Вопросы безопасности и временных потерь запретами не решаются

Мы живем в век высоких технологий, и нам необходимо это принять. Социальные сети стали частью нашей жизни. А вот как сделать так, чтобы сотрудники не злоупотребляли общением в них?

Все зависит от мотивации персонала. Тот, кто ответственно относится к работе, не станет зависать в сетях, а немотивированный найдет способ уклониться от дела и без  них.

Джон Шоул, спикер и консультант по внедрению сервисной стратегии, автор книг и обучающих программ по сервису, основатель и президент Service Quality Institute, партнер Объединенной Консалтинговой Группы:

Мы живем в век высоких технологий и социальных сетей, и нам ничего не остается, как принять это. Придет ли кому-то в голову лишать сотрудников телефонной связи? Скорее всего, нет. А вот к социальным сетям отношение совсем другое, несмотря на то что это тоже средство связи.

Да, конечно, Facebook, Twitter – это соблазн, но я не вижу большой разницы между доступом к Интернету в целом и доступом к социальным сетям. С тем же успехом можно тратить рабочее время на решение личных вопросов, онлайн-игры и просто бесцельное сидение в Сети. Если сотрудник не ценит свое время, не понимает, зачем он работает, независимо от того, есть у него доступ к социальным сетям или нет, он будет непродуктивен.

Я работаю в сфере сервиса, и для меня социальные сети являются важным инструментом общения с клиентами. Иногда проще и эффективнее разместить комментарий в социальной сети, чем отправлять сообщение по электронной почте. Запостить фотографию, ответить на вопрос – все это занимает считаные секунды, но вы сокращаете время реакции, а в сервисе это очень ценно.

Кроме того, социальные сети – это кладезь информации о клиентах, об их потребностях, о впечатлениях от работы с той или иной компанией. Это очень важная маркетинговая информация. Уверен, если у бренда есть страничка на Facebook, просматривать ее должен не только ответственный за это специалист по работе с социальными медиа, но и другие сотрудники, в первую очередь руководство. О том, что думают о вас клиенты, должны знать все!

Как добиться того, чтобы сотрудники не злоупотребляли доступом к социальным сетям? Это непросто, и все зависит от мотивации персонала. Вам нужны люди, которые ответственно относятся к своей работе, понимают, откуда берется их зарплата и зачем они вообще приходят в офис каждый день. Если они и заглянут в соцсети обновить статус или лайкнуть понравившуюся фотографию, не беда – главное, чтобы они успевали выполнять (а еще лучше перевыполнять) планы и задачи. Люди же немотивированные найдут способ отлынивать от работы, даже если закрыть им доступ к социальным сетям.

 Павел Цыпин, независимый консультант в сфере управления персоналом:

Проблема нецелевого использования наемными работниками Интернета представляется весьма неоднозначной. Некоторые компании рьяно запрещают все соцсети и развлекательные сайты, другие, наоборот, считают, что в интернет-запретах никакой необходимости нет. Каковы аргументы сторон?

Менеджеры, запрещающие соцсети, уверены, что последние съедают рабочее время, так же как, например, курение или непрерывные чаепития. С данной точки зрения сидение в соцсетях – это такая же трудно устранимая аддикция, вредная привычка, как и курение, поэтому увещевать сотрудников бесполезно, техническая же блокировка вредных сайтов действует на сотрудников отрезвляюще. Нельзя – и точка!

В то же время многие руководители вовсе не видят необходимости в технической блокировке соцсетей, прежде всего потому, что запретный плод сладок. То есть запрет на какой-либо сайт как раз провоцирует особое внимание к нему. Кроме того, в современных условиях сотрудник может в случае блокировки сайта в офисной сети зайти на тот же сайт с мобильного телефона, который компанией не контролируется. То есть запрещай не запрещай, рабочее время не увеличится.

В ряде компаний в сфере, например, рекламы, связей с общественностью сотрудникам как раз нужно бывать в соцсетях для обмена информацией или продвижения чего-либо. То же можно сказать и о сфере управления персоналом: ведь в социальных сетях находится ценная информация о соискателях.

Еще одним аргументом против запрета является то, что любой запрет такого рода оскорбляет достоинство работника, так как демонстрирует недоверие менеджмента компании к нему, неверие в его честность и добросовестность. А если сотрудник действительно недобросовестный, инертный, не имеющий мотивации к работе, то он и в случае блокировки соцсетей найдет способ ничего не делать.

И наконец, почему бы не зайти в соцсеть, когда очередное задание начальства выполнено? Ведь в большинстве компаний сотрудники не имеют фронта работ в течение всего рабочего дня. Также существует проблема переключения внимания: работникам интеллектуального труда надо как-то отвлекаться, чтобы восстановить работоспособность. Невозможно безотрывно фиксировать внимание на одной группе объектов в течение нескольких часов – ошибки неизбежны. Соцсети для многих просто один из вариантов такого переключения.

Сергей Карпов, PhD, старший научный сотрудник Advanced Management Institute (Бизнес-школа AMI)

Сначала стоит понять, о какой компании или компаниях и о каких сотрудниках идет речь. Да и определиться с социальными сетями тоже нелишне.

Очевидно, что продавцу в продуктовом магазине или работнику конвейерного производства на работе и для работы социальные сети не нужны. Скорее всего, не нужны они и большинству, например, бухгалтеров. Хотя это гораздо менее очевидно – есть ресурсы в помощь бухгалтеру, которые реально могут оказаться полезными, ссылки на курсы, обучения, обсуждения законов, разъяснения по работе программ, тонкостям в оформлении документов и заполнении форм.

Не всегда разумно ограничивать инженеров (я не имею в виду секретные предприятия и отделы), так как часто общение с коллегами происходит именно в таких сетях и на таких форумах и может ускорить разработку и решение производственных задач. Нельзя закрывать подобные ресурсы от служб безопасности и HR – часто именно в социальных сетях можно получить реальную информацию о соискателе или работнике.

Современный мир все больше уходит в «облака», и все чаще рабочая и личная информация гуляет по одним и тем же соцсетям. Попробуйте отрезать от социальных сетей маркетолога, программиста или преподавателя. Если сотрудники работают современными методами, на результативности их работы это скажется немедленно. Безусловно, нет единого рецепта, но с каждым годом на вопрос «Будем резать доступ для?..» все чаще приходится давать отрицательный ответ, вне зависимости от того, нравится нам это или нет. А вопросы безопасности и временных потерь запретами не решаются.

Юлия Губанова, директор департамента кадрового консультирования, ЗАО КГ «Бизнес-КРУГ»:

В России закрывают доступ к соцсетям чаще, чем за рубежом. Основной риск открытого доступа – это нарушение информационной безопасности.

Нередко в российских компаниях встречается урезанный доступ к соцсетям или открытый доступ только для ряда служб. При закрытом доступе сотрудники могут идти на обходные маневры, входя в Интернет через телефон и т.д. Открытый доступ к соцсетям тоже может негативно влиять на рабочие процессы, он служит отвлекающим фактором для персонала. Кроме того, доступ закрывают для снижения интернет-трафика и экономии денег.

Плюс соцсетей в том, что там продвигают товары и услуги компании, ищут персонал и проверяют информацию о потенциальных сотрудниках. При этом многие отмечают, что просто блокировка доступа к Сети неэффективна. По мнению многих работодателей, необходимо постоянно мониторить активность сотрудников в соцсетях.

Анна Мосолова, старший специалист отдела подбора персонала, банк топ-20:

Сейчас многие компании закрывают доступ к социальным сетям. Это делается с целью экономии денежных ресурсов компании путем снижения интернет-трафика, для минимизации рисков утечки конфиденциальной информации. Однако если учесть, что многие пользователи заходят в социальные сети с мобильных телефонов, нужно искать альтернативные методы борьбы за информационную безопасность компании.

Еще одна причина в том, что социальные сети отрывают сотрудников от выполнения непосредственных обязанностей, снижая тем самым производительность труда. Но, на мой взгляд, можно отметить ряд положительных моментов в использовании социальных сетей. Например, некоторые социальные сети широко используются для подбора персонала, маркетологи через них продвигают товары и услуги своих компаний. Таким образом, у определенной категории сотрудников социальные сети связаны с их непосредственной работой. К тому же общение в социальных сетях можно применять для переключения внимания вместо перекура.

Евгения Любимова, менеджер по персоналу компании ВКС:

Безусловно, социальные сети прочно вошли в нашу жизнь. Количество социальных сетей увеличивается, и уже сложно найти такого человека, кто не состоял бы хоть в одной из них. Выбор в данный момент такой, что можно подобрать удобный для себя ресурс по кругу общения, дополнительным ресурсам и т.д. Но, как говорится, всему свое время. Как показывают результаты многочисленных опросов, большинство компаний предпочитают блокировать доступ сотрудников к данным онлайн-ресурсам в рабочее время.

Компания ВКС не является исключением. У нас социальными сетями в течение рабочего дня могут воспользоваться только работники отделов маркетинга и персонала. Всем остальным сотрудникам доступ автоматически блокируется. Делаем мы это по двум причинам.

  • Во-первых, чтобы сотрудники не отвлекались в течение рабочего дня на нерабочие вопросы. Безусловно, при желании можно выйти в Интернет и с мобильного телефона, но это уже сложнее и если и происходит, то, как правило, в перерыв.

Несмотря на то что у нас работает преимущественно молодой коллектив, персонал относится с пониманием к таким действиям со стороны руководства. Функцию альтернативного способа общения успешно выполняет внутренний форум. При помощи данного корпоративного ресурса сотрудники могут не только делиться официальной информацией, новостями, но и поздравлять друг друга с различными значимыми событиями, продавать и обменивать вещи, искать себе компанию для похода на мероприятия, да и просто обсуждать интересные события. Таким образом, частично функцию общения компенсирует внутрикорпоративный форум.

  • Еще одной немаловажной причиной запрета пользования социальными сетями в рабочее время является безопасность.

В любой компании есть информация, которая не должна выходить вовне. К сожалению, не каждый сотрудник до конца понимает, что можно говорить посторонним, а что нет. В большей степени эту проблему решает блокировка доступа к социальным сетям. Во внерабочее время служебные проблемы, как правило, уходят на второй план и теряют актуальность.

Нельзя однозначно сказать, что социальные сети вредны и доступ к ним необходимо блокировать. Все зависит от размеров компании и от сферы ее деятельности.

planetahr.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий