Доплата за вредность по результам СОУТ

innalit | 29.01.2018 16:15
Аватар пользователя innalit

Коллеги, добрый день. Очень большая проблема: после подписания отчета СОУТ и уведомления труд. инспекции обратили внимание, что компания, проводившая СОУТ поставила вредность по некоторым должностям. О том, что надо доплачивать за вредность, выяснили после закрытия месяца и начисления заработной платы. Вопросы: 1. Кто и как может выяснить что не было начислений работникам за вредность? 2. Не согласна с установленной вредностью, компании, проводившей оценку сказала, дала ссылку на нормативные документы, проведут внеплановую спец оценку, вредности не будет, переделывать отчет отказались, так как переделывать это трудовую уведомлять, ситуация спорная и т.п. Можно ли в случае проверки ГИТУ доказать, что вредности не были или отчет по СОУТ - это документ, который не оспорим?

Форум: 
+1
0
-1

Аватар пользователя Мазухина_Анна

1. Кто и как может выяснить что не было начислений работникам за вредность?

ГИТ, налоговая, ПФР.

2. Не согласна с установленной вредностью, компании, проводившей оценку сказала, дала ссылку на нормативные документы, проведут внеплановую спец оценку, вредности не будет, переделывать отчет отказались, так как переделывать это трудовую уведомлять, ситуация спорная и т.п. Можно ли в случае проверки ГИТУ доказать, что вредности не были или отчет по СОУТ - это документ, который не оспорим?

При несогласии работодателя с результатами спецоценки, он вправе обратиться в уполномоченный орган госвласти и провести соответствующую экспертизу за свой счет. От обязанности предоставлять гарантии и компенсации работникам в период с даты утверждения отчета о спецоценке до даты получения результатов экспертизы это работодателя не освобождает.

Аватар пользователя Мазухина_Анна

Вопрос: На предприятии проводится специальная оценка условий труда. На сегодняшний день в одном из цехов на ряде рабочих мест проведены соответствующие замеры организацией, которая проводит специальную оценку, составлен отчет, однако с некоторыми замерами, а соответственно, и с отчетом работодатель не согласен, следовательно, отчет со стороны представителей работодателя не подписан.
Как правильно должен действовать в данном случае работодатель, если он не согласен с данными результатами специальной оценки условий труда? Можно ли в данном случае пересмотреть результаты и провести новые замеры? В какой срок после составления отчета организация, проводящая специальную оценку, должна подать сведения о ней (отчет) в трудовую инспекцию и с какого времени можно будет применять результаты спецоценки? С какого момента работодатель должен применять результаты специальной оценки условий труда в случае их обжалования работодателем?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда передаются организацией, проводящей специальную оценку, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении.
В случае несогласия с результатами специальной оценки условий труда работодатель вправе обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта РФ для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда.
На основании заключения государственной экспертизы условий труда, если подтверждается обеспечение работодателем безопасных условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии (работодателем или его представителем). Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.
Исходя из буквального толкования данной нормы закон не предусматривает возможности неподписания кем-либо из членов комиссии отчета о проведении специальной оценки, как и не устанавливает правовых оснований для неутверждения работодателем такого отчета в связи с несогласием с результатами специальной оценки условий труда.
Соответственно, в рассматриваемом случае работодатель обязан утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда, а свое несогласие с результатами специальной оценки выразить в письменной форме в виде особого мнения, которое будет являться приложением к отчету.
При этом в силу ч. 3 ст. 28 Закона N 426-ФЗ, п. 2 Порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 03.07.2014 N 436н, сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда передаются организацией, проводящей специальную оценку, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении: на бумажных носителях - в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (государственную инспекцию труда в субъекте РФ) по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда, на которых проводилась специальная оценка условий труда, а в случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда на рабочих местах, расположенных на территории нескольких субъектов РФ, - в Федеральную службу по труду и занятости; в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, - в автоматизированную систему анализа и контроля в области охраны труда.
В случае несогласия с результатами специальной оценки условий труда статьей 24 Закона N 426-ФЗ предусмотрено право работодателя обратиться с заявлением о проведении экспертизы качества специальной оценки условий труда. Такая экспертиза осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, проводимой в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (часть первая ст. 216.1 ТК РФ, ч. 1 ст. 24 Закона N 426-ФЗ). В Свердловской области уполномоченным исполнительным органом государственной власти в сфере охраны труда является Департамент по труду и занятости населения Свердловской области (п. 1 Положения о Департаменте по труду и занятости населения Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 01.06.2011 N 674-ПП). В этом случае такая экспертиза будет проводиться на платной основе за счет средств заявителя (ч. 3 ст. 24 Закона N 426-ФЗ).
Порядок проведения государственной экспертизы условий труда утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.08.2014 N 549н (далее - Порядок). Данный приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 31.10.2014, однако на данный момент официально еще не опубликован, соответственно, в силу не вступил, т.к. согласно Указу Президента РФ от 23.05.1996 N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Указанным Порядком предусмотрено, что если в заявлении работодателя указывается на несогласие с результатами проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, то органом государственной экспертизы условий труда проводятся исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на соответствующих рабочих местах (п. 27 Порядка).
По результатам экспертизы лицо, осуществляющее государственную экспертизу условий труда, составляет заключение о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (часть шестая ст. 216.1 ТК РФ). В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются (часть четвертая ст. 219 ТК РФ).
Таким образом, учитывая несогласие работодателя с результатами специальной оценки условий труда, полагаем, вопрос о применении результатов специальной оценки может быть решен после проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда в зависимости от её итогов. Однако, если государственная экспертиза условий труда подтвердит наличие вредных условий труда на рабочих местах, то поскольку результаты специальной оценки условий труда применяются после утверждения отчета, по нашему мнению, работники, чьи условия труда также и по результатам проведения специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными, имеют право на соответствующие гарантии и компенсации именно со дня утверждения работодателем отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Обращаем Ваше внимание на то, что данная позиция является нашим экспертным мнением и может не совпадать с позицией контролирующих органов. Поэтому за официальными разъяснениями рекомендуем Вам обратиться с запросом в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) по почте (109012, Москва, Биржевая площадь, дом 1) или посредством заполнения специальной формы обращения на официальном сайте ведомства (http://www.rostrud.ru/reception/55.shtml).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Першина Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

13 ноября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Аватар пользователя innalit

Спасибо за ответ!

Аватар пользователя Мазухина_Анна

Пожалуйста.