Положение о финансовом отделе

I. Общие положения

1. Финансовый отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия.
2. Отдел создается и ликвидируется приказом директора предприятия.
3. Отдел подчиняется непосредственно директору* предприятия.

*Коммерческому директору

4. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом директора предприятия.
5. Начальник финансового отдела имеет ____ заместителя (ей).

6. Обязанности заместителя (ей)

 

 

(определяются; распределяются)

начальником финансового отдела.
7. Заместитель(и) и начальники структурных подразделений (бюро, секторов, пр.) в составе финансового отдела, другие работники отдела назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом директора предприятия по представлению начальника финансового отдела.
8. В своей деятельности отдел руководствуется:
8.1. Уставом предприятия.
8.2. Настоящим положением.
8.3. ...
9. ...

II. Структура

1. Структуру и штатную численность отдела утверждает директор предприятия исходя из условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальника финансового отдела и по согласованию с ____________________ (отделом кадров; отделом организации и оплаты труда)
2. Финансовый отдел имеет в своем составе структурные подразделения (службы, группы, секторы, бюро, пр.) согласно нижеприведенной схеме.

 

 

 

ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюро (сектор, группа)
финансово-кредитной
деятельности

 

 

Бюро (сектор, группа) методологии и налогообложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюро (сектор, группа)
финансово-инвестиционной
деятельности

 

 

Бюро (сектор, группа) операционных расходов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюро (сектор, группа)
учета основных средств и
нематериальных
активов

 

 

Бюро (сектор, группа) анализа финансово-хозяйственной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюро (сектор, группа)
ценных бумаг

 

 

Бюро (сектор, группа)
финансового

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Положения о подразделениях финансового отдела (бюро, секторах, группах, пр.) утверждаются начальником финансового отдела, а распределение обязанностей между сотрудниками подразделений производится

 

(руководителями бюро, секторов, групп; заместителем(ями) начальника финансового отдела)

4. ...

III. Задачи

1. Осуществление единой политики предприятия в области финансов.
2. Организация финансовой деятельности предприятия с целью наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и получения максимальной прибыли.
3. Контроль за использованием оборотных средств предприятия, кредитов.
4. Анализ финансово-экономического состояния предприятия.
5. Разработка учетной и налоговой политики.
6. Выработка кредитной политики предприятия.
7. Управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью.
8. Управление издержками.
9. Обеспечение своевременности налоговых платежей, расчетов с кредиторами и поставщиками.
10. Создание условий для эффективного использования основных фондов, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.
11. ...

IV. Функции

1. Управление движением финансовых ресурсов предприятия и регулирование финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов.
2. Разработка финансовой стратегии предприятия и базы для его финансовой устойчивости.
3. Составление проектов перспективных и текущих финансовых планов, с приложением всех необходимых расчетов.
4. Подготовка материалов для составления бизнес-плана предприятия.
5. Разработка прогнозных балансов и бюджетов денежных средств.
6. Участие в подготовке проектов планов: реализации продукции (работ, услуг), капитальных вложений, научных исследований и разработок.
7. Участие в планировании себестоимости продукции и рентабельности производства.
8. Разработка прогнозов ожидаемой прибыли, расчет налога на прибыль, составление планов распределения прибыли на год и по кварталам.
9. Определение потребности в собственных оборотных средствах и расчет нормативов оборотных средств, планирование мероприятий по ускорению их оборачиваемости.
10. Работа по изысканию собственных средств и привлечению заемных средств.
11. Определение и реализация инвестиционной политики, участие в работе по изысканию дополнительных инвестиционных и финансовых ресурсов.
12. Взаимодействие с кредитными учреждениями по вопросам предоставления кредитных ресурсов.
13. Составление и предоставление кредитных заявок и квартальных кассовых планов в банки и кредитные учреждения.
14. Организация работы по заключению договоров о предоставлении кредитов.
15. Финансовое оформление полученных кредитов.
16. Работа по своевременному погашению займов и возврату полученных кредитных средств в установленные сроки.
17. Обеспечение выполнения кредитных планов, включая выплату процентов за кредит.
18. Разработка стратегии вывода ценных бумаг предприятия на фондовый рынок с определением издержек использования различных фондовых инструментов:
- определение вида ценных бумаг (акции, векселя, облигации);
- выбор первичного дилера ценных бумаг или портфельного инвестора и согласование с ним условий продажи и торговой площадки для первичных торгов;
- планирование сопутствующей рекламной кампании;
- ...
19. Работа с ценными бумагами (приобретение акций, облигаций, пр.), контроль за портфелем ценных бумаг.
20. Определение объема затрат на выплату дивидендов по акциям предприятия.
21. Управление активами предприятия, определение их оптимальной структуры, подготовка предложений по замене, ликвидации активов.
22. Определение источников финансирования капитальных вложений.
23. Разработка и утверждение плана капитальных вложений.
24. Определение порядка и условий финансирования капитального или текущего ремонта основных фондов, оформление предложений по отнесению расходов на себестоимость продукции.
25. Обеспечение своевременного поступления доходов.
26. Оформление финансово-расчетных и банковских операций в установленные сроки, включая предъявление в банки платежных требований, поручений и других расчетных документов, получение документов на отгрузку продукции, выписок счетов.
27. Ведение оперативного учета финансовых, расчетных и кредитных операций, выполняемых предприятием по счетам в банках и кредитных учреждениях.
28. Соблюдение установленного обслуживающим банком лимита остатка наличных денег в кассах предприятия в соответствии с расчетом на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу.
29. Принятие мер к своевременному получению средств за отгруженную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги).
30. Обеспечение своевременности оплаты счетов поставщиков и подрядчиков за отгруженные материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги) в соответствии с заключенными договорами.
31. Организация работы по перечислению платежей и взносов по налогам и сборам в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местный бюджет, в государственные внебюджетные социальные фонды.
32. Подготовка необходимых материалов для проведения взаимозачетов.
33. Разработка и осуществление мероприятий, способствующих своевременности платежей, выбор форм расчетов с контрагентами и обеспечение соблюдения правил ведения расчетов.
34. Составление и предоставление в налоговые органы установленной документации по вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
35. Обеспечение своевременности и полноты выплаты заработной платы рабочим и служащим предприятия.
36. Обеспечение финансирования затрат, предусмотренных финансовыми планами, планами капитальных вложений.
37. Участие в разработке предложений, направленных на:
- обеспечение платежеспособности;
- предупреждение образования и ликвидацию неиспользуемых товарно-материальных ценностей, сверхнормативных запасов;
- повышение рентабельности производства;
- увеличение прибыли;
- снижение издержек на производство и реализацию продукции;
- ...
38. Осуществление мероприятий по укреплению финансовой дисциплины на предприятии.
39. Ведение учета движения финансовых средств и составление отчетности о результатах финансовой деятельности в соответствии со стандартами финансового учета и отчетности.
40. Контроль за правильностью составления и оформления отчетной документации.
41. Обеспечение достоверности финансовой информации.
42. Доведение показателей финансовых планов и вытекающих из них заданий до структурных подразделений предприятия.
43. Осуществление контроля за выполнением финансовых планов структурными подразделениями.
44. Составление и предоставление руководству предприятия:
- сведений о поступлении денежных средств;
- отчетов о ходе выполнения финансовых, кредитных и кассовых планов;
- информации о финансовом состоянии предприятия;
- ...
45. Обеспечение выполнения финансовых, кредитных и кассовых планов.
46. Разработка валютной политики предприятия.
47. Определение возможных финансовых рисков, их оценка применительно к каждому источнику средств.
48. Разработка предложений по уменьшению финансовых рисков и программ по страхованию.
49. Определение стратегии предприятия в области лизинговых операций, осуществление лизингового финансирования.
50. Разработка мер по продаже, сдаче в аренду и залог части активов, ликвидации или консервации отдельных мощностей и объектов (в том числе нерентабельных, мобилизационных).
51. Ведение ежедневного оперативного учета показателей финансового плана, включая учет:
- объемов реализованной продукции;
- прибыли от реализации;
- ...
52. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ежеквартально и в целом за год.
53. Участие в определении видов продукции (работ, услуг), не имеющих спроса на рынке, выработка программ и мероприятий по прекращению производства такой продукции.
54. Участие в ценообразовании на отдельные виды продукции (работ, услуг).
55. Определение объемов финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ согласно сметам и договорам, согласованным со структурными подразделениями предприятия.
56. Согласование договоров на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в части обоснованности стоимости работ, а также соблюдения условий оплаты работ.
57. Определение направлений и объемов финансирования предприятием социальных программ (детских дошкольных учреждений, учебных заведений, благотворительных мероприятий, пр.).
58. Контроль за:
- выполнением финансовых планов и бюджета, планов реализации продукции, кредитных и кассовых планов, планов по прибыли и по иным финансовым показателям;
- прекращением производства продукции, не имеющей сбыта;
- правильным и эффективным расходованием денежных средств;
- целевым использованием собственных и заемных оборотных средств по структурным подразделениям и по предприятию в целом;
- соблюдением кассовой дисциплины;
- правильностью составления, оформления и утверждения смет, расчетов окупаемости капитальных вложений;
- ...
59. Анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, прогнозирование результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
60. Участие в определении финансовых условий в заключаемых хозяйственных договорах, экспертиза проектов договоров, представленных контрагентами.
61. Анализ бухгалтерской и статистической отчетности.
62. Обеспечение подразделений предприятия инструктивными материалами, относящимися к финансовой деятельности предприятия.
63. Разработка методических указаний по вопросам финансирования операционных расходов, капитальных вложений, прочих видов деятельности.
64. Рассмотрение обращений и писем граждан и юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию финансового отдела, организация проверок, подготовка соответствующих предложений.
65. Участие в проведении совещаний-семинаров с работниками экономических, финансовых и бухгалтерских подразделений.
66. Обеспечение защиты информационных ресурсов (собственных и полученных от других организаций), содержащих сведения ограниченного доступа.
67. Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления.
68. Своевременное предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности предприятия, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.
69. Разработка мер по обеспечению прозрачности финансового состояния предприятия (на основе совершенствования управленческого учета, перехода на международные стандарты бухгалтерского учета).
70. Разработка проектов инструктивных материалов по вопросам финансирования, бухгалтерского учета, отчетности и другим финансовым и хозяйственным аспектам, относящимся к компетенции отдела, и представление их на рассмотрение и утверждение в соответствующие структурные подразделения предприятия.
71. Участие в пределах своей компетенции в рассмотрении вопросов, связанных с учреждением новых предприятий, реорганизацией и ликвидацией структурных подразделений предприятия.
72. ...

V. Права

1. Финансовый отдел имеет право:
1.1. Давать указания в рамках контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия по оформлению финансовой документации.
1.2. Требовать и получать от других структурных подразделений предприятия данные анализа хозяйственной деятельности предприятия, необходимые для деятельности отдела.
1.3. Вести переписку по вопросам методологии финансового учета и отчетности, а также другим вопросам, входящим в компетенцию отдела и не требующим согласования с руководителем предприятия.
1.4. Не принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству, нарушают договорную и финансовую дисциплину без соответствующего распоряжения директора предприятия и начальника юридического отдела.
1.5. Представительствовать в установленном порядке от имени предприятия по вопросам, относящимся к компетенции отдела во взаимоотношениях с налоговыми, финансовыми органами, органами государственных внебюджетных фондов, банками, кредитными учреждениями, иными государственными и муниципальными организациями, а также другими предприятиями, организациями, учреждения-ми.
1.6. Вносить предложения руководству предприятия о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности должностных лиц предприятия по результатам проверок.
1.7. Давать разъяснения, рекомендации и указания по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
1.8. Проводить и участвовать в совещаниях по вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
1.9. По согласованию с директором предприятия или заместителем директора предприятия по коммерческим вопросам привлекать экспертов и специалистов в области финансового консалтинга для консультаций, подготовки заключений, рекомендаций и предложений.
1.10. ...
2. Начальник финансового отдела визирует все документы, связанные с финансовой и хозяйственной деятельностью предприятия (планы, договоры, отчеты, сметы, справки, пр.).
3. Начальник финансового отдела также вправе:
3.1. Подписывать платежные, расчетные, кредитные и другие финансовые документы.
3.2. Вносить предложения в отдел кадров и руководству предприятия о перемещении работников отдела, их поощрении за успешную работу, а также предложения о наложении дисциплинарных взысканий на работников, нарушающих трудовую дисциплину.
3.3....
4. ...

VI. Взаимоотношения (служебные связи)

Для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных настоящим положением, финансовый отдел взаимодействует:
1. С главной бухгалтерией по вопросам:
1.1. Получения:
- списков кредиторов и дебиторов;
- бухгалтерской информации о деятельности предприятия;
- баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета;
- отчетных калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг);
- планов проведения инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;
- расчетов заработной платы;
- ...
1.2. Предоставления:
- финансовых, кредитных и кассовых планов;
- отчетов о выполнении финансовых планов;
- результатов финансового анализа;
- отчетов по погашению займов, уплате процентов по кредитам;
- ...
2. С планово-экономическим отделом по вопросам:
2.1. Получения:
- среднесрочных и долгосрочных планов производственной деятельности предприятия;
- копий плановых экономических заданий подразделений предприятия;
- плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат;
- проектов оптовых и розничных цен на продукцию предприятия, тарифов на работы и услуги;
- результатов экономического анализа всех видов деятельности предприятия;
- ...
2.2. Предоставления:
- финансовых и кредитных планов;
- отчетов о выполнении финансовых планов;
- результатов финансового анализа;
- методических и инструктивных материалов по вопросам финансовой деятельности предприятия;
- ...
3. С отделом материально-технического снабжения по вопросам:
3.1. Получения:
- проектов перспективных и текущих планов материально-технического обеспечения производственной деятельности предприятия;
- отчетных данных о движении материально-технических ресурсов, об их остатках на конец отчетного периода;
- копий претензий, заявленных контрагентами;
- проектов претензий к контрагентам при нарушении ими договорных обязательств;
- отчетов о выполнении планов материально-технического снабжения;
- ...
3.2. Предоставления:
- согласованных проектов претензий;
- предложений по устранению причин, послуживших основанием для предъявления претензий и санкций к предприятию;
- утвержденных расчетов нормативов оборотных средств;
- ...
4. С отделом сбыта по вопросам:
4.1. Получения:
- проектов договоров и соглашений на поставку, продажу готовой продукции;
- прогнозов и планов реализации продукции;
- данных о состоянии запасов готовой продукции и их соответствии утвержденным нормативам;
- планов и графиков отгрузки продукции;
- данных об остатках продукции на складах;
- предложений по проведению мероприятий по снижению сверхнормативных остатков готовой продукции и ускорению сбытовых операций;
- ...
4.2. Предоставления:
- финансовых планов;
- информации о не оплаченных контрагентами счетах;
- сведений банков о выставленных покупателями (заказчиками) аккредитивах;
- извещений о применении финансовых санкций к покупателям (заказчикам), нарушившим обязательства по перечислению денежных средств за приобретенные товары;
- утвержденных расчетов нормативов оборотных средств;
- ...
5. С отделом маркетинга по вопросам:
5.1. Получения:
- обобщенных данных о спросе на выпускаемую предприятием продукцию (выполняемые работы, оказываемые услуги);
- маркетинг-планов;
- смет расходов на формирование спроса и стимулирования сбыта, проведение рекламных кампаний, участие в выставках, ярмарках, в выставках-продажах;
- сведений о конкурентной среде по вопросам ценовой политики, объемов оборота, конкурентноспособности, скорости реализации продукции;
- ...
5.2. Предоставления:
- согласованных смет расходов на формирование спроса и стимулирование сбыта с приложением финансовых обоснований;
- анализа затрат, произведенных за месяц (квартал, год);
- ...
6. С хозяйственным отделом по вопросам:
6.1. Получения:
- планов текущих и капитальных ремонтов основных фондов предприятия (зданий, систем водоснабжения, пр.);
- смет хозяйственных расходов;
- оргтехники, бланков документов и канцелярских принадлежностей, необходимых для работы финансового отдела;
- материальных ценностей, необходимых для обслуживания совещаний, конференций, семинаров;
- ...
6.2. Предоставления:
- согласованных смет хозяйственных расходов;
- расчетов окупаемости капитальных вложений по внедрению новой техники, средств механизации;
- заявок на необходимые инвентарь и канцелярские принадлежности;
- отчетов по использованию и сохранности оборудования и инвентаря;
- ...
7. С юридическим отделом по вопросам:
7.1. Получения:
- решений по предъявленным предприятию претензиям, искам;
- обобщенных результатов рассмотрения претензий, судебных и арбитражных дел;
- разъяснений действующего законодательства и порядка его применения;
- правовой помощи в претензионной работе;
- согласованных материалов о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, предложений по принудительному взысканию долгов;
- анализа изменений и дополнений финансового, налогового, гражданского законодательства;
- ...
7.2. Предоставления:
- проектов финансовых договоров для правовой экспертизы;
- материалов для предъявления претензий, исков в суды;
- заключений по претензиям и искам, предъявленных предприятию;
- документов о перечислении денежных средств по оплате госпошлины в счет удовлетворения претензий и исков, предъявленных предприятию;
- заявок на разъяснения действующего законодательства;
- ...

8. С

 

по вопросам:

 

(наименование структурного подразделения)

 

8.1. Получения:
- ...
- ...
8.2. Предоставления:
- ...
- ...

VII. Ответственность

1. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение функций отдела несет начальник финансового отдела.
2. На начальника финансового отдела возлагается персональная ответственность в случае:
2.1. Несоответствия законодательству издаваемых отделом инструкций и указаний по вопросам финансовой деятельности предприятия, финансового учета и отчетности.
2.2. Составления, утверждения и предоставления недостоверной сводной финансовой отчетности и нарушения сроков ее предоставления в соответствующие подразделения предприятия, руководителю предприятия, в налоговые, финансовые и иные органы.
2.3. Необеспечения или ненадлежащего обеспечения руководства предприятия информацией по финансовым вопросам.
2.4. Несвоевременного, а также некачественного исполнения документов и поручений руководства предприятия.
2.5. Допущения использования информации сотрудниками отдела в неслужебных целях.
2.6. Несоблюдения трудового распорядка сотрудниками отдела.
2.7. ...
3. Ответственность сотрудников финансового отдела устанавливается их должностными инструкциями.

Вид документа: 
Ключевые слова: 
Рубрика: 

Поделиться