Поиск работы через интернет - ожидания и реальность

Сегодня очень популярным форматом для размещения резюме и поиска вакансий стали он-лайн порталы по поиску работы.

Работая с нашими Клиентами в области карьерного коучинга, мы иногда сталкиваемся с некоторыми сомнениями, разочарованием Клиентов относительно возможности найти достойную работу с помощью всемирной сети. У нас, безусловно, есть достаточно примеров удачного взаимодействия Клиентов с он-лайн сервисами по поиску работы, но заявленные нашими Клиентами трудности подтолкнули нас к проведению небольшого эксперимента, позволяющего ответить на ряд вопросов о процессе поиска работы через сеть.

- С января, 2014 мы мониторили 6 резюме кандидатов, которые можно отнести к 3-м группам: «Высший менеджмент» (Коммерческий Директор, Финансовый Директор), «Руководители среднего звена» (Менеджер по Маркетингу/ Рекламе, IT Менеджер) и «Исполнители» (Торговый Представитель, Специалист отдела кадров/ службы Персонала). В процессе эксперимента мы ротировали еще 3 аналогичных резюме (по 1-му в каждой группе) для обеспечения большей вариативности.

- Все резюме, участвовавшие в эксперименте, были обновлены (и обновлялись впоследствии каждые 3 месяца) и размещены на ведущих он-лайн площадках по поиску работы.

- За время эксперимента владельцы резюме с различной интенсивностью откликались на опубликованные вакансии, соответствующие ожиданиям кандидатов по профессиональной области, задачам, условиям сотрудничества.

- В среднем, за анализируемый период кандидаты откликнулись на 120-160 вакансий в зависимости от должности/ профиля.

- Главным результатом эксперимента явился тот факт, что более половины откликов так и не были просмотрены потенциальным работодателем/ рекрутером (на основании информации, которую кандидат видел в своем личном кабинете)

В группе «Высшее руководство» процент нерассмотренных откликов составил 51% - для резюме Коммерческого Директора; 54% - для Финансового Директора.

В категории «Руководители среднего звена» максимальный процент «игнорирования» отклика пришелся на резюме Менеджера по маркетингу/ Менеджера по рекламе – 61%. Отклик IT Менеджера не удостоился просмотра в 53% случаев.

На резюме Торговых представителей не обратили внимание в 57% откликов, Специалистов отдела кадров/ работе с персоналом – в 53% откликов.

- Вакансии, отклик на которые был просмотрен владельцем предложения, получали статус «Вы Приглашены», «Отказ» (или аналогичные по смыслу) или просто оставались в статусе «Просмотрено». В среднем, мы получили какой-либо ответ на просмотренный отклик в 35-40% случаев. В статусе «Просмотрено» без каких-либо дополнительных комментариев, соответственно, осталось более 60% откликов.

- Кроме приглашений, полученных на отклики, кандидаты фиксировали новые предложения от работодателей/ рекрутеров, которые появлялись в статусе «Вы приглашены». Доля подобных предложений составила от 2,5% для резюме Коммерческого Директора до 6,1% - для Торгового Представителя. Минимальное количество дополнительных приглашений было зафиксировано для позиций в Высшем Менеджменте. Максимальное – в категории «Исполнители» и для резюме IT Менеджера.

- Положительный отклик на резюме с последующим звонком и/или письмом кандидату был зафиксирован в 40% для Торгового Представителя (минимальное значение), в 54,5% - для Финансового Директора (максимальное значение для 6 типов резюме).

- По наблюдениям кандидатов, владельцев резюме, доля повторяющихся в течение 1-2 месяцев (немного измененных, либо указанных от других источников/ рекрутеров) вакансий составила 5,9% для Специалиста отдела Кадров, 5,3% - для Менеджера по Маркетингу, 8,8% - для Финансового Директора.

 - По мнению кандидатов, в основном подкрепленное экспертами, сотрудниками ряда агентств по подбору персонала, кадровых служб работодателей, в сети могут появляться вакансии для ловли кандидатов «на живца», т.е. – фиктивные вакансии, реально не существующие в поиске, но предлагающие интересные условия, на которые кандидаты готовы откликнуться с бОльшим желанием. Рекрутеры таким образом могут проводить мониторинг и обновление своих клиентских баз. Подобных вакансий в рамках эксперимента мы насчитали от 0,6% от всех откликов кандидата – Торгового Представителя, до 3,4% - для Коммерческого Директора.

На основе полученных в ходе эксперимента данных, а также исходя из результатов работы с нашими Клиентами в коучинг-сессиях, предлагаем несколько рекомендаций тем, кто в настоящий момент находится в поиске работы и активно рассматривает он-лайн порталы с размещенными вакансиями.

1. Если Вы уже долго и пока без результата находитесь в процессе поиска работы, то первое правило — «Не отчаиваться!»

Поиск работы может занимать от полумесяца до года, - чем выше позиция, на которую Вы претендуете, тем больше времени необходимо и Вам для выбора того самого "единственного предложения", и потенциальному работодателю, который также заинтересован в поиске "единственно верного" кандидата. Конечно, некоторые могут сказать: "Уже очень долго!", "Последний мешок денег давно закончился!", но, согласитесь, состояние тревожности, уныния и обреченности - не лучший помощник в таком важном деле, как поиск работы. Не допускайте проявление апатии или, наоборот, агрессии, вызванные безуспешным поиском работы. Помните, рано или поздно Вам предстоит идти на собеседование, - а какой из Вас "единственно верный" кандидат, который пребывает в состоянии потери веры в себя! На примере наших Клиентов из программ Карьерного Коучинга, можем сказать, что процентов 10-15% Клиентов абсолютно открыто и совершенно искренне говорят о том, что, как правило, работа сама находит их. Может быть, и Вы - в их числе? Если же Вы твердо уверены, что Вы - не тот самый «везунчик», относитесь к поиску работы, как к самой работе - ответственно, грамотно, эмоционально стабильно. Да, да, поиск работы для Вас сейчас и есть работа. Так, проявите все свои сильные стороны, межличностные навыки, умение мобилизоваться для получения бизнес-результата под названием "Есть работа!". 

2. Критично посмотрите на свое резюме.

Попросите друзей, знакомых посмотреть на Ваш жизненный опыт на бумаге с точки зрения читабельности, формата, объема резюме. Оцените актуальность своей фотографии и уместность использования именно этой картинки в своем резюме. Заранее позаботьтесь о рекомендательных письмах.

3. Удостоверьтесь, что Ваше резюме, кроме шаблонных фраз (разработка, внедрение, участие и т.д.) отражает реальные результаты Вашей деятельности.

Совершенно необязательно представлять абсолютные значения KPI, являющиеся конфиденциальной информацией работодателей, но относительные значения изменений, как результат Вашей работы, отразить необходимо (например, изменение доли рынка, % роста EBITDA, увеличение товарооборота, % снижения текучести кадров, изменение доли заемного капитала, количественные изменения в % из CRM, воронки продаж и т.д.)

4. Добавьте дополнительную информацию, позволяющую потенциальному работодателю/ рекрутеру увидеть Вас с точки зрения системности и глубины мышления, понимания бизнес-процессов (результаты проф тестов, сертификации, управленческие аттестации). Используйте свободное время для личностного роста и получения дополнительного образования, квалификации, навыков.

Не лишним будет упомянуть свои сильные личностные стороны (командный игрок, клиенториентирвнность, ориентация на результат, аналитичность и т.д.)

5. Внимательнее смотрите рубрикаторы вакансий при поиске.

Смотрите немного шире, чем Ваша прямая специализация. Обращайте внимание, что Ваш должностной профиль может находится и в функциональных разделах (продажи, финансы и т.д.) и в категориях (высшее руководство, линейный менеджмент и т.д.). Не расстраивайтесь, если в "Вашей категории" будут представлены вакансии из других областей (например, Вы ищете в разделе Маркетинг, а 80% вакансий в данной рубрике - это Менеджеры по продажам).

6. Не игнорируйте в поиске вакансии без указания заработной платы.

Очевидно, Вам придется проанализировать существенной больший список вакансий, включающий и не Вашу специализацию, но не забывайте, чем выше должность, на которую Вы претендуете, тем выше процент подходящих именно Вам вакансий с формулировками "з/п обсуждается", "з/п по результатам собеседования" и т.д.

7. Будьте последовательны при редактировании своего резюме, особенно в отношении ожидаемой компенсации.

При длительном поиске большинство кандидатов могут существенно снижать свои зарплатные ожидания в надежде на то, что, указав новый уровень компенсации, количество предложений/ вакансий возрастет. Не поддавайтесь отчаянию (см. п. 1), анализируйте рынок и устанавливайте адекватный текущему моменту и Вашей квалификации уровень вознаграждения.

8. Старайтесь не злоупотреблять количеством своих резюме под разные должности и уровень компенсации.

Помните, потенциальный работодатель, рекрутер может также видеть историю Ваших откликов, обращений. Согласитесь, если Вы одновременно откликаетесь на вакансию Финансового Директора с компенсацией, скажем, от 350 тр, и тут же отправляете свое резюме на Бухгалтера за 100 тр, то это выглядит несколько нелогично...

9. Если есть желание и возможность, попробуйте дополнительные (как правило, платные) сервисы он-лайн порталов (выделение Вашего резюме, специальная папка у работодателя, резюме с дополнительным звонком-уведомлением работодателю и т.д.).

В рамках нашего эксперимента мы не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть эффективность этих дополнительных опций, но лишним данный инструментарий точно не будет.

10. Не забывайте, он-лайн порталы по поиску работы - не единственный способ найти достойное предложение на рынке труда.

Активнее используйте свой нетворкинг (друзья, знакомые, социальные сети - общеизвестные - Facebook, ВК, OK; и профессиональные, бизнес ориентированные – LinkedIn, E-xecutive, Профессионалы и т.д.). Рассмотрите вариант карьерного коучинга, найдите своего Консультанта, который в деталях сможет разобраться и объяснить лучшие пути построения Вашей карьеры. Наши специалисты также могут оказать Вам содействие; мы активно занимаемся карьерным коучингом и сопровождаем ряд наших клиентов уже более 5-7 лет, вместе пройдя путь от специалистов до руководителей высшего звена в различных секторах экономики.

КОММЕНТАРИИ к эксперименту:

— Реальное трудоустройство кандидатов не являлось целью эксперимента.

— Все резюме, участвующие в эксперименте, - это реальное жизнеописание реальных людей. Мы не утверждаем, что описанный в резюме участников эксперимента опыт и образование являются 100% идеальными, но вместе с тем, предыдущий опыт и квалификация, отраженные в резюме, дают основания полагать, что каждое резюме в полной мере соответствует основным требованиям, предъявляемым к должностям вакансий.

— Мы не претендуем на достаточную с точки зрения статистики репрезентативность эксперимента и не оцениваем погрешности выборки, однородность генеральной совокупности и доверительные интервалы. Полученные данные - это фактические результаты по поиску и отклику на вакансии "живых" 6 резюме (+3 в качестве замены для ротации) кандидатов за период с января 2014 по июнь, 2015 в ведущих русскоязычных он-лайн ресурсах по поиску работы.

— Участие кандидатов в эксперименте не подкреплено какими-либо формальными соглашениями и проведено на добровольной основе. Реальные ФИО владельцев резюме, участвующих в эксперименте, содержание резюме и данные о доступе кандидатов на электронные площадки по трудоустройству (логины, пароли) не подлежать разглашению с целью сохранения конфиденциальности.

— Результаты эксперимента не преследуют цель и не могут служит для оценки уровня компетентности, клиенториентированности сотрудников служб персонала/ агентств, размещающих вакансии на порталах. Полученные данные представлены "as is" для ознакомления широкому кругу лиц, интересующихся вопросами трудоустройства.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1