Взгляд изнутри: 7 важных качеств современного руководителя

Работать с идеальным руководителем или быть хорошим управленцем – мечта многих. Существуют ли такие люди? С уверенностью отвечу: «Да», но, возможно, их пора заносить в Красную книгу Руководителей. О качествах руководителей размышляем сегодня.

Тема не нова, но всегда обсуждаема.

Для одних история: «Идеальный руководитель: кто ты?» – из разряда фантастики, для других – руководство к действию, для третьих – «Ой, это итак понятно, где искать то таких?».

Мой рабочий стаж пока составляет 8 лет и примерно столько же руководителей было в моей жизни. Помимо личного опыта во время подготовки статьи, я анализировала беседы с сотрудниками и руководителями разных уровней в не менее разных компаниях. В итоге получилось 7 важных поинтов о том, какими качествами обладает отличный руководитель.

1. Умеет слышать и слушать

По своей сущности люди любят, когда слушают, в первую очередь, их. Если в вашем подчинении находится хотя бы один человек, при всей вашей гениальности, ему также важно быть услышанным, а не только слушать рассказы-приказы из ваших уст. Не редко я сталкивалась с тем, что в процессе разговора руководители перебивают своих подчиненных, думая, что основную суть поняли. Правило простое: если у вас нет времени сейчас на полноценный разговор, назначьте встречу на другое время. Людям важно быть услышанными и получать обратную связь по тому, что они озвучивают.

Есть другая сторона вопроса: руководитель тщательно слушает и в конце говорит: «Ну хорошо». «Что хорошо? Что дальше? Ты слушал меня сейчас или дремал?» - такие мысли могут возникнуть у оппонента. Если к вам приходит коллега и рассказывает об ОБАЛДЕННОЙ идеи, которая, буквально, сегодня ночью ему привиделась, но со своей стороны вы осознаете, что предложение вряд ли имеет место быть, дайте корректную обратную связь, предложите, как можно улучшить идею или в каком направлении двигаться. Отказывайте корректно.

Как стать хорошим слушателем? Ставьте себя на место говорящего. Согласитесь, вам важно, чтобы вас услышали. Вашему подчиненному тоже.

2. Хороший психолог

Не нужно иметь образование психолога, чтобы разбираться в людях и знать простую истину: «хвалим при всех, ругаем тет-а-тет». Почему-то до сих пор, некоторые руководители делают ошибки именно в этом простом правиле. Я сама стала «жертвой» некорректной коммуникации руководителя на последнем месте работы. Неважно насколько доверительные отношения внутри вашего коллектива. Большого или маленького. Никогда. Слышите? НИ-КОГ-ДА не отчитывайте человека, если помимо вас этот разговор еще кто-то может услышать. На мой взгляд, это, возможно, худшее, что может сделать руководитель. В моем воображении сразу рисуется картина XVI века: площадь, толпа людей, столб позора и бедный несчастный, которому сейчас прилюдно отрубят голову. НО! Не забывайте на общих митингах отмечать заслуги подчиненных. Это повышает лояльность сотрудника к вам и компании. Благодарность – один из эффективных инструментов нематериальной мотивации и многие недооценивают ее силу.

3. Подбор сильных игроков

Хороший руководитель не боится конкуренции и смело берет в команду людей, способных не только показывать хорошие результаты в своем направлении, но и могут чему-то научить других. Грустно мне было смотреть на историю, которая происходила в одной из компаний, где я работала, когда руководитель отдела маркетинга в силу своей неуверенности=не компетенции отсмотрел половину рынка столицы в поисках маркетолога и бренд-менеджера. В итоге из массы отличных кандидатов, с нужным набором профессиональных качеств, он выбрал игрока без опыта работы, слабо представляющего, что делать и как себя подать внутри компании и внешней аудитории. Кандидаты с амбициями и хорошим багажом кейсов отправились в шредер. А жаль.

Кстати, сильные игроки напрямую связаны с обучением (об этом далее).

4. Постоянное саморазвитие

У вас уже может быть пару высших, три диплома о прохождении коучинг-сессии и пять мастер-классов по личностному росту и другие атрибуты подчеркивающие вашу образованность, но не стоит останавливаться. Современный мир настолько стремительный, что возможности расти и развиваться бесконечны. Во-первых, вы должны быть примером для своих подчиненных. Во-вторых, чтобы быть в курсе тенденций той области, в которой вы работаете, необходимо постоянно мониторить последние обновления. 

Жестокая правда этого пункта такова, что как только вы остановитесь заниматься саморазвитием, на ваше место быстро можно найти лучшего кандидата. Грамотные генеральные директора компаний не готовы держать руководителей, знания которых покрылись пылью XX века. 

И в качестве мысли под звездочкой: современный руководитель должен развиваться не только в своей сфере, но и расширять свой кругозор хобби и увлечениями из разных областей: спорт, путешествия, садоводство, кулинария, торги на биржевых рынках, social media и т.д..

5. Проактивность

В это качество я включаю два важных момента: четко выраженная жизненная позиция и подкрепление слов делом. И то, и другое не должно доставаться клещами из человека. Проативные люди не требуют раскачки, а именно таким должен быть руководитель. Зачастую нет времени на долгие размышления, нужно быстро сориентироваться в теме и двигать паровоз вперед. Можно, конечно, провести опрос-анкетирование, кто, что, как, почему так думает, но одно дело работать над вопросом вовлеченности персонала, другое - перекладывать принятие решенией на мнение, не всегда компетентных в том или ином вопросе людей.

На анализе общения с людьми из разных компаний, руководители-нюни долго не задерживаются в своем кресле, если, конечно, руководитель над ним не еще более анти-активный гражданин.

6. Вера в людей

Даже высокомотивированные люди иногда устают, теряют хватку, уверенность в своих силах. Часто спасением становится вера в него. Друзей. Близких. Коллег. Руководителей. Вера в свою команду, уверенность в них – это залог слаженной работы коллектива. В конец концов вы подбирали этих людей, они вас чем-то зацепили, вы впустили их в свою бизнес-семью, вы делаете единое дело, по-моему, нет поводов отказываться от веры в тех, кто рядом. Верьте в свою команду, и она ответит взаимностью. Кстати, вера напрямую связана с доверием.

7. Лидерство

Это объемное слово включает в себя умение выстраивать работу команды, вести, а не властвовать, быть для коллег лидером мнений и надежным партнером. Чаще всего, человеку с ярко выраженными лидерскими качествами не нужно ничего и никому доказывать. Его действия подтверждают слова. Принятые им решения весомы и значимы для окружающих. Наверное, одно из важных отличий лидера от босса: он идет рядом со своей команды, чаще всего впереди, но всегда наравне.

Есть еще два варианта развития событий в компании: лидер, который резко становится боссом, и босс, который решает стать авторитетным лидером для своей команды. Сложно с уверенностью сказать, кому из этих двух сложнее. В первом случае – высока вероятность потерять команду. Во втором – низкий процент вероятности принятия коллективом, так как уровень доверия будет низким.

Что делать? Выбрать наиболее комфортный для вас стиль руководства, работать над собой и быть собой (как бы банально это не звучало).

БОНУС!

1.       «Обнимите своих сотрудников» Джек Митчелл

2.       «Быть начальником – это нормально» Брюс Тулган

3.       «Как управляют лучшие» Брайн Трейси

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1