Внутрикорпоративное менторство: зачем оно нужно и чем выгодно

Развитие HR-бренда - задача длительная и требующая системного подхода. Менторство - один из таких инструментов. Разберемся, что это такое, чем полезно компании и изучим опыт менторства на практике.

Развитие мощного HR-бренда, поиск и подбор в команду сильных и перспективных сотрудников - задача сложная, длительная и требующая системного подхода. И менторство - один из инструментов обучения, передачи профильной информации новым сотрудникам и, конечно, онбординга.

Разберемся, что это такое и чем полезно компании, а также изучим опыт менторства в IT-компании.

Кто такой ментор

Начнем с того, что менторство в классическом его понимании — это один из способов наставничества, взаимодействие более опытного специалиста с менее опытным. Цель — передача экспертных знаний и поддержка менее опытного человека для решения им определенных задач, достижения успеха и приобретения релевантного опыта. 

В процессе задействованы как минимум двое:

  • ментор — опытный человек, обладающий определенным багажом знаний, навыков, умений — и часто полезных контактов — в рамках определенной области;
  • менти — менее грамотный специалист, подопечный ментора.

Самая простая связка для восприятия данного процесса, когда менти является стартапер или начинающий предприниматель, а ментор — бизнесмен, достигший определенных высот в своем деле. В силу отсутствия специфических знаний менти часто просто не могут знать некоторых аспектов бизнеса, о которых уже давно осведомлен опытный управленец. Они не дают точных и конкретных указаний, как надо делать, и уж точно не решают проблемы. Менторы, оценивая ситуацию с другого ракурса, может что-то подсказать, помочь обосновать идею цифрами, отметить слабые места в планировании. Да и просто «спустить на землю» или «придать ускорения» тоже имеет место быть. Главная его цель — создать такие условие, в которых менти придет к успеху. 

Сам по себе подход далеко не нов: с ментором Майком Маркуллой работал Стив Джобс, который в свое время помог молодому и амбициозному Марку Цукербергу. Ричард Брэнсон, основатель Virgin, не раз признавался, что его достижения в авиации во многом связаны с Фредди Лейкером. Согласно Envevor, у 30% успешных стартаперов были менторы.

Таким образом, мы получаем, что ментор помогает:

  • найти решение конкретной проблемы;
  • изучить чужой опыт изнутри, отвечая на множество вопросов;
  • адаптироваться к окружающей среде;
  • найти правильное направление для дальнейшего развития

Корпоративное менторство

Самое распространенное мнение о таком виде менторства подразумевает мимолетное знакомство ментора со своим подопечным, объяснение принципов работы и сдачи отчетов, знакомство с руководством. В таком формате работы нет практической пользы для новичка, а ментор воспринимает такие обязанности как бесполезную трату времени. 

Одно сейчас корпоративное менторство стало мощным инструментом онбординга сотрудников в компанию и адаптирование их навыков под нужды бизнеса. Существует несколько видов такого менторства:

  • для новичков. Ментор знакомит новеньких с корпоративной культурой и традициями, рассказывает об особенностях работы, вводит в коллектив, помогает изучить профильное ПО и составить план развития его как специалиста, советует различные ресурсы, направляет и в целом, выступает неким старшим товарищем, наставником. Новичок не только быстрее адаптируется к новой работе или узнает к кому обращаться в том или ином вопросе. 
  • по hard skills. Здесь имеется в виду профессиональное менторство, т.е. передача профильных навыков и специфических умений, позволяющий подопечным наращивать свои компетенции и поднимать свой профессиональный уровень. Вариантов такого менторства несколько: 
  1. Middle Developer может рассказывать Junior о том или ином методе решения сложных задач — как лично, так и в формате митапа. Или, например, аналитик рассказывает стажеру о том, как лучше изучить массив данных;
  2. Специалисты могут посоветовать и показать ряд особых технологий или других наработок для улучшения/упрощения работы (например, те же аналитики могут рассказать много интересных вещей о ряде инструментов, которые можно использовать в работе для достижения максимальной эффективности)

Вопреки складывающемуся впечатлению, что такой подход полезен только для менти, которые значительно прокачивают навыки и быстрее становятся «своими» в компании, менторы получают возможность:

  • отработать управленческие навыки на практике;
  • научиться делать акцент на свои сильные стороны;
  • попробовать кратко и просто объяснять сложные вещи;
  • расширить круг профессиональных связей;
  • проработать лидерские качества;
  • выделить зоны роста;
  • извлечь материальные бонусы

Ряд преимуществ получает и сама компания:

  • рост уровня компетенций своих сотрудников;
  • уменьшение кадровой текучки;
  • повышение уровня лояльности к компании;
  • совершенствование профессиональных коммуникаций на всех уровнях;
  • улучшение трудовых показателей

Кроме того, это отличная возможность в дальнейшем рассматривать именно менторов, хорошо зарекомендовавших себя, на должность руководителей, что значительно сэкономит время на поиски и позволит получить уже полностью адаптированного работника.

Собственный опыт

Мы создаем собственные программные решения в области бизнес-аналитики, и вполне логично, что именно разработка — одно из флагманских направлений в компании. Влиться в работу сразу — практически невозможно, и даже опытным специалистам требуется время, чтобы разобраться во всех особенностях. Мы не были исключением, и ситуация, когда опытный сотрудник начинал что-то подсказывать и выступать неким наставником более «младшего», была вполне естественной. 

Однако особо пристальное внимание теме менторства мы уделили, когда компания начала масштабироваться, и в прежних рамках стало слишко тесно. Приходили новые сотрудники, и если первые моменты онбординга могли обеспечить сотрудники PR-отдела и тимлиды или руководители. Именно тогда мы и пришли к идее о внедрении менторства. 

За каждым новым сотрудником до конца его испытательного срока (в каждом отделе он разный) закреплен ментор, который всячески контактирует со своим подопечным и помогает ему не только адаптироваться в компании, но и ставит первые задачи, помогает (в дальнейшем больше направляет) в их решении, контролирует выполнение заданий, объясняет принципы работы, учит работать в специфичном ПО, сидит рядом, когда сотрудник впервые контактирует с клиентами (в отделах продаж и внедрений) и т.д. Для облегчения работы менторов и укрепления корпоративной культуры был создан корпоративный сайт — агрегатор всей информации о компании, сотрудниках, традициях, мероприятиях и т.д.

Не так давно мы впервые опробовали систему внутренних митапов, когда сотрудники различных отделов делились интересными кейсами со всеми желающими. До конца года хотим устроить небольшие профильные митапы, например, по отделам (среди разработчиков — первый в очереди). 

Несмотря на все внедрения мы видим в менторстве большой потенциал и не планируем оставаться на принятых мерах.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1