Человечество эволюционировало, менялось, развивалось; оно было разным и непостоянным. В этой социально-антропологической динамике лишь немногое оставалось неизменным, а именно наличие ценностей – они у людей были, есть и будут. На основании ценностей собственника управленцы создают и развивают компании, привлекают разделяющих их идеологию сотрудников. Ценности добавляют смысл в жизнь, на них мы и реагируем, когда делаем выбор, на них мы ориентируемся.
"Теория поколений" - это удобный, понятный и легкий в применении инструмент в работе (не только HR-менеджеров), общении, жизни. Теорию не нужно досконально изучать – она просто обобщает имеющиеся у людей знания и опыт, которые каждый получает в течение жизни.
ЦЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОКОЛЕНИЙ
Молчаливое поколение / (1923–1945 гг. рождения)
- Преданность
- Соблюдение правил
- Закон и порядок
- Уважение к должности и статусу
- Жертвенность
- Подчинение
- Честь
- Терпение
- Экономность
- Религиозность (ср. партийность для России)
Поколение Бумеров / (1945–1965 гг. рождения)
- Идеализм
- Оптимизм
- Имидж
- Молодость
- Здоровье
- Работа
- Ориентация на команду, личностный рост
- Личное вознаграждение и статус
- Вовлеченность
- Отличные характеристики
- Профессионалы в СМИ
- Подчеркивают гендерную привлекательность
- Ностальгия и религиозность
Поколение Х / (1965–1984 гг. рождения)
- Изменения
- Выбор
- Глобальная информированность
- Техно-грамотность
- Индивидуализм
- Выживание
- Обучение в течение всей жизни
- Неформальность
- Поиск эмоций и страха
- Прагматизм
- Надежда на себя
- Унисекс
- Равноправие
Поколение Y / (1984–2000 гг. рождения)
- Изменения
- Оптимизм
- Общительность
- Уверенность в себе
- Разнообразие
- Подчиненность
- Ориентация на улице
- Немедленное вознаграждение
- Гражданский долг
- Мораль
- Достижение
- Наивность
- Профи в технике
Во главе учения ценностный подход. С детства на подсознательном уровне мы знаем, как мотивировать представителей разных поколений, как правильно донести информацию – не только знаем, но и делаем. "Теория поколений "помогает перевести интуитивные знания в сознательную систему и применять их в коммуникации, выбирая верный способ и канал донесения информации (в схемах, инструкциях, в живом общении), контроля сделанной работы, мотивации персонала.
Молчаливые, бумеры, иксы и игреки
Теория поколений была создана в 90-х годах XX века американскими учеными – историками и социологами Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Они ушли от традиционной интерпретации различий только на основе возраста и охарактеризовали поколения, исходя из глубинных ценностей. В результате появилась следующая классификация XX-го, а позднее XXI века: поколение Строителей (GI), Молчаливое поколение, поколение Беби-бумеров, поколение Х (его еще называют Тринадцатым), Y («Миллениум», или поколение Сети) и поколение Z, представители которого только недавно родились.
Теория Хоува и Штрауса была создана в США, причем американцы разложили свою историю, поколения до момента создания американского государства. Заинтересовавшись, ученые, практики бизнеса начали проверять адекватность гипотезы для других стран – в ЮАР, Канаде, Европе, Азии – и обнаружили, что теория работает! С определенными модификациями на самых разных континентах поколения и их ценности схожи. Разве что иногда наблюдается запаздывание в появлении одного и того же поколения (как, например, в ЮАР).
Каждые четыре поколения составляют цикл. Длительность одного цикла – примерно 80–90 лет. Затем начинается повторение: пятая генерация обладает ценностями, схожими с первой. Соответственно, представители Y похожи на Победителей, Строителей. Кстати, последние активно участвовали в революции в России, а потом запускали ракеты и строили первые города. Проявится ли это ощущение всемогущества в нынешнем поколении по мере их взросления?
Как использовать "Теорию Поколений" в HR?
Сейчас рынок труда представляют поколения Бумеров, Х, Y. Каковы типичные ситуации их взаимодействия?
Ситуация 1: Достаточно ярко проявляется борьба за управленческие позиции между Бумерами и наступающим или уже занявшим управленческие позиции Иксами. Что это значит? Беби-бумеры, поколение оптимистов, идеалистов, начали выходить на пенсию. Но очень тяжело сдавать свои позиции – они пытаются остаться активными и «лучшими» как можно дольше. Тем более что это трудоголики – им сложно представить себя, свою жизнь вне работы. А поколение Х с их принципом «вся наша жизнь – борьба» все чаще, и порой агрессивно смещает Бумеров с управленческих позиций. Два ярких поколения – две яркие четкие позиции.
Как смена управленцев влияет на сотрудников компаний и HR?
Смена ценностей руководства – смена подхода, целей и стратегии. Когда изменения проявляются в комплексе, важно правильно и быстро реагировать самим, менять технологии и методики, адаптировать, а порой и менять персонал.
Бумеры установили свои принципы и порядки в компании, и сотрудники живут в соответствии с ними: ненормированный рабочий день, постепенный подъем по карьерной лестнице, акцент на сертификаты и обучение, все эмоции вне работы. Что вводят представители поколения Х? Акцент переносится на практический опыт человека – это отличительный признак, на который ориентируются уже многие. Для поколения Х важно быть не просто лучшими, но еще и уникальными, особенными. Они понимают, что эмоции и отношения помогают в деле, поэтому и на работе продолжают проверять отношения, активно внедряют корпоративные культуры.
Некоторые изменения уже прижились: если Бумеры активно пропагандировали официальный стиль в одежде на работе, то Иксы уже получили свою неформальную пятницу во внешнем виде (Friday casual). Увеличится ли общий крен в сторону неформальности?
Ситуация 2: Трудоспособный возраст молодого поколения Y пришелся на период демографического спада в России и экономически развитых странах, усиленной миграции и увеличения внимания к вопросам привлечения и удержания талантливых сотрудников.
Игреки выросли в эпоху виртуального мира, компьютеров, цифровых технологий – их технограмотность совсем другого характера, нежели у предыдущих поколений. Они ориентированы на быстрый результат и не готовы долго ждать вознаграждения, легко адаптируются. При этом для них менее важны всемирно известные компании, бренды; их интересуют места, вещи, которые в большей степени отражают их ценности, индивидуальность, особенности. Предыдущее поколение Х тоже ценит индивидуальность, но для них это дело принципа, своеобразная демонстрация всем своих сил и возможностей. Для Игреков индивидуальность – это норма, особенно в условиях широчайшего выбора. Ее не надо доказывать, за нее не надо рисковать. Эти сотрудники понимают, что часто не компании их выбирают, а они выбирают, потому что на рынке спрос превышает предложение, да и вообще «потому что просто хочется выбирать самому».
Кстати, поколение Y не столь жадно до денег. Это надо учитывать в создании программ мотивации и выработке механизмов обучения. Сейчас они готовы учиться, осознанно идут на подчиненные позиции, причем часто ищут не просто учителя, а Учителя с большой буквы, наставника, с которым будут индивидуально общаться. Игреки талантливы, но помимо таланта для них важны вопросы ответственности за компанию, за регион, за страну – морально-этические ценности. Используете ли вы этот фактор у себя в компании? Что вы как эйчар даете молодому поколению Y? Они готовы остаться у вас? Обратите внимание – об управлении талантливыми сотрудниками заговорили на стыке поколений Х и Y. Первые сейчас на этапе Художника, а вторые – в переходной стадии от Героя к Страннику. Символично.
В Итоге, "ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ" - ЭТО:
- Удобная практическое руководство, которое все больше осознает свою роль в управлении персоналом. В итоге все говорят на удобном и понятном языке. А понимание во многом залог партнерства.
- Это хороший инструмент для планирования потребности компании в персонале и прогнозирования вопросов, с которыми придется столкнуться в HRM.
- Это справочник при выборе каналов донесения информации до представителей разных поколений и построения системы коммуникации и мотивации.
- Это способ формирования ценностей и корпоративной культуры с учетом особенностей разных поколений.
Анна Литвинюк
hr-director.ru/
Поделиться
несостыковка в поколениях X и Y... X до 84 года, а Y с 83 года... то есть если я правильно понимаю, 83 и 84 годы это что-то среднее между поколениями X и поколениями Y?
все гораздо проще - это просто опечатка :)))) Поколение Х - рожденные в период 1965-1984 гг, Поколение Y - 1984-2000 гг.
если вдаватся в тему цифр, думаю самая щекотливая истуация у тех, кто родился на стыке перехода из одной группы в другую (1965 г.р, 1984 г.р).
Я как раз тот самый случай)))) 84 год)
и какие же ценности в тебе преобладают: поколения X или Y ?
интересно практическое мнение, а не только научные доводы
я, к примеру Y, и ведущая ценность это ориентир на результат, рост, профессионализм в своем деле, страсть к переменам и неисправимый оптимизм (черт его побери!)))
Меня очень волнует а что будет мотивировать поколение 2000? Есть уже какие-то исследования? С кем нам HR-ам придется столкнуться? Кто-нибудь уже думал?
Хороший материал! Но для полной ясности нужно навести порядок в ценностях. В статье - скорее набор тэгов: "идеализм", "индивидуализм", "преданность", "унисекс". Если бы они были представлены в виде бинарных оппозиций (оптимизм-пессимизм, идеализм-прагматизм, терпение-немедленное вознаграждение и т. д.), было бы проще сравнить разные поколения, понять их различия.
Можно еще добавить, что очень неплохо действуют "Команды XY", где один X управляет несколькими "игреками". Получается эффективный сплав.