Рекомендации по разработке охранно-пропускного режима на предприятии

Охранный пропускной режим - это совокупность организационно-правовых установлений, которыми регламентируется порядок входа (выхода), въезда (выезда) на объект (территорию) и отдельные участки.

Прежде чем приступать к конструированию норм (правил), определяющих охранный пропускной режим, необходимо осуществить следующие  аналитические действия.

Первое. Изучить организационную структуру предприятия, места расположения и архитектуру его отдельных элементов и характер деятельности (производства) на них.

Выяснение этих вопросов позволяет решить следующие практические задачи:

    • выделить объекты и территории предприятия, на которые необходимо организовать охранный пропускной режим;

    • определить характер контрольно-пропускных пунктов (КПП для пропуска людей и КПП для пропуска транспортных средств и материальных ценностей).

    Второе. Провести оценку "суточного объема" и потоков транспортных средств, грузов, материальных ценностей и людей (персонала предприятия и посетителей), пересекающих границы охраняемых объектов и территорий предприятия. Только на основе оценки реального состояния мест пропуска можно сравнить пропускную способность действующих  контрольно-пропускных  пунктов, и  привести их в соответствие с задачами предпринимательства на охраняемых объектах и территориях. Такая оценка позволит:

    выбрать оптимальный вариант автоматизации и контроля "прохода", "проезда", "проноса" и "провоза" на границах охраняемых объектов и территорий.

    Третье. Выделить и на предприятии (по степени важности) категории объектов, территории, транспортных средств и грузов, а также категории лиц, пересекающих установленные границы.

    Сделать такое разграничение нужно для того, чтобы разработчик охранного пропускного режима смог решить, в частности, два вопроса:

    во-первых, обосновать систему допуска на предприятие, то есть определить общедоступные, закрытые и ограниченного доступа объекты, территории и материальные ценности;

    во-вторых, предложить администрации предприятия оптимальный вариант разрешительного порядка пропуска лиц, транспортных средств и грузов на охраняемые объекты.

    Четвертое Разработать организационно-правовую структуру и механизм осуществления охранного пропускного режима на предприятии. Вписать пропускной режим в единую систему охраны предприятия, его конкретных объектов и территорий.

    Без юриста-администратора решить эту задач будет, непросто. Дело в том, что механизм осуществления пропускного режима основывается на применении "запретов" и "ограничений" в отношении одних субъектов (физических и юридических лиц, пересекающих границы охраняемых объектов и территорий) для обеспечения охранных прав и интересов других (предприятия и его персонала). Такой механизм регулирования правоотношений в сфере предпринимательства должен быть безупречен с позиции требований Конституции (Основного закона) и действующего законодательства.

    Предпринимательство и запреты (ограничения) по своей природе противоречивы и искусство разработчика пропускного режима заключается как раз в том, чтобы найти разумное сочетание запретов (ограничений) и интересов предпринимательской деятельности предприятия. Запреты и ограничения не должны быть препятствием па пути предпринимательства.

    В интересах службы и для единого понимания требований контрольно-пропускного режима целесообразно использовать следующие понятия:

    "заявка на пропуск документ установленной формы, подписанный компетентным должностным лицо предприятия, дающий право на пересечение границы охраняемого объекта лицам, транспортным средствам и материальным ценностям;

    "клиент лицо, находящееся в соответствующих правоотношениях с охраняемым предприятием (объектом) и имеющее с ним прямые связи;

    "посетитель любое лицо, не находящееся в правоотношениях с охраняемым предприятием (объектом) и не имеющее с ним прямых связей.

    Ответственные работники налоговой службы, органов внутренних дел, следственных органов, прокуратуры, государственной безопасности, судебных органов, арбитража, административных инспекций, не могут быть отнесены к категории посетителей. Данная категория лиц на законных основаниях вправе посещать охраняемые предприятия по служебным удостоверениям, подтверждающим их правовой статус (принадлежность к государственным органам);

    "документ, удостоверяющий личность гражданина документ, содержащий обязательно: фотографию, фамилию, имя, отчество, число, месяц, год и место рождения, гражданство, место жительства, дату выдачи документа, наименование государственного органа, выдавшего документ, подпись соответствующего должностного лица, заверенную гербовой печатью. 

    "документы, удостоверяющие представителя фирмы" (коммерческой структуры) - документ, удостоверяющий личность гражданина плюс доверенность фирмы по установленной законом форме;

    "охраняемый объект"  находящиеся под охраной граждане, должностные лица (руководители ,--предприятий и т. п.), здания, сооружения, коммуникации, территории, транспортные средства, информация, материальные ценности, денежные средства, драгоценности, ценные бумаги; 

    "закрытая территория недоступный для посетителей участок предприятия, местности, здания сооружения, коммуникаций и т.п., который в силу своей значимости контролируется постом охраны в режиме "закрытый вход". Границы закрытой территории оформляются специальными обозначениями.

    "территория ограниченного доступа" участок предприятия (местности, здания, сооружения коммуникации и т. п.), который в силу своей значимости контролируется постом охраны в режиме "вход по пропускам";

    "пропуск документ на право пересечения границы охраняемого объекта, закрытой территории, территории ограниченного доступа;

    "закрытое транспортное средство" устройство, предназначенное для перевозки людей и (или) груза, полностью закрытое со всех сторон и имеющее преграду для проникновения во внутрь;

    "материальные ценности вещи, предметы, продукция различных производств, получившие стоимостное значение в установленном законом порядке, взятые на официальный учет, хранение и владение, пользование и распоряжение которыми осуществляется ответственными лицами в соответствии действующим законодательством;

    "факты, подлежащие немедленному докладу" - случаи, явления и события, могущие повлечь за собой нежелательные, опасные последствия для охраняемого объекта;

    "уполномоченному по службе контрольно-пропускного режима" - официальное лицо предприятия которому предоставлено право принимать решения в сфере пропускного режима;

    "дежурный но контрольно-пропускному пункту" (КПП) - должностное лицо службы охраны, осуществляющее в установленном порядке пропуск лиц, транспортных средств и грузов через границу охраняемого поста

    Вид документа: 
    Ключевые слова: 
    Рубрика: