Война жестов или как ответить на хамство

Коммуникативная компетентность - это не только про умение говорить слова.

Знаменитая этими днями Нэнси Пелоси и раньше отличалась заметными поступками. Можно как угодно относиться к их политическому содержанию, но нужно признать: спикер Конгресса США может быть яркой публичной личностью, "окоянства" которой не занимать. 

Меня часто спрашивают, как можно и нужно реагировать на провокацию или откровенное хамство в публичной ситуации? Когда тебя не слушают, перебивают, агрессивно себя ведут или напротив, полностью игнорируют.

Во-первых, реагировать можно и нужно так, как именно вы считаете для себя верным. Нет какой-либо инстанции, которая окончательно утвердит: вот так нужно, а так – нельзя. Публичный человек сам соизмеряет себя и ситуацию, и реагирует в соответствии со своим внутреннем ощущением. Реагирует, насколько хватит энергии, смелости, собственного «публичного веса», чуткости… Да, мы время от времени можем совершать коммуникативные ошибки, и они, бывает, обходятся очень дорого. Но так и только так рождается опыт, и та самая чуткость. Из багажа побед и поражений, ошибок и успеха. 

А во-вторых, самое универсальное и точное правило - отвечать подобным на подобное. Эту историю (на видео к тексту) можно назвать войной жестов: Дональд Трамп жестом осуществил заметное публичное действие. Демонстративно отказавшись пожать протянутую руку спикера Конгресса. Это действие. Имеющее свою цель. В ответ Пелоси совершила адекватное этому контрдействие, тоже жестом, порвав на виду у всех вручённую речь обидчика. Той же мерой, так сказать.

Кстати,  присмотритесь - мимика её в этот момент была весьма красноречива. Выдержать совсем невозмутимое лицо она не смогла. Но сумела главное: не выговаривать, не огрызаться, не раздувать скандал; но и не оставить без внимания. Героиня этого видео приучила мир к тому, что "обиды" проглатывать она не будет. Мы сами показываем людям вокруг, как с нами можно обходиться, а как нельзя. Даём, грубо говоря, разрешение на тот или иной стиль общения с собой. Хамство и агрессивные выпады можно "не заметить" (конечно, сделать вид, что не заметил) - и тогда, через два-три раза это войдёт в норму. И с нами будут обращаться именно так. И наоборот: если не оставляем без внимания, то люди знают, что при общении с вами им придётся подбирать слова, жесты, стиль. Есть очень простая формула - с нами делают только то, что мы позволяем с собой делать. 

Публичность, как грань профессионализма, ставит человека в позицию, когда он почти постоянно «на виду». Для этого не нужно быть политиком или певцом: достаточно быть современным менеджером, специалистом, руководителем. Такой человек значительную часть своего времени находится во внимании окружающих. Своих коллег, подчинённых, конкурентов. К нему присматриваются, его поведение обсуждают, его слова обдумывают. Человек публичный, волей или неволей, находится на сцене театра под названием "общество". Вот об этом «волей или неволей» и идёт речь: публичностью можно управлять или же, напротив, стать управляемым ею. Вот что такое коммуникативная компетентность - это не только про слова, это про каждого из нас в целом.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1