Гражданин Белоруссии регистрация

анна_анна1 | 27.05.2015 11:23
Аватар пользователя анна_анна1

1. Гражданин Белоруссии получил регистрацию на 3 месяца.  Если он работает,  работодатель должен продлевать регистрацию на год? Или работодатель не несет за это ответственности.

2. При увольнении гражданина Белоруссии нужно ли уведомлять УФМС, если о приеме (в 2014) не уведомляли. 

Форум: 

Аватар пользователя Мазухина_Анна

Вопрос: В организацию обратился гражданин Белоруссии, у которого есть регистрация на территории РФ и который поставлен на миграционный учет в пределах Московской области.
Необходимо ли организации повторно ставить данного гражданина на миграционный учет, если у него уже есть регистрация на территории РФ?

Ответ: Юридическое лицо, у которого иностранный гражданин фактически работает, обязано представить уведомление о его прибытии в место пребывания в орган миграционного учета (п. 7 ч. 1 ст. 2, ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", далее - Закон N 109-ФЗ). Данное требование сохраняется и при приеме на работу граждан Республики Беларусь (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.04.2009 N А32-17738/2008-59/238-114АЖ).
По общему правилу уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляет в орган миграционного учета (непосредственно или почтовым отправлением) принимающая сторона (ч. 3.1 ст. 20, пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ). При этом под принимающей стороной в п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ понимаются физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится). А местом пребывания иностранного гражданина в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
По нашему мнению, из совокупности названных положений Закона N 109-ФЗ следует, что каждое из лиц, у которых гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится), признается принимающей стороной, на которую возлагается обязанность по самостоятельному направлению уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. В этой связи смотрите, например, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.09.2012 N Ф01-3088/12 по делу N А39-4088/2011 (в передаче дела для пересмотра в порядке надзора данного постановления отказано определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2012 N ВАС-15166/12). При этом каждое из лиц, у которых гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится), обязано уведомить органы миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в то место пребывания, которое относится к данной принимающей стороне: ведь принимающая сторона уведомляет органы миграционного учета о прибытии иностранного гражданина именно к себе. То есть, поскольку принимающей стороной в описанной ситуации является работодатель, местом пребывания иностранного гражданина, которое должно быть указано в уведомлении, должно выступать место нахождения организации-работодателя (структурного подразделения, в котором занят иностранный работник).
Таким образом, во избежание негативных последствий, принимающей стороне - работодателю, по нашему мнению, следует уведомить органы миграционного учета о прибытии иностранного гражданина именно в место нахождения организации-работодателя (структурного подразделения, в котором занят иностранный работник). Напомним, что неисполнение работодателем обязанности по уведомлению органов миграционного учета РФ о прибытии (и убытии) иностранного гражданина в место пребывания является основанием для привлечения работодателя к ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 29.01.2010 N КА-А41/15542-09 по делу N А41-27432/09).

К сведению:
Ранее Федеральная миграционная служба России на своем официальном сайте разъясняла, что выбор места пребывания при наличии у иностранца как наймодателя, так и работодателя, которые не совпадают в одном лице, целиком зависит от свободного волеизъявления иностранного гражданина. Принимающая сторона - работодатель вправе поставить иностранного гражданина на учет как по адресу предприятия (организации), так и по частному адресу (http://www.fms.gov.ru/treatment/review/list.php?ID=891&PAGEN_1=2). По смыслу данного разъяснения, юридическому лицу нет необходимости уведомлять государственные органы в случае, если иностранное лицо уже имеет на руках отрывной корешок уведомления о прибытии, согласно которому он временно зарегистрирован в другом месте (например у физического лица). Однако впоследствии данное разъяснение было удалено с официального сайта.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

24 сентября 2014 г.

_____________________________

Вопрос: Обязан ли работодатель уведомлять территориальные органы ФМС России о заключении трудовых договоров с гражданами Республики Беларусь?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
У работодателя нет обязанности по уведомлению территориальных органов ФМС России о заключении трудовых договоров с гражданами Белоруссии.

Обоснование вывода:
С 1 января 2015 года вступил в силу п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее - Закон N 115-ФЗ). Согласно указанной норме работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Отметим, что если ранее обязанность по уведомлению ФМС России о заключении трудового договора с иностранными гражданами возникала у работодателя лишь в случае приема на работу иностранцев, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу (см. п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2015 г.), то теперь, как следует из формулировки п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, данная обязанность не связана со статусом принимаемых на работу иностранцев или порядком, в котором они осуществляют трудовую деятельность на территории РФ. Таким образом, по общему правилу в настоящий момент работодатель обязан уведомлять соответствующий территориальный орган ФМС России о заключении трудовых договоров с любыми иностранными гражданами. Аналогичные разъяснения по данному вопросу приведены и на официальном сайте ФМС России (http://www.fms.gov.ru/government_services/withoutvisa/). При этом в данных разъяснениях указано, что соответствующая обязанность возникает у работодателя и при заключении трудовых договоров с гражданами Республики Беларусь.
В то же время согласно ст. 3 Закона N 115-ФЗ правовое положение иностранных граждан в РФ, наряду с федеральным законодательством, определяется международными договорами РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В связи с этим для ответа на рассматриваемый вопрос необходимо обратить внимание на решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4, в соответствии с пунктом 1 которого действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в РФ и граждан РФ в Республике Беларусь не применяется. По нашему мнению, обязанность работодателя по уведомлению органов власти о заключении трудового договора с иностранными гражданами является именно элементом порядка регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы, и поскольку в отношении граждан Белоруссии данный порядок не применяется, то и каких-либо обязанностей, вытекающих из применения данного порядка, у работодателя в рамках трудовых отношений с такими иностранцами возникнуть не может. Отметим, что аналогичного толкования данной нормы при решении вопроса о возникновении у работодателя, вступившего в трудовые отношения с гражданином Белоруссии, тех обязанностей по уведомлению органов власти о заключении трудовых договоров с иностранными гражданами, которые были установлены ранее действовавшей редакцией Закона N 115-ФЗ, придерживались и сами специалисты ФМС России (см. письмо от 20.12.2007 N МС-1/9-25552).
Таким образом, по нашему мнению, работодатель не обязан извещать ФМС России о заключении трудовых договоров с гражданами Белоруссии. В то же время, учитывая позицию контролирующих органов по данному вопросу, направление работодателем такого уведомления все же представляется целесообразным.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел

Ответ прошел контроль качества

19 марта 2015 г.

Аватар пользователя SenoritaMaksima

Всегда!!!! всегда!!!! всегда!!!! уведомляйте УФМС в течении 3-х рабочих дней с момента приема иностранных граждан на работу.

С патентом, с РВП, с ВНЖ!!!

Аватар пользователя Мазухина_Анна

Оу. Вот как все строго :).
И белорусов тоже? А с письмом ФМС от 20.12.2007 N МС-1/9-25552 вы знакомы?

Аватар пользователя Челентано

Мазухина_Анна пишет:
Оу. Вот как все строго :).
И белорусов тоже? А с письмом ФМС от 20.12.2007 N МС-1/9-25552 вы знакомы?

А с этим что делать...
http://www.fmschel.ru/execution/domestic/notice.html
это на сайтах всех территориальных органов ФМС...
Аватар пользователя Челентано

Мазухина_Анна пишет:
Ничего не делать - это общий порядок, на белорусов в силу вот этого - http://www.fms.gov.ru/documentation/1131/details/110779/ - не распространяющийся.

И какая статья и пункт этого соглашения позволяют сделать такой вывод...?
Аватар пользователя Челентано

Мазухина_Анна пишет:
Ничего не делать - это общий порядок, на белорусов в силу вот этого - http://www.fms.gov.ru/documentation/1131/details/110779/ - не распространяющийся.

И какая статья и пункт этого соглашения позволяют сделать такой вывод...?
Аватар пользователя Челентано

Мазухина_Анна пишет:
Прошу прощения, вот этот документ - http://www.belmos.ru/print.php?id=16<ype=s&type=leg, абзац первый п. 1.

Ок.

А что на сей счет говорит профильное ведомство...?

Аватар пользователя Мазухина_Анна

см. письмо ФМС от 20.12.2007 N МС-1/9-25552

Аватар пользователя Челентано

Мазухина_Анна пишет:
см. письмо ФМС от 20.12.2007 N МС-1/9-25552

А чего нибудь посвежее, года так 2015 нет...?

Аватар пользователя Мазухина_Анна

У меня - нет. Если вам очень нужно - задайте вопрос на оф.сайте ведомства, получите официальный ответ, выложите здесь с реквизитами. Думаю, все почитают с удовольствием.

Аватар пользователя Челентано

Я как раз хотел вас об этом попросить...

Но все равно спасибо за уделенное внимание, тем не менее вынужден констатировать, что все не так с уведомлением однозначно, раз нужно вопросы задавать...

Аватар пользователя Мазухина_Анна

А зачем просить меня? У меня каких-то особых тайных "ходов" в ФМС нету.
Если Вам нужно - подайте сами: http://www.fms.gov.ru/treatment/form/.

Аватар пользователя Челентано

Мазухина_Анна пишет:
А зачем просить меня? У меня каких-то особых тайных "ходов" в ФМС нету. Если Вам нужно - подайте сами: http://www.fms.gov.ru/treatment/form/.[/quote]

Вы как всегда, крайне любезны...