E-learning в корпоративном обучении: анализ подходов и инструментов

Расходы на обучение – это не то, сколько компания тратит. Это то, сколько стоит компании не обучать сотрудников.  И чем больше компания, тем более справедлив этот тезис.

Руководители направлений обучения и развития персонала часто говорят о недостатке инновационных инструментов в их работе. Существующий рынок услуг TnD сформировался окончательно около 5 лет назад и предлагает компаниям очное обучение у собственных тренеров, вложиться во внедрение системы управления обучением или заказать разработку обучающего контента.

Самое динамичное направление в TnD – онлайн-обучение. Главные тренды в этом направлении: использование интерактивных обучающих курсов, облачные сервисы и мобильные устройства.

Посмотрим на ситуацию глазами сотрудника. После нескольких лет в университете значительная часть выпускников со вздохом облегчения подводит черту под своим образованием. Впечатления от учебы зачастую такие: не то, что нужно на практике, неинтересно, очень долго.

Отсюда и главная проблема HR в целом и TnD в частности: вовлеченность сотрудников.

Посмотрим на международный опыт: с 30-х годов 20 века сфера HR двигается от управления персоналом (рабочими единицами) к управлению человеческим капиталом. С 80-х годов это движение ускоряется автоматизацией HR. Автоматизация же открыла для бизнеса и возможности электронного обучения.

Электронное обучение стоит на трёх китах: методология, платформа и контент.

Методология в 99% случаев формируется внутри компании от бизнес-задач, традиций и возможностей специалистов TnD. Это создает некоторую размытость фокуса обучения и инерционность развития электронного обучения. В российской HR-практике доля компаний, имеющих стратегию в части e-learning, ничтожно мала.

На международном рынке крупные вендоры предлагают решения по автоматизации обучения SuccessFactors, Workday, AT Web, Cornerstone. На российском рынке лидерство держат локальные игроки:  Webtutor, Mirapolis, Competentum. Эти решения относятся ко второй составляющей электронного обучения - платформе. Они позволяют автоматизировать процессы, снизить их стоимость и повысить эффективность. Ключевыми факторами в пользу российских вендоров служат цена, возможность установки системы во внутреннюю сеть компании, язык интерфейса и стоимость поддержки. Иностранные решения выбирают компании, работающие с “большими числами” количества сотрудников, имеющие офисы в других странах и нуждающиеся в унификации процессов TnD.

Традиционно курсы по продуктовому контенту или внутренним процессам компании делают своими силами, наращивая штат TnD, или заказывают у внешних провайдеров.Из минусов внутренней разработки стоит упомянуть слабую методологическую базу и средний уровень в оформлении курсов. Заказная разработка дает сравнительно лучший результат по упомянутым критериям, но несет существенные неявные финансовые расходы для компании, такие как поддержка и изменение курсов, расходы на взаимодействие с поставщиком. Эти расходы измеряются часами работы сотрудников, выбирающих поставщика, пишущих техническое задание, ведущих ежедневное взаимодействие, принимающих и оценивающих результат.

Третий подход к контенту - это использование библиотеки готового контента. Мировой лидер по контенту для бизнес-обучения – сервис Lynda.com, существующий и развивающий свою библиотеку с 1995 года. Сервис предлагает пользователям обучение по отдельно выбранным курсам или программам обучения, которые готовят его к получению профессии или повышению квалификации. Основные направления обучения: бизнес, творческие профессии, ИТ. По каждому направлению сервис предлагает более 1000 курсов. Популярна также система и библиотека SkillSoft для производственных компаний. Эти и другие крупные библиотеки электронных курсов выпускают свой контент только на английском языке. Поэтому в России их используют в основном частные лица, а не компании.

Единственная библиотека онлайн-курсов на российском рынке, ориентированная на бизнес, - Eduson.tv. Сервис предлагает каталог из более чем 500 онлайн-курсов на русском и английском языках, развивающих полный спектр soft skills сотрудников любой современной компании, включая обучение HR, продажам, менеджменту, финансам, управлению проектами, бизнес-английскому, маркетингу, личной эффективности и т.д.

Стоит отметить отсутствие “зацикленности” на традиционном видео-контенте с говорящими головами. В библиотеке 6 типов контента:

  • Развернутый видеокурс со «звездным тренером»
  • Презентация - выжимка важной информации по теме
  • Диалоговый тренажер - история с персонажами, ветвящийся сюжет
  • Бизнес-английский - видео с разбором лексики по выбранной теме, файл с переводом лексики, задания для закрепления и итоговый тест.
  • Мини-курс - видео-лекция, презентация, итоговый тест. 
  • Бизнес-кейс  - интерактивный игровой симулятор, история с персонажами, в которой пользователю нужно анализировать информацию и принимать решения.

Качество и методология курсов - на уровне заказной разработки. Сервис работает по принципу подписки на весь каталог курсов.

На сайте Eduson среди клиентов указаны крупные российские и зарубежные компании: Ростелеком, Мегафон, Газпром-нефть, Эльдорадо, Efes.

Сервисы массового открытого обучения, такие как Coursera, не используются компаниями системно, так как в них нет функционала управления обучением и отчетности, что критично для TnD.

В русскоязычном интернете также популярен сервис обучения Нетология, позиционирующийся, как Интернет-университет. Сервис предлагает 4 направления обучения: дизайн, программирование, управление проектами и маркетинг. Клиентов из корпоративного сектора на сайте компании не указано.

Оценивая стратегически вопрос развития персонала, необходимо учитывать, что e-learning - это задача уже сегодняшнего дня, и в будущем электронное обучение будет составлять основную долю в профессиональном образовании. А интерактивный контент, платформа с современным интерфейсом и продуманная методология помогут сотрудникам вновь полюбить учёбу, а HR-ам - решить задачу повышения вовлеченности персонала и эффективности обучения.

Ключевые слова: 
Рубрика: 

Поделиться