).
Полагаем, что данная позиция не основана на законе: Закон N 115-ФЗ устанавливает обязанность работодателей подавать сведения о потребности в иностранной рабоче силы для целей получения впоследствии разрешения на привлечение такой силы, а поскольку "безвизовых" иностранцев работодатель, как мы выяснили выше, вправе привлекать без получения такого разрешения, то и подавать сведения о потребности работодатель, не планирующий привлекать "визовых" иностранных граждан, не обязан.
Кроме того, поскольку согласно п. 4 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ трудовой или гражданско-правовой договор представляется иностранцем при обращении за разрешением на работу только при его наличии, "безвизовый" иностранец вправе получить разрешение на работу без привязки к конкретному работодателю, а впоследствии, заключив соответствующий договор, обратиться в ФМС за продлением разрешения и внесением в него сведений о работодателе (заказчике). Правомерность данной позиции подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 08.07.2013 по делу N 2-1198/13).
Согласно ст. 11 ТК РФ правила, установленные трудовым законодательством РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, поэтому при приеме на работу иностранного гражданина необходимо соблюдать общие правила приема на работу, установленные для граждан РФ (глава 11 ТК РФ "Заключение трудового договора").
При трудоустройстве гражданин Украины должен представить документы, указанные в ст. 65 ТК РФ, с учетом ряда особенностей:
1) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, - паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона N 115-ФЗ);
2) разрешение на работу (для временно пребывающих иностранцев);
3) трудовую книжку установленного образца. В случае отсутствия у иностранного гражданина трудовой книжки установленного образца работодатель должен завести на работника новую трудовую книжку (письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1)*(3);
4) документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Отметим, что согласно ст. 4 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (Москва, 15.04.1994), сторонами которого являются Российская Федерация и Украина, каждая из Сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы. Если документ оформлен не на русском языке, работодатель вправе требовать предоставления ему нотариально удостоверенного перевода такого документа;
5) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Лицо, впервые поступившее на работу, получает страховое свидетельство через работодателя (часть четвертая ст. 66 ТК РФ, ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"). На основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" временно пребывающие иностранцы, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года, а также временно и постоянно проживающие иностранцы подлежат обязательному пенсионному страхованию.
Поэтому при приеме на работу такие категории иностранцев также должны предъявлять страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. При приеме на работу временно пребывающих на территории РФ иностранцев, заключивших трудовой договор на срок менее 6 месяцев, предъявлять такое свидетельство им не нужно;
6) документы воинского учета иностранные граждане при приеме на работу не представляют, так как они не являются военнообязанными лицами по законодательству РФ (п. 1 ст. 15 Закона N 115-ФЗ, ст. 1 и ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
В отдельных случаях с учетом специфики работы ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов (часть вторая ст. 65 ТК РФ).
Считаем необходимым также отметить, что согласно п. 7 ст. 84 и п. 7 ст. 83 НК РФ временно пребывающий в РФ иностранный гражданин может обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет и получении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Однако такие действия обязанностью физического лица не являются. При этом в силу п. 7 ст. 13 Закона N 115-ФЗ (норма введена в действие с 1 января 2014 года) при подаче в орган ФМС документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу налоговый орган самостоятельно осуществляет постановку такого гражданина на налоговый учет, о чем уведомляет самого иностранца и орган ФМС (который, соответственно, и вносит сведения об ИНН работника в выдаваемое ему разрешение на работу). Следовательно, в любом случае в рассматриваемом случае работодатель не должен осуществлять какие-либо действия по постановке работника - гражданина Украины на налоговый учет или проверять факт такой постановки.
При приеме на работу временно пребывающего иностранца организация обязана в течение трех рабочих дней с момента заключения трудового и (или) гражданско-правового договора уведомить об этом территориальный орган ФМС РФ и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ), в порядке, утверждённом приказом Федеральной миграционной службы от 28.06.2010 N 147.
Помимо этого, работодатель или заказчик работ (услуг), заключивший с иностранным работником в РФ новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязан:
- уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику (пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ). Примерная форма уведомления о привлечении и использовании иностранной рабочей силы рекомендована письмом ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676;
- направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров (пп. 7 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ);
- направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания (пп. 8 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).
Кроме того, юридическое лицо или предприниматель, у которого иностранный гражданин фактически работает, обязаны представить уведомление о его прибытии в место пребывания в орган миграционного учета (п. 7 ч. 1 ст. 2, ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9). Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания утверждена приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287.
Также определенные особенности приема на работу установлены для отдельных категорий иностранных граждан, перечисленных в п. 4 ст. 13, ст. 13.2-13.5 Закона N 115-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
11 июля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Порядок предоставления разрешений на работу иностранным гражданам регулируется Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС, Минздравсоцразвития РФ, Минтранса РФ и Государственного комитета РФ по рыболовству от 11.01.2008 N 1/4/1/2.
*(2) Проект федерального закона N 556196-6, предусматривающий право граждан Украины до получения ими статуса беженца на территории РФ и (или) получения ими гражданства Российской Федерации осуществлять трудовую деятельность на территории России без получения разрешения на работу, статуса федерального закона пока еще не приобрел.
*(3) В настоящее время на территории России выдается трудовая книжка, форма которой утверждена постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" (далее - Постановление N 225). Кроме этого, согласно п. 2 Постановления N 225 действительны и обмену на новые не подлежат имеющиеся у работников трудовые книжки ранее установленного образца, то есть выданные по форме, утвержденной постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих". Соответственно, если иностранный гражданин предоставляет трудовую книжку, выданную по одной из форм, утвержденных указанными нормативными актами, заводить новую нет необходимости.
Здравствуйте!Проконсультируйте пожалуйста! Гражданин Украины,имеющий РВП на 3 года,нужно ли ему разрешение на работу? и В какие сроки работодатель обязан уведомить ФМС,налоговую и центр занятости?Заранее спасибо
Гражданин Украины,имеющий РВП на 3 года,нужно ли ему разрешение на работу?
Нет.
и В какие сроки работодатель обязан уведомить ФМС,налоговую и центр занятости?
Ни в какие.
Подскажите, пожалуйста, Нужно ли гражданину Украины, въехавшему на территориторию РФ осенью 2014 года, получать патент для оформления на работу в 2015 году? При этом свидетельство о предоставлении временного убежища в РФ выдано гражданину Украины в 2014 году сроком на 1 год.
Нужно ли гражданину Украины, въехавшему на территориторию РФ осенью 2014 года, получать патент для оформления на работу в 2015 году?
Если у него действующего в 2015 году разрешения на работу нет - то конечно. Если есть - до момента истечения действия РнР он работает на его основании, после этого понадобится патент.
При этом свидетельство о предоставлении временного убежища в РФ выдано гражданину Украины в 2014 году сроком на 1 год.
При наличии статуса беженца ни РнР, ни патент не нужны.
Немного не ясно все-таки: официального статуса беженца нет. Есть только свидетельство о предоставлении временного убежища. Мы приняли на работу такого гражданина в октябре 2014 года. Тогда патент не требовался. Человек продолжает работать. Нужно ли ему получать этот патент сейчас?
По общему правилу иностранные граждане, прибывшие в РФ в "безвизовом" порядке, имеют право работать в России только при наличии патента (п. 1 ст. 2, п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; далее - Закон об иностранцах).
Однако указанный порядок не распространяется, в частности, на иностранных граждан:
- признанных беженцами на территории Российской Федерации (до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца) (пп. 11 п. 4 ст. 13 Закона об иностранцах);
- получивших временное убежище на территории Российской Федерации (до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища) (пп. 12 п. 4 ст. 13 Закона об иностранцах).
Таким образом, при трудоустройстве гражданина Украины, имеющего соответствующий статус, патент ему не требуется (равно как и работодателю не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников).
Что сейчас необходимо для трудоустройства гражданина Украины, получившего в конце 2014 РВП по квоте на 3 года? Имеет ли значение регион Украины(Донецкая, Луганская обл.)?
Что сейчас необходимо для трудоустройства гражданина Украины, получившего в конце 2014 РВП по квоте на 3 года?
Вопрос: ООО является микропредприятием, находящимся на общей системе налогообложения.
По трудовому договору ООО принимает на работу гражданина Республики Молдова (не является высококвалифицированным иностранным специалистом). Будущий работник получил разрешение на временное проживание в Московской области до 30.06.2017, его планируется принять на работу в организацию, расположенную в г. Москве; само разрешение не представлено (имеется только отметка в паспорте).
Какие существуют особенности при принятии на работу?
Какие документы необходимы для принятия на работу и оформления СНИЛС?
Ответ: Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее - Закон N 115-ФЗ). Процедура трудоустройства временно проживающих в РФ иностранных граждан является менее формализованной, чем предусмотренная для иных категорий иностранцев: в частности, согласно пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодателю не требуется разрешение на привлечение иностранных работников, а иностранцу - разрешение на работу.
Однако это не означает, что в отношении временно проживающих в РФ иностранных граждан законодательством не предусмотрено вообще никаких ограничений: для них установлен запрет на осуществление трудовой деятельности вне пределов тех субъектов РФ, на территории которых им было разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Поскольку город федерального значения Москва и Московская область являются разными субъектами РФ (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ), то по общему правилу лицо, получившее разрешение на временное проживание в Московской области, работать в Москве не вправе.
При этом указанное правило имеет некоторые исключения. Так, например, временно проживающие в РФ иностранцы, в случае выполнения ими работ по ряду профессий и должностей*(1), вправе работать за пределами "своего" субъекта РФ:
а) при направлении в служебную командировку. Общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ в этом случае не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев;
б) если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.
Таким образом, заключение с гражданином Молдовы трудового договора, согласно которому его постоянное место работы будет расположено вне пределов субъекта РФ, где ему разрешено временное проживание (Московская область), противоречит действующему законодательству РФ. Если же место работы сотрудника будет расположено в пределах Московской области (несмотря на то, что сама организация расположена в Москве), работодатель сможет заключить с ним трудовой договор*(2). Кроме того, несмотря на то, что действующим Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС от 22.04.2013 N 214 (далее - Регламент), не предусмотрена отдельная процедура изменения иностранцем места своего проживания на иной субъект РФ (в отличие от п.п. 74, 75 ранее действовавшего Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 29.02.2008 N 40), мы полагаем, что иностранный гражданин вправе обратиться в территориальный орган ФМС г. Москвы за получением нового разрешения на временное проживание в этом субъекте с аннулированием предыдущего. В случае получения такого разрешения он также вправе будет трудиться на территории г. Москва.
Согласно п.п. 94 и 95 Регламента иностранному гражданину разрешение на временное проживание оформляется в виде отметки по установленной форме в документе, удостоверяющем личность; разрешение в виде отдельного документа (также по установленной форме) выдается только лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего личность. Поэтому предъявление в данной ситуации гражданином Молдовы паспорта с отметкой о выдаче РВП является достаточным подтверждением наличия у него данного разрешения.
В силу части пятой ст. 11 ТК РФ на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан. Следовательно, при приеме на работу иностранного гражданина, имеющего разрешение на временное проживание, работодателю необходимо будет соблюдать общие правила приема на работу, установленные для граждан РФ. В частности, иностранный гражданин должен будет представить документы, указанные в ст. 65 ТК РФ:
1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (согласно приложению N 2 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан республики Молдова (Москва, 30.11.2000 г.));
2. Трудовую книжку. В настоящее время на территории России действительны две формы трудовых книжек: образца 1974 г. и 2004 г. Республика Молдова входила в состав СССР. Следовательно, если иностранный гражданин предоставляет трудовую книжку образца 1974 г., заводить новую нет необходимости. В случае отсутствия у иностранного гражданина трудовой книжки установленного образца работодатель должен завести на работника новую трудовую книжку (смотрите также письмо Федеральной службы по труду и занятости от 15.06.2005 N 908-6-1);
3. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. На основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане, а также временно пребывающие граждане, с которыми трудовой договор заключается на срок свыше 6 месяцев. Следовательно, такие иностранцы при трудоустройстве должны предъявить свидетельство государственного пенсионного страхования. Если же трудовой договор на территории РФ с ними заключается впервые, то свидетельство оформляет работодатель (ст. 65 ТК РФ);
4. Документ об образовании. Соглашением о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994, сторонами которого являются в том числе Россия и Республика Молдова, установлено, что каждая из сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории стороны выезда порядке их перевод на государственный язык стороны трудоустройства или русский язык;
5. Если гражданин поступает на работу, к которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, - справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке, установленном Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (Приложение к приказу МВД РФ от 07.11.2011 N 1121).
Документы воинского учета иностранными гражданами не представляются, поскольку по законодательству РФ они не являются военнообязанными лицами (п. 1 ст. 15 Закона N 115-ФЗ).
Если с учетом специфики будущей работы установлено требование о предоставлении дополнительных документов, иностранец должен предоставить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).
Само оформление трудовых отношений с иностранным гражданином не будет отличаться от оформления таких же отношений с российскими гражданами. Работодателем с иностранцем заключается трудовой договор (ст. 57 ТК РФ), оформляется приказ о приеме на работу (часть первая ст. 68 ТК РФ).
Как установлено п. 9 ст. 6 Закона N 115-ФЗ, лица, имеющие разрешение на временное проживание, самостоятельно сообщают миграционной службе о месте своей работы в рамках ежегодного уведомления органов ФМС. Форма и порядок уведомления установлены постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 N 21 "Об утверждении Правил подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства уведомления о подтверждении своего проживания в РФ". Как стороне, принимающей иностранного гражданина, Вашей организации необходимо будет поставить его на учет по месту пребывания, уведомив территориальный орган ФМС России в сроки, установленные ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" (пп. 4, 7 ч. 1 ст. 2, ст.ст. 21, 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ, раздел III Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9, смотрите также постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.04.2013 N Ф08-1594/13 по делу N А53-29424/2012 и от 22.08.2014 N Ф08-4811/14 по делу N А53-12705/2013). Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания утверждена приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
15 января 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Пункт 2 Приложения к приказу Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 N 564н "Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)".
*(2) Смотрите, например, вопрос: Организация, зарегистрированная на территории Московской области, имеет обособленное подразделение, зарегистрированное в г. Москве. Имеет ли право организация заключить трудовой договор с гражданином Украины, имеющим разрешение на временное проживание на территории г. Москвы, указав в трудовом договоре в качестве места работы обособленное подразделение, расположенное в г. Москве? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2013 г.).
Имеет ли значение регион Украины(Донецкая, Луганская обл.)?
Нет. Какая разница, где он живет в Украине?
Добрый день! Подскажите пожалуйста, какие документы нужны для оформления на работу гражданина Украины который въехал по внутреннему паспорту и имеет патент оформленный в 2015 году. Нужен ли нотариально заверенный перевод папорта? Нужно ли платить какой либо налог кроме ежемесчно оплаченного патента? Нужно ли получать в налогй ИНН?
С нетерпением жду ответа.
Заранее большое спасибо!
Нужен ли нотариально заверенный перевод папорта?
Ага.
Нужно ли платить какой либо налог кроме ежемесчно оплаченного патента?
Он вам квитанции будет показывать на этот платеж, вы будете эту сумму вычитать из начисленного с его зарплаты НДФЛа и перечислять в бюджет как налоговый агент только разницу. Почитайте ст. 227.1 НК РФ, узнаете много интересного.
Нужно ли получать в налогй ИНН?
А что, он как-то умудрился получить патент, не получая ИНН?
п.7 ст. 13 Закона 115-ФЗ:
"После принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган проверяет факт постановки на учет в налоговом органе данного иностранного гражданина на основании сведений, имеющихся в государственной информационной системе миграционного учета.
В случае отсутствия указанных сведений федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган не позднее дня, следующего за днем принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента, направляет сведения о постановке данного иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания в налоговый орган по месту своего нахождения. Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем постановки на учет иностранного гражданина, направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган сведения о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных."
Приказ Минфина РФ от 21 октября 2010 г. N 129н "Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах физических лиц - иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями":
5. Постановка на учет в налоговом органе иностранного работника, в отношении которого получены сведения о факте постановки на учет по месту пребывания и не состоящего на учете в этом налоговом органе, осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 3 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) иностранному работнику уведомление о постановке на учет по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.*
Датой постановки на учет в налоговом органе иностранного работника по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата постановки на учет иностранного работника по месту пребывания, содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
Не пойму зачем нужен нотариально заверенная копия паспорта, если для оформления патента она не требовалась, так как паспорте граждан Украины есть страница на русском языке?
ИИН прописан в патенте, вопрос в том что ужно ли запрашивать ИИН в налоговой на бумаге? (работодатель требует)
Не пойму зачем нужен нотариально заверенная копия паспорта, если для оформления патента она не требовалась, так как паспорте граждан Украины есть страница на русском языке?
ИИН прописан в патенте, вопрос в том что ужно ли запрашивать ИИН в налоговой на бумаге? (работодатель требует)
Не пойму зачем нужен нотариально заверенная копия паспорта, если для оформления патента она не требовалась, так как паспорте граждан Украины есть страница на русском языке?
Если есть русский текст в самом паспорте - тогда перевод не требуется.
ИИН прописан в патенте, вопрос в том что ужно ли запрашивать ИИН в налоговой на бумаге? (работодатель требует)
А где в законе прописано право работодателя его требовать (тем более, раз он прописан в патенте)?
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, если приняли гражданина Украины в ноябре 2014 г. по свидетельству о предоставлении временного убежища. Он щас собрался увольнятся, нужно ли уведомлять ФНС о расторжение трудового договора?
если приняли гражданина Украины в ноябре 2014 г. по свидетельству о предоставлении временного убежища. Он щас собрался увольнятся, нужно ли уведомлять ФНС о расторжение трудового договора?
Да.
Спасибо большое за ответ!
а если он работает по совместительству в двух организациях, надо уведомлять по двум организациям или только по основной?
а если он работает по совместительству в двух организациях, надо уведомлять по двум организациям или только по основной?
Уведомляет КАЖДЫЙ работодатель, у которого он увольняется.
Если увольняется сразу из двух - значит, оба работодателя пошлют уведомления, если увольняется только по основному месту - значит, только основной уведомит, а по совместительству сотрудник продолжит работу, уведомлять не о чем.
Добрый день! Мы хотим принять по договору подряда гражданку Украины у нее в паспортше стоит штамп о том, что ей разрешено проживание с 07.09.2014 до 07.09.2017 года. нужен ли ей патент или разрешение на работу при заключении договора подряда? что мы отнее должны потребовать, чтобы у нас не было проблем с органами.
Мы хотим принять по договору подряда гражданку Украины у нее в паспортше стоит штамп о том, что ей разрешено проживание с 07.09.2014 до 07.09.2017 года. нужен ли ей патент или разрешение на работу при заключении договора подряда?
Нет.
что мы отнее должны потребовать, чтобы у нас не было проблем с органами.
Документы, перечисленные в ст.ст. 65 и 327.3 ТК РФ.
Спасибо! но мы планируем заключать договор подряда. соответственно для нас главное наверное, чтобы она имела разрешение на работу. Может я не права, мы с иностранцами ранее не заключали договоры. А у второй украинки имеется разрешение на работу в котором указано, что вид деятельности швея, я ней мы тоже хотим заключить догвор подряда, но у нас работа не связанная со швейной деятельностью. мы може заключить с ней договор подряда.
но мы планируем заключать договор подряда.
И что? Вид заключаемого договора совершенно не влияет на то, какие разрешительные документы нужно иметь работнику. Вообще - от слова "совсем".
соответственно для нас главное наверное, чтобы она имела разрешение на работу.
Разрешение на работу может быть выдано только иностранцу, въехавшему в РФ ПО ВИЗЕ. Работодателю для привлечения такого работника надо иметь разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Вы уверены, что все это имеет к вам отношение?
Может я не права, мы с иностранцами ранее не заключали договоры.
Может. Вы тогда повнимательнее читайте написанное вам - и все будет хорошо.
А у второй украинки имеется разрешение на работу в котором указано, что вид деятельности швея, я ней мы тоже хотим заключить догвор подряда, но у нас работа не связанная со швейной деятельностью. мы може заключить с ней договор подряда.
Разрешение на работу (как я понимаю, выданное до 01.01.2015?) действительно только на тот вид деятельности, на который оно выдано. Для осуществления других видов ей надо получить патент на эти виды деятельности (разрешение на работу сейчас безвизовикам не выдается, вместо него патент).
надо ли извещать миграционную службу при найме такиех иностранцев?
надо ли извещать миграционную службу при найме такиех иностранцев?
Обязательно. И при увольнении/расторжении договора тоже - см. Приложения NN 19-21 к приказу ФМС N 147.
Спасибо!
Добрый день! Помогите, пожалуйста, разобраться.
В июле 2014 года приняла на работу гражданку Украины с разрешением на работу (по срочному трудовому договору до момента окончания действия разрешения на работу - до 24.07.15). Как положено подала уведомления о заключении ТД а во все инстанции (ФМС, налоговую, орган труда и занятости).
Сейчас работница пришла ко мне с новым документом: оказывается еще в феврале девушка получила свидетельство о предоставлении временного убежища, а нам не сообщила.
Вопросы:
1) В связи со сменой статуса ИГ я планировала сделать к труд.договору дополнительное соглашение, продлив срок действия договора. Так можно делать?
2) как теперь быть с уведомлением о расторжении трудового договора.
а) я должна была его подать и пропустила сроки?
б) или уведомление подавать не надо, ведь фактически работница продолжит работать
в) я должна расторгнуть договор как первоначально планировалось 24 июля 2015 г. и подать уведомление?
3) или я вообще мыслю в неправильном направлении. Я запуталась.
С уважением, Елена.
1) В связи со сменой статуса ИГ я планировала сделать к труд.договору дополнительное соглашение, продлив срок действия договора. Так можно делать?
А по какой такой причине из перечисленных в ст. 59 ТК РФ вы заключали с ней СРОЧНЫЙ договор?
2) как теперь быть с уведомлением о расторжении трудового договора.
А вы что, его расторгали?
а) я должна была его подать и пропустила сроки?
б) или уведомление подавать не надо, ведь фактически работница продолжит работать
Вот-вот.
в) я должна расторгнуть договор как первоначально планировалось 24 июля 2015 г. и подать уведомление?
Какое основание для увольнения (учитывая, что, как я понимаю, вы срочный ТД заключили вообще без всяких оснований)?
3) или я вообще мыслю в неправильном направлении. Я запуталась.
Вносите изменения в ТД: во-первых, со срочного на бессрочный (ну, или указывайте причину, по которой он срочный), во-вторых - указываете в тексте, что предоставление свидетельство о предоставлении временного убежища с такими-то реквизитами. Все.
Анна, добрый день!
Спасибо, за разъяснения и что так быстро ответили.
Я знаю, что оснований для заключения срочного договора не было. Изначально я готовила обычный договор, в котором прописала фразу типа "трудовой договор имеет силу при наличии у Работника действительного разрешения на работу или иного документа, подтверждающего законность пребывания/проживания ИГ на территории РФ и осуществления им трудовой деятельности у Работодателя (разрешение на временное проживание, вид на жительство, свидетельство о предоставлении временного убежища и т.п)".
НО при обращении в миграционную службу и орган труда и занятости по месту, договор на неопределенный срок отказались принять. Заставили переделать его до момента окончания действия разрешения на работу. Мои объяснения, что у ИГ может измениться статус и сотрудник продолжит работать, примеры из судебной судебной практики и комментарии экспертов их не убедили.
Бодаться с миграционной службой у нас бесполезно, юристы на работе отказались помочь, поэтому чтобы не пропустить сроки и не попасть на штрафы пришлось договор переделывать, хотя я понимала, что это не правильно ((( .
Еще раз большое спасибо за ответ.
Добрый день!
Прочитала на форуме:
Это что же получается с 2015 года надо уведомлять о заключении/расторжении договора с ИГ даже если у него статус беженца или временного убежища?
Это что же получается с 2015 года надо уведомлять о заключении/расторжении договора с ИГ даже если у него статус беженца или временного убежища?
При временном убежище - да. При наличии статуса беженца - нет (пп. 9 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-I "О беженцах").