Профессиограмма: Стюардесса

Труд этих работников начинается еще до того, как пассажиры поднимутся на борт самолета. Сначала нужно пройти предполетную медкомиссию, инструктаж, потом провести проверку аварийно-спасательного оборудования в салоне самолета, затем идет прием и погрузка питания и различного инвентаря. Потом стюардессы приветливо встречают пассажиров, помогают им занять свои места и разместить ручную кладь, инструктируют о технике безопасности, обслуживают во время полета. Их задача заключается не только в том, чтобы обеспечить пассажиров напитками и едой — только ради этого авиакомпании вряд ли стали бы возить каждым рейсом так много дополнительных работников, ведь выгоднее продать их места пассажирам.

Главная их задача — обеспечить безопасность в нештатных ситуациях, а иногда и спасение людей, например, при попадании воздушного судна в сильную турбулентность, в случае попытки захвата лайнера террористами, при возникновении пожара на борту, вынужденной посадке, и даже просто при попытках хулиганства на борту. Не зря в штате бортпроводников всегда есть мужчины — ведь для того, чтобы, к примеру, открыть в самолете люки аварийного выхода, нужна физическая сила.

Несмотря на внешнюю простоту, эта профессия в чем-то сродни работе психолога, а когда нужно, то и спасателя или медсестры. Практически весь полет стюардессы проводят на ногах. Испытывают постоянные перегрузки при взлете и посадке. И при этом, какие бы проблемы ни возникали, стюардесса должна быть вежливой, приветливой по отношению к пассажирам, ведь она - лицо авиакомпании.

Стюардессы отвечают, в первую очередь, за работу с пассажирами, бортпроводники — за приемку грузов и безопасность в полете. Обучают данным профессиям в специальных учебных центрах, часто при аэропортах. Минимальный уровень образования - среднее, приветствуется высшее. Существуют также курсы, где можно на коммерческой основе пройти обучение на эту профессию, но большинство авиакомпаний предпочитает самостоятельно отбирать и обучать людей. Желательно отличное знание иностранного языка, а лучше двух (для работы на международных линиях это обязательное требование). О работе стюардессой (бортпроводником) стоит думать тем, кому еще не исполнилось 25 лет, потому как в 45 уже можно выйти на пенсию.

Для мужчин требуется предварительно пройти службу в армии (а кто не служил по состоянию здоровья, тот не пройдет и медкомиссию на должность бортпроводника). Кандидат должен обязательно обладать крепким здоровьем, что связано с повышенными нагрузками на организм.

Бортпроводнику следует разбираться в особенностях перевозки опасных грузов, уметь оказывать первую помощь (ведь в полете у пассажиров нередко обостряются заболевания, а иногда экипажу даже приходится принимать роды), обеспечивать безопасность на борту самолета, разбираться хотя бы поверхностно в его устройстве, отлично справляться с обслуживанием пассажиров. Стюардессе положено уметь, например, сервировать стол на уровне требований, соответствующих бизнес-классу, разбираться в блюдах, напитках.

Понадобятся знания по психологии, ведь периодически встречаются и «проблемные» пассажиры. У кого-то на борту самолета начинается истерика, кто-то не мыслит перелет без того, чтобы не напиться, а кто-то не может прожить и получаса без курения и пытается заняться этим в туалетных комнатах авиалайнера (что строго запрещено из соображений безопасности). И стюардесса должна уметь успокаивать, договариваться с людьми. А если вдруг сложится экстремальная ситуация, возможно, что именно грамотные действия стюардесс и бортпроводников позволят предотвратить жертвы.

Осваивать профессию стоит людям с крепкой нервной системой, приятной внешностью, тактичным, вежливым, коммуникабельным, решительным, терпеливым, оптимистичным. Медицинскими противопоказаниями являются нарушения в работе вестибулярного аппарата (в результате человека может укачивать в перелетах), сердечно-сосудистой системы, нервно-психические заболевания. Не возьмут и тех, у кого есть серьезные проблемы с избыточным весом, дефекты на лице, татуировки, приметные шрамы, блестящие металлические коронки во рту или рост ниже 160 см у девушек и 170 — у юношей.

Спрос на стюардесс имеется, ведь сейчас в стране большое количество отечественных авиакомпаний и представительств иностранных перевозчиков. Зарплата зависит от уровня компании, на которую работает человек, и от его опыта. Складывается она из должностного оклада и множества надбавок: за знание иностранного языка, стаж работы, присвоенный класс, а также налет часов. В среднем уровень доходов примерно равен зарплате работников в промышленности.

Существуют и перспективы карьерного роста. Сначала новичок будет работать на довольно коротких, так называемых разворотных рейсах: прилетев в пункт назначения, он иногда прямо через час отправляется в обратную сторону. Чем больший опыт приобретает сотрудник, тем длительнее и интереснее по направлениям оказываются командировки; он уже не вынужден перемещаться, как маятник, туда-обратно, а обретает возможность заслуженного отдыха в пункте прибытия после длительных перелетов.

Со временем может появиться возможность летать в отдаленные уголки мира, комфортно проживать там несколько дней до следующего рейса за счет авиакомпании (и исправно получать при этом командировочные). За количество набранных летных часов бортпроводникам присваивают квалификационные звания — классы. Две тысячи часов, отработанных в небе, дают право на второй класс и соответствующую прибавку к зара-ботной плате. Чтобы стать обладателем первого класса, надо отлетать 6 тысяч часов.

Опытный специалист может занять вакансию бригадира, инспектора, проверяющего работу экипажей бортпроводников. Старший бортпроводник, отлетавший не меньше 5 лет, при наличии первоклассной квалификации и высшего образования имеет шанс занять еще более ответственную должность бортпроводника-инструктора, которому подчиняются порядка полусотни человек. Опытный инструктор, имеющий высшее образование, со временем может войти в руководящий состав авиапредприятия.

Вид документа: 
Ключевые слова: 
Рубрика: 

Поделиться