В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
Наставничество - форма адаптации и профессиональной подготовки новых сотрудников в компании, это выполнение деловых функций под наблюдением наставника с регулярным получением конструктивной обратной связи.
Наставник - опытный сотрудник компании, осуществляющий наставничество.
Стажер - лицо, поступившее на работу в компании, осуществляющее свою деятельность под наблюдением наставника в течение определенного срока, отведенного для оценки его способностей.
Оценка - это определение уровня эффективности выполнения работы сотрудником (стажером), измерение его достижений.
- Общие положения
1.1. Настоящее Положение предназначено для целей внутреннего использования сотрудниками Компании, принимающими участие в реализации системы наставничества.
- Область применения Положения:
- определяет основные понятия, используемые при осуществлении наставничества в Компании;
- определяет цели осуществления наставничества;
- устанавливает требования к организации наставничества;
- определяет профессионально-квалификационные требования, предъявляемые к наставнику;
- устанавливает порядок назначения наставника;
- определяет формы работы наставника с сотрудником;
- устанавливает порядок отчетности и контроля в системе наставничества;
- определяет права и обязанности всех участников системы наставничества.
- Цели наставничества
- Упорядочивание процесса развития профессиональных компетенций, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на сотрудника (стажера) задачи по занимаемой должности.
- Адаптация к корпоративной культуре, усвоение традиций и правил поведения в данном подразделении и в Компании.
- Организация наставничества
- Наставничество устанавливается:
- на период прохождения практики в Компании студентом - практикантом;
- для стажера по должности, помощника специалиста, сроком до 2 лет;
- для нового сотрудника (специалиста) на период адаптации сроком до полугода;
- в исключительных случаях: для сотрудников, не справляющихся со своими должностными обязанностями до улучшения показателей работы.
- Наставником может быть назначен сотрудник:
- обладающий высокими профессиональными качествами;
- имеющий стабильные показатели в работе;
- располагающий способностью и готовностью делиться своим опытом;
- имеющий системное представление о своем участке работы и работе подразделения;
- преданный делу компании, поддерживающий ее стандарты и правила работы;
- обладающий коммуникативными навыками и гибкостью в общении.
- Утверждение сотрудника (специалиста) в качестве наставника осуществляется приказом. Основанием для закрепления наставника является:
- представление руководителя соответствующего подразделения,
- представление заместителя директора;
- представление директора.
- Утверждение сотрудника (специалиста) в качестве наставника осуществляется приказом. Основанием для закрепления наставника является:
Закрепление осуществляется по предварительному согласованию с предполагаемым наставником.
- За одним наставником может быть закреплено не более 2 сотрудников (стажеров).
- В первый месяц работы сотрудника (стажера), наставник помогает осуществить знакомство с:
- историей и структурой Компании;
- правилами внутреннего распорядка, локальными нормативными актами;
- особенностями деятельности подразделения;
- перспективами развития Компании;
- коллективом подразделения, его традициями;
- расположением офисных помещений;
- рабочим местом сотрудника (стажера).
- Наставник в течение первого рабочего месяца совместно со стажером разрабатывает индивидуальный план повышения квалификации, в котором указываются:
- ключевые компетенции по должности;
- знания, навыки, способности, обеспечивающие приобретение и развитие ключевых компетенций;
- мероприятия по повышению квалификации;
- сроки исполнения, отметки об исполнении;
- оценка наставника;
- поручения наставника.
- Индивидуальный план повышения квалификации составляется:
- на период прохождения практики в Компании студентом - практикантом;
- для стажера по должности, помощника специалиста на 1 год;
- для нового сотрудника (специалиста) на полгода.
- Утверждение плана осуществляет директор Компании.
- В рамках осуществления индивидуального плана повышения квалификации, наставник может привлекать сотрудника (стажера) к участию в деятельности, осуществляемой Компанией.
Наставник может давать сотруднику (стажеру) задания связанные с текущей повседневной деятельностью Компании.
- Наставник оказывает сотруднику (стажеру) всестороннюю помощь и поддержку при реализации индивидуального плана повышения квалификации и осуществлении текущей повседневной деятельности.
- Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач сотрудником (стажером) в период осуществления над ним наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.
- Наставник осуществляет контроль над исполнением заданий, данных сотруднику (стажеру) и мероприятий по повышению квалификации в сроки, указанные в плане, и выставляет отметки об исполнении и оценивает уровень развития компетенций после выполнения запланированных мероприятий. (см. Приложение 1).
- По завершению исполнения индивидуального плана повышения квалификации наставник составляет отчет о работе сотрудника (стажера) в отчетный период, достигнутых результатах. Отчет предоставляется руководителю подразделения, в котором работает сотрудник (стажер) и директору.
- Сотрудник (стажер) по завершению срока наставничества проходит аттестацию в форме собеседования с руководителем подразделения, в котором работает сотрудник (стажер) и директором.
- Основываясь на данных, полученных при ознакомлении с отчетом наставника и аттестации, руководитель подразделения, в котором работает сотрудник (стажер) и директор сообщают сотруднику (стажеру) результаты оценки.
- Если по завершению периода наставничества, сотрудник показывает высокие результаты и успешно проходит аттестацию, то
- студенту - практиканту ставится оценка "отлично" и дается положительная характеристика, он заносится в кадровый резерв компании;
- стажер по должности зачисляется в штат компании;
- помощник специалиста может быть переведен на новую должность;
- новый сотрудник считается успешно прошедшим адаптацию в компании, руководитель подразделения информирует его о продолжении трудовых отношений;
- с сотрудника, ранее не справлявшегося со своими должностными обязанностями, наставничество снимается.
3.18. Если по завершению периода наставничества, сотрудник (стажер) показывает неудовлетворительные результаты и не проходит аттестацию, то устанавливается новый срок наставничества, либо сотрудник подлежит увольнению.
- Права и обязанности наставника
Наставник имеет право:
- Принимать решение об участии сотрудника (стажера) в деятельности Компании.
- С согласия непосредственного руководителя подключать для дополнительного обучения сотрудника (стажера) других сотрудников.
- Запрашивать отчеты о проделанной работе сотрудника (стажера), как в устной, так и в письменной форме.
- Запрашивать информацию о работе сотрудника (стажера) у непосредственного руководителя сотрудника, либо у руководителя работы, в которой принимает участие сотрудник.
Наставник обязан:
- Знать требования локальных нормативных актов, определяющих права и обязанности сотрудника (стажера) по занимаемой должности.
- Разрабатывать совместно с сотрудником (стажером) индивидуальный план повышения квалификации.
- Передавать свои знания и опыт при осуществлении своих обязанностей.
- Всесторонне изучать деловые и нравственные качества сотрудника (стажера), его отношение к работе, коллективу.
- Личным примером развивать положительные качества сотрудника (стажера), привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.
- Составлять отчет о результатах деятельности сотрудника (стажера) по завершению срока наставничества.
- Права и обязанности сотрудника (стажера)
Сотрудник (стажер) имеет право:
5.1. Участвовать в разработке индивидуального плана повышения квалификации.
5.2. Обращаться за помощью к своему наставнику в любое удобное время.
Сотрудник (стажер) обязан:
5.3. Реализовывать индивидуальный план повышения квалификации. Следовать рекомендациям наставника при выполнении заданий
5.4. Стремиться к повышению уровня своей профессиональной компетенции, развитию навыков и способностей, получению знаний.
5.5 . Предоставлять отчеты о проделанной работе, как в устной, так и в письменной форме.
5.6. По завершению срока наставничества проходить аттестацию.
Приложение 1
Утверждаю
Директор
Компании
_______________
"____" ____________ 200 г.
Индивидуальный план повышения квалификации сотрудника (стажера)
Ф.И.О._____________________________________________ Специализация__________________________________
|
Ключевые компетенции по специализации |
Необходимые знания, навыки, способности |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Отметка об исполнении |
Оценка |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Описание задания |
Срок исполнения |
Отметка об исполнении |
Оценка |
1 |
Исполнение поручений наставника |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
2 |
Участие деятельности Компании |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Наставник: ____________________________________________________ Подпись_____________________________________
Поделиться