Содержание:
- Общие положения.
- Основные термины.
- Цели и задачи наставничества.
- Организация наставничества.
- Обязанности и ответственность наставника.
- Права наставника и стажера.
- Система стимулирования наставника.
Приложения
1. Общие положения
1.1. Настоящее «Положение о наставничестве» (далее — Положение) предназначено для внутреннего использования сотрудниками ПТК ООО «Агромат» (далее — компания), принимающими участие в реализации системы наставничества.
2.1. Данное Положение:
- определяет цели наставничества;
- устанавливает требования к организации наставничества;
- определяет профессионально-квалификационные требования, предъявляемые к наставнику;
- определяет формы работы наставника с сотрудником;
- устанавливает порядок отчетности и контроля в системе наставничества;
- определяет права и обязанности всех участников системы наставничества.
2. Основные термины
Наставничество — это практика введения нового сотрудника в компанию и обучения на рабочем месте силами сотрудников различных подразделений компании, специально подготовленных для выполнения этой задачи.
Наставник — опытный сотрудник компании, принимающий на себя функцию обучения новичка в период прохождения им испытательного срока.
Стажер — новый сотрудник компании в период обучения и вхождения в должность под руководством наставника.
Критерии отбора наставников — это совокупность требований, предъявляемых к работнику и необходимых для выполнения функций наставника, включающих:
- квалификационные требования;
- показатели результативности;
- профессиональные навыки;
- профессионально важные качества личности;
- личные мотивы к наставничеству.
Критерии отбора наставников
Квалификация сотрудника |
Должность: старший менеджер, менеджер первой категории. Наличие предыдущего опыта наставничества |
Показатели результативности |
• стабильно высокий результат выполнения личного плана продаж в течение одного года • не ниже третьего места в рейтинге продаж по своему подразделению • доля расторгнутых договоров, возвратов от клиентов (выборка по возвратам за шесть месяцев) • отсутствие жалоб от клиентов |
Профессиональные знания и навыки |
• доскональное знание товара (характеристики, ассортимент) • умение работать с каталогами • доскональное знание документооборота компании • доскональное знание компьютерной программы • доскональное знание техник продаж • умение эффективно налаживать взаимоотношения с другими подразделениями компании |
Профессионально важные качества личности |
• умение обучать других • умение слушать • умение говорить (грамотная речь) • умение работать с возражениями • аккуратность, дисциплинированность • ответственность • ориентация на клиента • ориентация на результат • командный стиль работы |
Личные мотивы к наставничеству |
• потребность в приобретении опыта управления людьми для того, чтобы впоследствии стать руководителем группы • желание помогать людям (помощь раскрыться новичкам) • потребность в приобретении нового статуса, как подтверждение своей профессиональной квалификации |
Этапы профессионального обучения нового сотрудника
Этапы обучения |
Планируемые действия |
Первичное знакомство с компанией |
• прохождение внутрикорпоративного ориентационного тренинга, знакомство с «Пособием новичка» • экскурсионный обзор ТЦ • знакомство с традициями и правилами поведения в подразделении |
Знакомство с коллективом |
• знакомство с коллективом подразделения • знакомство с коллективом магазина • знакомство с коллегами других подразделений • организация взаимодействия с другими подразделениями компании |
Знакомство с продуктом отдела/услугой |
• изучение ассортимента товара (представленные коллекции/фабрики) • изучение технических характеристик товара • изучение потребительских свойств товара (выгода для клиента) • работа с каталогами • изучение предложений конкурентов |
Технология продаж |
• установление контакта с клиентом • выявление потребности клиента • презентация товара • работа с сомнениями клиента • завершение сделки • послепродажное обслуживание клиента |
Работа в программе |
Работа с базой данных: • работа с остатками (наличие товара) • выписка товара • оформление возвратов |
Изучение документооборота |
• оформление накладных (виды, отличительные особенности) • оформление документов на возврат товара • оформление внутренних документов на обмен товара • оформление счета на оплату • предоставление информации клиенту о получении товара • оформление документов на доставку товара |
Индивидуальный план прохождения испытательного срока нового сотрудника (составляется помесячно, заполняется непосредственным руководителем)
Ф.И.О. сотрудника (стажера) __________________ Должность: __________________ Подразделение компании __________________ Отдел __________________ Непосредственный руководитель __________________ Место стажировки __________________ Наставник __________________ План работы на период с «___» ________ 20__ года по «___» ________ 20__ год Подведение итогов по данному плану «___» ________ 20__ год.
№ п/п |
Задание (что конкретно посетить, изучить, освоить) |
Цель/ планируемый результат |
Сроки выполнения |
Отметка о выполнении (подпись стажера) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель __________________/ / (подпись руководителя)
Ознакомлен(а) __________________/ / (подпись сотрудника)
Дата__________________
Комментарии наставника/руководителя о результатах выполнения данного плана, итогах прохождения испытательного срока: ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________
Подпись наставника/руководителя ___________ / ___________
Оценка нового сотрудника по результатам прохождения стажировки/ испытательного срока (заполняется непосредственным руководителем/наставником)
Ф.И.О. сотрудника: __________________ Должность: __________________ Подразделение компании: __________________ Отдел: __________________ Дата выхода на работу: «___» ________ 20__ года Испытательный срок ________ месяца, с ежемесячной проверкой знаний, умений и навыков. Непосредственный руководитель: __________________ Наставник: __________________
Оценка работника за период: с ______________ по ______________ 20___ года
Критерии оценки:
- плохо — никак не проявляет данное качество;
- посредственно — редко проявляет данное качество;
- хорошо — часто проявляет данное качество;
- очень хорошо — обладает данным качеством.
Показатель |
Оценка |
|||
плохо |
посредственно |
хорошо |
очень хорошо |
|
Результативность работы |
|
|
|
|
Комментарий: |
||||
Знания по профилю должности |
|
|
|
|
Комментарий: |
||||
Отношение к работе, работоспособность |
|
|
|
|
Комментарий: |
||||
Инициативность, творческие способности |
|
|
|
|
Комментарий: |
||||
Дисциплинированность, управляемость |
|
|
|
|
Комментарий: |
||||
Отношения с внешними и внутренними клиентами |
|
|
|
|
Комментарий: |
||||
Отношения в коллективе |
|
|
|
|
Комментарий: |
||||
Лояльность к компании |
|
|
|
|
Комментарий: |
||||
Навыки по профилю должности |
|
|
|
|
Комментарий: |
Оценивал(а): __________________ (наставник/руководитель)
Итоговая оценка с учетом результатов устного опроса __________________
«С оценками ознакомлен(а)» __________________ /__________________ (подпись/Ф.И.О. стажера)
Расшифровка показателей:
Результативность работы — новый сотрудник может консультировать клиентов по товару, осуществлять весь процесс продажи с выпиской товара в программной базе.
Знания по профилю должности — освоил в полной мере внутренний программный продукт компании, изучил технические характеристики товара, ассортимент, ориентируется в ценовой политике, освоил работу с каталогами.
Отношение к работе, работоспособность — работает с энтузиазмом, старается освоить дополнительную информацию, применить ее на практике, при необходимости готов работать дополнительно (например, прийти на работу раньше или задержаться).
Инициативность, творческие способности — старается проявлять инициативу в любых вопросах: обучение, обслуживание клиентов, какая-либо помощь в оформлении экспозиций, подходит к работе творчески. Сотрудник искренне заинтересован во внедрении своих идей.
Дисциплинированность, управляемость — не нарушает дисциплину, выполняет правила внутреннего трудового распорядка. На замечания руководителей, наставников и коллег реагирует адекватно, старается исправлять свои ошибки.
Отношения с внешними и внутренними клиентами — выстраивает ровные, рабочие отношения с коллегами из других подразделений, конструктивно решает все возникающие конфликты, вежлив, внимателен и обходителен в работе с клиентами, полностью удовлетворяет их потребности, искренне старается решить их проблемы.
Отношения в коллективе — выстраивает ровные, рабочие отношения с коллегами из своего подразделения, старается конструктивно решать все возникающие спорные вопросы.
Лояльность к компании — искренне проявляет интерес к работе в компании, с удовольствием приходит на работу, только позитивно отзывается о своей организации, всегда готов принимать эффективные нововведения в рабочие процессы.
Навыки по профилю должности — умеет работать с программным продуктом компании (работа с корзиной, выписка счетов на оплату, просчет спецификаций), с каталогами, умеет осуществлять все этапы процесса продаж.
Поделиться