Меньше рисков и больше нестандартных решений: что такое организационная психология и зачем ее изучать

Чем эта область отличается от менеджмента и управленческого консультирования? Какие задачи она решает? Кому пригодится? Разберем в этой статье.

Внутри психологической науки есть несколько направлений, которые исследуют разные сферы деятельности, изучая мышление, эмоции и поведение человека в каждой из них. За работу, карьеру, профессиональное развитие и управление компанией «отвечает» организационная психология. Она близка к таким областям, как:

  • психология труда,
  • инженерная психология,
  • психология управления,
  • бизнес-психология,
  • индустриальная психология.

Все эти направления объединяет одна главная задача. Они используют принципы психологии, чтобы лучше понять поведение работающих людей. Используя собранные знания, можно повысить эффективность труда и решения управленческих задач. Организационная психология отличается от «соседей» тем, что в фокусе ее внимания не отдельно взятый сотрудник, а компания в целом. 

Марина Заварцева, кандидат психологических наук, преподаватель МГУ, НИУ ВШЭ и «Среды Обучения».

В отличие от карьерного консультанта или коуча, организационный психолог в первую очередь думает об эффективности совместной работы. В этом он близок к HRBP (HR бизнес-партнеру). HRBP решает задачи бизнеса, грамотно управляя человеческими ресурсами. Организационный психолог, в свою очередь, работает в сфере, где менеджмент и психология ближе всего друг к другу. Чтобы стать сильным HRBP, важно знать организационную психологию.

Больше знаний – меньше рисков

Однажды на семинаре по трудовой мотивации, один из моих студентов – основатель и глава бизнеса – в сердцах воскликнул: «Ну почему с людьми так сложно? Почему все время приходится с ними разговаривать, убеждать их, что-то им объяснять? Почему они не могут просто выполнять свою работу, а эмоции и посторонние мысли оставить за пределами компании?» Кажется, хотя бы раз в жизни так думал каждый, и это естественно.

Да, было бы намного удобнее, если бы  сотрудники и контрагенты всегда четко следовали инструкциям, самостоятельно искали способы синхронизировать интересы бизнеса со своими собственными интересами и не позволяли личным пристрастиям влиять на деловые суждения. Но в реальности ожидать такого от каждого человека нельзя. Тут и приходит на помощь организационная психология. 

Зная, какие психологические закономерности стоят за тем или иным поведением, и как они влияют на эффективность работы, можно сократить риски в управлении человеческими ресурсами. Например, как показывают исследования, успешность сотрудника во многом определяется тем набором методов, при помощи которых он привык справляться с рабочим стрессом: если эти методы деструктивны, то стресс возьмет вверх, и эффективность труда снизится.

Какие еще задачи решает организационная психология

Работа с рисками – не единственная область, где пригодится знание организационной психологии. Изучив ее, вы сможете  расширить свой арсенал управленческих методов. Руководители, HR-менеджеры и HRBP, которые в бизнесе уже давно, обычно руководствуются своим прошлым опытом. Это значит, что их решения заточены под те проблемы, которые возникают чаще всего. Однако, если ситуация резко меняется, то руководитель или HR-менеджер сталкивается с новой задачей, и привычного набора решений может быть недостаточно. Именно это произошло с бизнесом год назад в разгар пандемии и снова происходит сейчас, когда экономика начинает восстанавливаться после кризиса, но уже в новом, трансформированном виде.

Владение более широким набором управленческих методов позволит вам мыслить нестандартно и подбирать лучшие решения. Например, сделать совместную работу сотрудников более эффективной будет проще, если вы повысите уровень их доверия компании. 

Кроме того, вы будете лучше представлять себе ограничения, с которыми можете столкнуться при решении той или иной управленческой задачи, а значит, лучше спланируете, как именно будете их преодолевать. В результате вероятность найти правильное решение возрастает. 

Например, недавнее исследование, проведенное экспертами из ВШЭ, показало, что в компаниях, которые создают инновационный продукт, и в тех, которые работают на более традиционных рынках, стратегии удержания персонала различаются. Зная основные принципы организационной психологии, вы сможете выбрать для удержания ценных работников именно те способы, которые эффективны в вашей отрасли. 

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
+1
-1
Аватар пользователя sejulite

Спасибо за информацию! Интересная статья. хотелось бы побольше такого формата.