Мы, ИТ-интегратор Fusion, регулярно автоматизируем HR-процессы среднего и крупного бизнеса, в том числе, подбор, найм, адаптацию, удержание и офбординг. Однако, если вокруг первых тем в России есть множество исследований, книг, ПО, то процессы удержания слабо документированы, а про увольнение даже говорить не принято.
Правильно настроенный процесс офбординга помогает не потерять те знания и данные, которые уволенный сотрудник накопил за время работы, усилить репутацию компании за счет позитивных отзывов от бывших работников.
Из-за отсутствия исследований о процессах удержания и офбординга в российских компаниях, мы провели опрос. В нем приняли участие представители 63 компаний - HRD, HR-менеджеров и руководителей бизнеса. Опрос был проведен со 2 августа по 23 сентября 2023 года.
Обращаем внимание: при использовании результатов этого исследования обязательно ссылайтесь на источник.
Зачем удерживать сотрудников?
Именно при отсутствии стратегии удержания сотрудники начинают все чаще задумываться об увольнении. Чем комфортнее работать в вашей организации, тем менее работники склонны к увольнению.
Процесс удержания сотрудников помогает избежать репутационных рисков, вызванных высокой текучестью кадров. Чем чаще сотрудники увольняются, тем чаще коллеги задумываются о недостаточной компетентности руководителей. Даже уход одного сотрудника может негативно повлиять на моральный дух всего коллектива и привести к массовым увольнениям. Например, когда руководитель команды увольняется, весь его коллектив может последовать за ним.
Отсутствие стратегии удержания сотрудников может привести к большим финансовым расходам. Замена работника может привести к убыткам, равным его заработной плате за последние 2 года.
По данным hh.ru: «уровень дефицита кадров достиг максимальных значений за всю историю наблюдений». Сейчас особенно важно удерживать кадры внутри компании, чтобы не тратить финансы, время и силы специалистов на поиск новых сотрудников.
Удержание сотрудников тесно связано с удовлетворенностью персонала. Удовлетворенные сотрудники обычно чувствуют себя важными и ценными для компании. Они также более мотивированы и вовлечены в свою работу, что может привести к улучшению производительности всей компании и достижению корпоративных целей. Кроме того, счастливые сотрудники с меньшей вероятностью будут искать новую работу.
Существуют различные индексы оценки удовлетворенности сотрудников - ENPS (Индекс лояльности сотрудников), ESI (индекс удовлетворенности сотрудников), оценка вовлеченности сотрудников, коэффициент текучести кадров и т.д.
Измеряете ли вы удовлетворенность работой сотрудников в компании?
В целом, большинство компаний, участвующих в опросе, используют коэффициент текучести кадров, либо они совсем не измеряют удовлетворенность работой сотрудников в компании.
Малый бизнес чаще не измеряет удовлетворенность персонала. Это связано с тем, что СМБ-сегмент мониторит только основные метрики компании, в основном это продажи и финансы. Остальное руководители решают по наитию.
Только чуть больше 12% представителей среднего бизнеса ответили, что никак не измеряют удовлетворенность работой сотрудников в компании. Здесь идет постоянная борьба за кадры, за высококлассных специалистов, которые и являются основным драйвером роста компании. И удовлетворенность условиями труда - основной фактор лояльности и низкой текучки.
Около 39% компаний крупного бизнеса не измеряют удовлетворенность сотрудников. Это связано с большой текучестью линейного персонала в ряде сфер, например, ритейл, HoReCa и т.д. Несмотря на этот факт, более 33% компаний используют две и более метрики для измерения удовлетворенности сотрудников.
Если сотрудник не удовлетворен работой, какие действия вы предпринимаете?
Итак, после измерения удовлетворенности сотрудников были выделены те, кто чувствует себя в компании не совсем комфортно, что же делать дальше? Меньше половины компаний могут дать ответ на этот вопрос. Почти четверть опрошенных предпочитают игнорировать данную ситуацию, либо решают попрощаться с такими сотрудниками.
Если сотрудник не удовлетворен работой, то компании среднего бизнеса даже не думают искать ему замену. В более 60% таких организаций есть процедура отработки случаев.
В компаниях до 100 человек также не хотят избавляться от сотрудников, которые не удовлетворены своей работой, но чаще предпочитают игнорировать проблему, либо переложить ее на плечи руководителя.
Лишь у 28% компаний крупного бизнеса есть план, как работать с неудовлетворенными работниками, они чаще предпочитают искать ему замену или просто передают информацию руководителю. Отдельно хочется остановиться на ответе «Другое». Здесь участники опроса отметили: если сотрудник ценный, то будут стараться его удержать, а если нет - то настроены искать замену.
Если удержать сотрудника все-таки не получилось, то далее следует процесс офбординга или увольнение.
Как выстроен процесс офбординга в вашей компании?
Более 70% участников опроса ответили, что в их компаниях организован процесс офбординга - есть обязательные процедуры, которые должен пройти увольняющийся сотрудник. Например, передача должностных обязанностей, отключение от систем компании и т.д.
Представители компаний до 100 человек чаще других предпочитают просто подписать документы с увольняющимся сотрудником и разойтись. Интересный факт, что чем крупнее бизнес - тем чаще организации используют анкету обратной связи при офбординге. Это связано с тем, что сам офбординг более формализован, как и многие другие HR-процессы.
Автоматизирован ли офбординг в вашей компании?
Лишь 6,3% опрошенных говорят об автоматизации процесса офбординга. Большинство компаний предпочитает либо делать всё в ручном формате, либо с помощью чек-листа, который использует HR-специалист для увольнения.
Больше половины опрошенных, представителей малого бизнеса, ответили, что увольнение сотрудников производится в ручном режиме. Чаще всего офбординг автоматизируют в компаниях крупного бизнеса. Удивительно, но ни один представитель среднего бизнеса не ответил, что увольнение сотрудников в их компании полностью автоматизировано, чаще всего эти процессы выполняются вручную специалистом отдела кадров или HR-менеджером.
Зачем автоматизировать процесс офбординга?
Как показывают зарубежные исследования, например, от компании OneLogin: бывшие сотрудники могут представлять большую киберугрозу для компании. Так 20% компаний столкнулись с утечкой данных бывшими сотрудниками, а 48% - знают, что бывшие сотрудники имеют доступ к корпоративной сети.
К сожалению, российские реалии не отстают от западных исследованиий, большая часть СМБ практически не обращает внимание на киберугрозы и человеческий фактор бывших сотрудников. Это объясняется низким уровнем компьютерной грамотности и расфокусировкой руководителей, совмещающим в себе множество ролей. Однако, и крупный бизнес порой “забывает” отключать доступ к данным бывшим сотрудникам, что подтверждает анализ причин резонансных утечек корпораций.
Автоматизированный процесс офбординга поможет уменьшить и даже исключить человеческий фактор, выполняя эти действия автоматически.
Поддержка связи с уволенными сотрудниками позитивно влияет на репутацию компании. Так бывшие сотрудники могут порекомендовать компанию своим друзьям и знакомым или сами вернутся на прежнее место работы
Есть ли в вашей компании официальная поддержка связи с уволенными сотрудниками?
Часть респондентов развернуто ответили на данный вопрос и рассказали, как в компании поддерживают связь с уволившимися сотрудниками. Примеры официальной поддержки связи: коммуникация в мессенджерах, созвоны, анкетирование. Примеры неофициальной поддержки связи: приглашение на вечеринки в офисе, консультация по HR-вопросам.
Поделиться