Удаленка и офис 2021-м: новые проблемы — новые решения

Всего лишь за год мир кардинально изменился. Пандемия внесла коррективы во все сферы жизни человека, в том числе и работу. Множество коллективов по всему миру вынуждены перейти на удаленку. 

По данным Upwork, каждый четвертый американец будет работать удаленно в 2021 году. И для России аналогичная динамика: по данным DigitalHR, 70% соискателей выберут скорее удаленную работу, чем офис.

Закономерный вопрос: что будет с офисной работой? Как минимум перестроение правил безопасности, дооснащение нужным оборудованием — дезинфекторами и санитайзерами, следование законодательным ограничениям (как 30% квота на офисных работников в Москве осенью 2020-го).

Например, банки и другие компании, где не обойтись без офиса, используют гибридный формат работы. По данным Microsoft, в Европе это позволило значительно повысить эффективность труда и вовлеченность сотрудников в рабочий процесс.

Кроме того, компании могут сократить офисные пространства и, как следствие, издержки на их содержание.

Это оправданно: у тотальной удаленки тоже есть своя «побочка». Такой формат работы обнажил проблему баланса между работой и жизнью. С одной стороны, сотрудник не тратит уйму времени на дорогу, оптимально питается и делает удобные для себя перерывы. С другой — работа может растекаться по всему дню и не сильно способствовать поддержанию нормальной личной жизни.

Удаленка и эффективность

Согласно исследованию DigitalHR, в оценке эффективности работы на удаленке есть серьезные расхождения: 80% сотрудников считают себя полностью эффективными, а работодатели дают более скромную оценку — эффективных работников лишь 60%.

Поэтому желательно, чтобы у специалистов оставалась возможность работать из офиса: традиционный формат упрощает коммуникацию с коллегами и вносит разнообразие в ежедневный ритм. 

Другой аспект поддержание эффективности — менеджмент. Перед управленцами стоит задача построить работу, чтобы все процессы были скоординированы и эффективны. Здесь главные сложности — сохранение целостности команды и управление сроками. 

Преодолеть сложности помогают современные сервисы трекинга задач, корпоративные мессенджеры и видеоконференции. Остается подобрать свою комбинацию: Jira или Trello, Slack или Telegram, Zoom или Skype.

Новый вид выгорания

Проблемы удаленки могут приводить к мелким дисбалансам в работе, но не к большим просадкам — к такому плюс-минус каждый бизнес готов. Зато сложности в коммуникации и потеря жизненного баланса могут послужить базисом для выгорания сотрудников.

DigitalHR подчеркивают: 70% работников отметили нехватку нормального общения на удаленке. Получается, сотрудники начали терять чувство команды, неправильно интерпретировать интонации сообщений, распределять границы ответственности. Проблем добавляет общая тревожность: пандемия отнимает здоровье и вредит экономике. Никто не хочет болеть и беднеть.

В силах работодателя помочь сотрудникам сохранить вовлеченность и работоспособность. Самым действенным для этого инструментом являются программы поддержки сотрудников (ППС) или Employee Assistance Program (EAP). Такие программы входят в комплексный подход по развитию корпоративного благополучия (well-being).

Комплексное корпоративное благополучие или well-being — современный подход в HR-политике, направленный на активную заботу о ментальном и физическом здоровье персонала. Задача well-being — повышение уровня продуктивности и вовлеченности персонала.

В условиях удаленки самое релевантное решение в реализации EAP-программ — онлайн-платформа корпоративного благополучия. С помощью такого сервиса сотрудники получают онлайн-консультации от психологов, юристов, специалистов по ЗОЖ. Так можно решить психологические проблемы, сложности с детьми, определиться с оптимизацией финансов, перейти на более здоровый и созидательный образ жизни.

Такое решения предлагает well-being провайдер «Понимаю». Компания разработала веб-сервис и приложение, где сотрудники подбирают нужного специалиста и бесплатно получают помощь для себя и своей семьи.

Поддержка очень полезна для работодателя: работник не теряет энергию на личные проблемы и может сфокусироваться на рабочих вызовах без потери эффективности.

Западный психолог Лаура Хэмилл отлично высказалась по этому поводу: «Когда организации систематически демонстрируют, что заботятся о своих сотрудниках, они добиваются лучших результатов. Я думаю, что сейчас благополучие наших сотрудников находится в центре внимания каждого HR-специалиста».

Получается, в 2021 перед компаниями, работающими удаленно, стоит три главных задачи: стараться комбинировать формат работы, внедрять понятные и удобные сервисы для оптимизации процессов удаленной команды, внедрять формы поддержки сотрудников, чтобы избежать проблем с выгоранием.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться