Основные направления аудита системы мотивации персонала

Общие вопросы

Мотивационный профиль сотрудника:

  • Есть ли изучение на этапе входа в компанию, происходит ли фиксация и сохранение информация;
  • Легко ли доступна эта информация для пользователей;
  • Определена ли регулярность пересмотра мотивационного профиля сотрудника, и знают ли они о фиксации информации о их карте мотиваторов и как она используется компанией в управлении.

Предыдущие исследования и опросы:

  • Их направленность, результаты, охват выборки, правильность проведения с точки зрения методологии, характера постановки вопросов;
  • Время последнего проведения, были ли особые причины проведения данного исследования.

Цели и задачи компании:

  • Если они есть зафиксированы;
  • Есть ли дальнейшая декомпозицией на отделы;
  • Знают ли о них сотрудники.

Материальная мотивация

Fix часть:

  • Наличие внутрикорпоративной сетки окладов/штатного расписания;
  • Ситуация с внутренней гармонизации окладов, ключевые перекосы;
  • Политики и правила пересмотра окладов.

Flex часть:

  • Перечень должностей, предусматривающие переменную часть зп;
  • Есть ли в ключевых должностях с точки зрения достижения целей и задач компании связь дохода сотрудника с результатами труда;
  • Виды поощрений (бонусы, премии);
  • Анализ системы бонусов для разных категорий должностей - логика связи с целями и задачами, справедливость, баланс интересов сотрудника и компании, стимулирующих эффект на достижения, знание сотрудниками принципов расчета, периодичность выплаты, удельный вес в структуре дохода, возможности улучшения стимуляционного эффекта.

Total доход:

  • Наличие общей стратегии вознаграждения по отношению к рынку труда;
  • Наличие системы мониторинга уровня дохода по рынку труда (периодичность, ключевые должности, источники информации);
  • Позиция/определение позиции компании на рынке труда с точки зрения уровня вознаграждения;
  • Анализ ФОТ (вообще производится ли такая аналитика) - соотношение ФОТ к выручке, к чистой прибыли, динамика дельт ФОТ и дельты выручки, динамика структуры ФОТ между фиксированной и переменной частью.

Нематериальная мотивация

  • Структура списка текущих инструментов нематериальной мотивации;
  • Логика распределения;
  • Знания сотрудников о всех корпоративных льготах и компенсациях;
  • Каналы и периодичность информирования сотрудников;
  • Отзывы сотрудников о качестве нематериального поощрения;
  • Определение процента использования сотрудниками корп. льгот;
  • Анализ нем.поощрения конкурентов, в целом по отрасли, определение соответствия must have списку;
  • Соответствие ожиданиям и особенностям мотивации Y и Z поколения.
  • Анализ затрат. Анализ выгод и альтернатив.

                        Общие вопросы (продолжение)

  • Общее соответствие мотивации целям и задачам компании;
  • Оценка способности выполнять функцию удержания и привлечения персонала
  • Оценка рисков своевременного закрытия вакансий через 3-5 лет ввиду работоспособности функции привлечения

Система оценки эффективности системы мотивации:

  • Наличие (да-нет);
  • Показатели и их значения (динамика), периодичность измерения, и анализа;
  • Система сбора информации, которая относиться к вопросам мотивации при увольнении, приеме на работу;
  • Текущие возможности автоматизации этого процесса;
  • Качество информации для дальнейших решений,  фиксация и доступность информации для текущих и будущих пользователей.

Связь с HR Brand:

  • Отображение сильных сторон системы мотивации в EVP;
  • Каналы донесения ключевой информации о механизмах мотивации и стимулирования для внешней/внутренней аудитории;
  • Полнота представленности информации на внешних ресурсах (карьерная страница сайта, job сайты, профили компании на различных job бордах, позиционирование в социальных сетях и т.д.)

Alexandr Shevchenko

Вид документа: 
Ключевые слова: 
Рубрика: 
+1
0
-1