«Управленческий эскапизм» и презентация

«К нам едет ревизор».

Есть такое понятие- «эскапизм». Если просто- это уход от реальности. Попытка скрыться от непривлекательной действительности в воображаемом (замечательном) мире. Когда хипстеры после офисной трудовой недели наряжаются в эльфов и бегают по лужайке, представляя, что они в Средиземье- это эскапизм. Когда усталый таксист в единственный выходной «прокачивает» свой Ис-3 и все воскресенье мужественно сражается в «World of Tanks»- это эскапизм. Когда первокурсница (или взрослый человек того же уровня развития) в общаге/в метро/на лекциях «запойно» погружается в волшебный мир «Фантастических тварей» или «50 оттенков серого»- это тоже эскапизм. «Тут»- мерзко, некрасиво и трудно. «Там»- интересно, необычно и эстетично. «Тут»- неприятно и я мало что могу изменить. «Там»- WOW! и все будет хорошо. Останусь я, пожалуй, «там»…

Вроде, очевидно: эскапизм- признак незрелости, бессилия или инфантильности. И тем более странно наблюдать бодрый уход от реальности в коммерческих организациях. Крупных, серьезных, многомиллиардных. Для меня самый наглядный пример "управленческого эакапизма"- корпоративные презентации. Они раскрасят всеми цветами оптимизма любой бизнес-митинг, планерку или отчетное собрание. Разберем живой пример:

Проблема

К вам в филиал собирается какой-то «дорогой костюм при должности» из головного офиса. Нужно готовиться. Каждое его замечание- это ваша ступенька на корпоративный эшафот. «Дорогой гость» приедет через неделю, а у вас продажи по прогнозам- ниже 75% от плана, динамика по году отрицательная, оборачиваемость худшая среди филиалов, открытия отстают от графика на месяц. Ну и вишенка на кексе: персонал- «тотальные недоумки». Работать не хотят- хотят только «получку». Они, конечно, так себе работники, но и тех в штате нехватка. В общем, не филиал, а Венесуэла какая-то.  

Диспозиция

Все исправить невозможно. Притом, не только к приезду «светила менеджмента» из ГО, но и вообще, в принципе. Проблема носит системный организационный характер. Что делать? Убиться и не мучиться? Можно, но потом. Сейчас нужно правильно все представить. Показать ситуацию в лучшем свете, убедить человечество, что «стакан наполовину полон». Ага: все боссы из крупных корпораций любят собрания. Еще больше они любят презентации с повышенным уровнем художественной эстетики.

Решение

Ахтунг! Срочно ваяем презентацию! Собираем всех мелких и крупных «демонов» (руководителей) филиала- ставим задачу: каждому по своему направлению к завтрашнему дню подготовить слайды, с цифрами и графиками, картинками и комментариями. По каждой безнадежной проблеме должен быть убедительный план «скорейшего разрешения». Сказано- сделано. Всю ночь клерки пыхтят, вертят цифры, как ёжик шишку, превращают тыкву в карету. Итог на утро: полуживой руководитель отдела и сияющая презентация. Что видим в ней:

-«Прогноз выполнения плана продаж- 101%....Запланирован рост оборачиваемости товара группы «А» на 19%... Для обеспечения этого результата бедует проведен анализ бизнес-процессов логистики… сроки доставки до магазина сокращены на 21%... Запущены 4 маркетинговых акции (+12% прироста валовой выручки)… Все сотрудники пройдут дистанционный курс по фокусному продукту и будут предлагать его на 14% эффективнее… Это даст еще 9% прироста продаж… Среди супервайзеров будет запущено дежурство в праздники с отчетностью через каждые 10 минут и немедленным реагированием на невыполнение магазинами десятиминутного плана…  Это еще + 11% к продажам сверху…. Картинки- схемы- графики- экстрамероприятия и бла-бла-бла… В общем, план будет выполнен. Мы худшие среди филиалов уже пятый месяц? Не нужно на этом акцентировать внимание. Просто покажем в презентации зеленой стрелочкой, что по сравнению с прошлым месяцем (кварталом, годом, конкурентами, уровнем осадков в Брянской области) у нас есть положительная динамика аж на 0,4% и это не предел (потому что мы- команда). Беда с соблюдением графика открытий? В презентации делаем диаграмму и показываем, что в нашем филиале магазинов сейчас больше, чем в Бурятии, чем деревьев в пустыне Гоби, чем мозгов у Бузовой и т.д. Главное- грамотно сравнить. И тут же прописать, что конкретно мы сделаем, чтобы к концу квартала график открытий догнать и перегнать («Провести аудит ресурсов…Сократить на 20% сроки…Выбрать не менее 4-х новых подрядчиков…Изменить систему мотивации отдела развития…) И  снова бла-бла-бла по утвержденной технологии. А, да, чуть не забыли: сотрудники розницы, мягко говоря -не нобелевские лауреаты. Спасибо, что слюну на пол не пускают. И это скрыть, скорее всего, не удастся. Но и тут выручит презентация! Указываем в ней, что:

-«…для устранения сезонной нехватки персонала были предприняты следующие действия… что дало рост достаточности персонала на 0,3% по сравнению с мартом прошлого года в аналогичном филиале у конкурентов…. Задача №1- укомплектовать штат- в положительном тренде, теперь перед филиалом стоит амбициозная задача №2- повысить компетентность набранных людей…»

-«…в ходе аудита были выявлены следующие пробелы в знаниях и навыках менеджеров по продажам….». И тут же следом- план действий: «…к 20 апреля будет разработана программа подготовки менеджеров по продажам … Проведена в 3-х субфилиалах для менеджеров из ТОП-20 магазинов сети…Курс дистанционного обучения с тестом до 5 мая… Не менее 20% ожидаемого  прироста компетентности по итогам замера CSI…Геймификация по направлениям…,  что даст рост вовлеченности на 19%...» Ну дальше уже понятно, все строго по рецепту по каждому KPI.

Развитие событий следует примерно такое: директор филиала проводит репетицию презентации и задает руководителям вопросы которые, по его мнению, может задать и «столичный гость». Те отвечают. Директор, в лучших традициях Станиславского, говорит «Не верю» и отправляет несчастных клерков «все переделывать». Цифры директору не нравятся, он требует пересчитать результат: "с учетом будущих поступлений по дебиторке", "без учета амортизации", "включить экономию на кофе и сахаре", "исключить расходы на ГСМ" и прочим образом "покрутить данные". Клерки снова в "управленческом поту", в следующие пару дней еще несколько репетиций. Затем финальная "подготовка к подготвке" и сводная презентация получается достойной форума G8 в Давосе. 

Наконец, наступает "час Х", приезжает «Дорогой костюм при должности» (ДКПД), он настроен как настоящее "Ревизорро". Плнирует что-нибудь выискать, во что можно было бы аппетитно ткнуть носом весь филиальный менеджмент. Посещает лучшие магазины филиала, заглядывает куда не следует  (в подсобки и книги жалоб). Словно добрый барин общается с наивными «крестьянами» (про себя ужасаясь «провинциальности народа»). В конце дня ДКПД собирает ТОПов филиала на планерку, чтобы «спросить за недостойные результаты». Тут и наступает звездный час презентации (и лиц, ее вещающих). Красивые слайды – убедительные аргументы- стратегия развития – диаграммы- цветная заливка - Вуаля! Гость из ГО успокоен и может идти на бизнес-ужин с кальяном и жарким из игуаны. За ужином просит директора филиала: «У тебя такая презентация хорошая получилась, перешли ее мне, я завтра буду перед Генеральным отчитываться, включу вашу презу в свою…» --- «Не вопрос, всегда пожалуйста, мы же команда...»

В итоге, основной заботой управленцев становится не реальная деятельность по системному решению проблем, а подготовка красивой картинки о том, как эти проблемы могли бы быть решены в параллельной вселенной розовых бизнес-пони. Плюс убедительное объяснение себе и боссу, что «все не так уж плохо». Да, мы в полной ж..., ой, простите, в яме, но в том году яма была глубже, у соседей яма еще и с крысами, а у нас есть положительная динамика- мы стали ближе к поверхности на 4 см и знаем, что/как делать дальше! Вот и циферки готовы…

Получается, что жить намного комфортнее в мире Волшебной Презентации, где на все есть четкий план действий, стрелочки прогнозов игриво ползут вверх и графики «скоро будут соблюдены». Здесь все проще, чем в «реальной реальности». Поэтому в корпорациях этот «управленческий эскапизм» часто поднимается все выше и выше . Иногда целый совет директоров полностью погружается в успокаивающие презентации масштаба корпорации и с удовольствием верит, что все хорошо. Или почти все. Или будет хорошо… Не может же такая красивая презентация быть мусором?!. Ах, не получилось, как было написано в презентации? Срочно проводим ревизию системы? Перестраиваем процессы? Поработаем над продуктом? Да мир вам, «стахановцы». Просто  нужно подготовить новую презентацию, где мы объясним объективные причины неудачи, покажем, как мы своими четкими действиями предотвратили еще больший провал, опишем новый убедительный план по окончательному выходу на желаемые показатели…

Важный момент: виноват ли тут директор филиала? Нет конечно. Виноват он будет, когда не сделает презентацию или когда презентация будет "неубедительной". В сложной системе все взаимосвязано, "низы" подпитывают управленческой культурой "верхи", а "верхи" транслируют ее обратно вниз. Круг трижды замыкается и найти конкретного виноватого сложновато. Намного проще выявить и наказать "несистемного", а "несистемным" ни один наемный работник в здравом уме оказаться не хочет. Он хочет жить и принимает правила игры. 

"Мир материальный" и "Мир презентации" постепенно расходятся, а следующая стадия "управленческого эскапизма"- это улучшение результатов за счет незаметного занижения планки нормы. Но это уже отдельная история...

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Аватар пользователя Pkisel