Таблица 2. Отражение корпоративной культуры в работе с персоналом.
Приложение к статье: В какой культуре мы живем? Типы корпоративных культур организации
Тип культуры |
Прием сотрудников на работу |
Адаптация новых сотрудников |
Контроль |
Стимулирование |
Материальная мотивация |
Обучение и развитие |
Корпоративные мероприятия |
Увольнения сотрудников |
Рекомендуемые мероприятия с персоналом |
«Благотворительная организация» |
Прием всех, кому «некуда пойти», включая родственников. |
Очень долгая, не просто с помощью коллег и руководства, а буквально с «кормлением с ложечки». |
Практически отсутствует. |
Позитивное (похвалы, награждения лучших и т.п.), негативное – редкое и очень мягкое. |
Часто значительно выше рынка, почти без переменной части. |
Постоянное, используется как один из видов компенсаций, но сотрудниками часто не ценится. |
Регулярные, дорогостоящие. |
Редкие, «со слезами на глазах», чаще – проводы на пенсию или в декрет. |
Контрольные и оценочные – от точечной проверки качества до полноценной аттестации. |
«Добровольное рабство» |
Жесткий отбор, длительный испытательный срок, необходимость доказать свою полезность. |
«Бросание в воду», то есть помощь и ресурсы отсутствуют. |
По результату. |
Позитивное практически отсутствует, негативное частое и резкое (нередко оценочное, язвительное). |
Сильно зависит от личной результативности, часто почти без постоянной части. |
За свой счет. |
Нечастые, не для всех, а только для «проверенных» сотрудников, различные по уровню стоимости. |
Аннулирование всех предыдущих заслуг, человек перестает существовать. |
Стимулирующие – от словесной похвалы до введения долгосрочных конкурсов на лучшего специалиста. |
«Семья» |
Основное условие отбора – принятие ценностей и традиций коллектива. |
Достаточно длительная, с регулярным тестированием, подходит ли новичок по ценностям (вплоть до провокаций). |
Сопровождающий. |
И позитивное и негативное – несистемное, эмоциональное. |
Часто зависит от настроения собственников, нестабильная. |
Нерегулярное, часто «под настроение» собственника, а не под цели бизнеса. |
«Семейного» типа, часто с элементами командообразования (выезды на шашлыки, совместные походы и т.п.) |
Долгий шлейф слухов внутри, часто – поддержание контакта и после увольнения. |
Стандартизация критериев эффективности в рамках функционала, а не отношений. |
«Тюрьма строгого режима» |
Многочисленные проверки службой безопасности (или собственником в малом бизнесе). |
Отсутствует. |
Тотальный. |
Позитивное отсутствует, негативное сразу отражается на материальной стороне. |
С большим количеством штрафов. |
Отсутствует либо жестко регламентировано, с вычетом оплаты из зарплаты сотрудника. |
Отсутствуют. |
Негативные рекомендации, уволившийся сам – «враг народа». |
Направленные на удержание – от адаптации новичков до регулярных корпоративных мероприятий. |
«Коллектив единомышленников» |
Отбор исключительно фанатов своего дела (в том числе без конкретных навыков). |
Развернутая, с обязательным профессиональным обучением и обменом опытом. |
Практически отсутствует. |
И позитивное и негативное – с ориентацией на развитие, часто несистемное. |
Часто значительно ниже рынка. |
Скорее в формате обмена опытом, посещения бесплатных выставок и т.п. |
Спонтанные, с невысоким уровнем затрат (например, в офисе). |
Максимальное стремление сохранить профессиональные связи. |
Формализующие – описание стандартов, дресс-код и т.д. |