Занимается чтением лекций, проведением семинарских и практических занятий, руководит научной работой студентов и аспирантов. В обязанности входит также консультирование, прием зачетов и экзаменов, организация учебных и производственных практик для студентов, проведение воспитательных мероприятий. Как правило, совмещает преподавание с научной работой, а также занимается созданием методических материалов, необходимых в преподавании своего предмета (издает учебные и методические пособия, разрабатывает мультимедиа-презентации, тесты и т. п.). Непосредственно проведение аудиторных занятий занимает, в среднем, лишь около половины рабочего времени.
Преподавателем высшей школы может стать человек, имеющий высшее образование, желательно также продолжить обучение в аспирантуре. Для успешной деятельности важны интеллектуальные, коммуникативные и организаторские способности. Подготовка преподавателя высшей школы включает три основных компонента: необходимо в совершенстве овладеть преподаваемой областью знаний, современными методиками обучения и воспитания, а также основами методологии научной работы. В качестве дополнительных преимуществ профессии можно отметить длительный летний отпуск, а также то, что эта работа оставляет довольно много возможностей самостоятельно распоряжаться своим временем.
Занятий, проводимых преподавателем по фиксированному расписанию, обычно не так уж и много (порядка 12-18 часов в неделю), в остальном же (подготовка к ним, проверка студенческих работ, консультации, выполнение научных исследований и т. д.) этот специалист может организовать свой график так, как ему удобнее.
Ситуация на рынке труда стабильная. Как правило, преподаватели меняют рабочие места относительно редко. Спрос на таких работников незначительно превышает предложение. Информация о вакансиях распространяется через узкоспециальные издания и практически не попадает в широкую печать; активно используется подбор персонала по рекомендациям коллег. Должность относится к конкурсным: когда на одну вакансию подают документы несколько желающих, их кандидатуры обсуждаются среди коллег на заседании кафедры, решение принимается путем голосования (учитываются опыт работы, наличие публикаций, степени кандидата/доктора наук и т. п.). Часто вузы стремятся найти желающих в будущем работать преподавателями из числа собственных наиболее способных студентов и аспирантов.
Уровень оплаты труда преподавателей высшей школы в современной России невелик, в полтора-два раза ниже средней зарплаты в промышленности. Хотя следует помнить, что в большинстве развитых стран он в полтора-два раза превышает его; можно ожидать, что если Россия будет продолжать двигаться по пути цивилизованного развития, в обозримом будущем мы придем примерно к таким же показателям.
Карьерные перспективы: получение ученых званий (доцент, профессор), заведование кафедрой, участие в крупных научно-исследовательских проектах, финансируемых государством или коммерческими структурами. Определяется, прежде всего, профессиональным уровнем сотрудника, его достижениями в научной и методической работе, наличием серьезных публикаций, авторских разработок и т. п. Важное условие карьерного роста - успехи в науке, получение ученых степеней (кандидат, доктор наук). Рост происходит относительно медленно, пик профессиональных достижений зачастую приходится на возраст 50-60 лет.
Поделиться