Почему забывчивость на работе иногда может помогать вам принимать лучшие решения

Не стоит переживать, если вы больше не можете вспомнить столицы государств. Способность забывать определённые вещи может в действительности улучшить ваш процесс принятия решений в других областях.

Полагание на смартфон или компьютер в процессе поиска ответа порой может показаться чем-то похожим на использование костыля, но вы не должны беспокоиться по поводу того, что больше не осложняете себе жизнь. Глобализация и дигитализация сделали работу гораздо сложнее, а информация быстро устаревает. Способность забывать определённые вещи может в действительности улучшить вашу способность принимать решения в других областях, утверждает новое исследование, проведённое сотрудниками Университета Мюнстера и опубликованное в журнале Ergonomics.

В ходе эксперимента Гейдо Хертель, профессор организационной и деловой психологии, и профессор Йорг Бекер из Института Информационных Систем симулировали типичный бизнес-процесс, в котором людям приходилось принимать решения в отношении продаж. Одной группе испытуемых предоставлять информационная система для копирования, в то время как другой группе пришлось полагаться на собственную память.

Доступность вспомогательных информационных систем приводит не только к лучшим экономическим решениям, но и высвобождает когнитивные ресурсы пользователей, позволяя им лучше запоминать другие детали и испытывать меньший уровень стресса.

Забывать или изменять фокус?

Диего Клабхан, профессор индустриальной инженерии и менеджмента в Школе Инженерии при Северо-западном Университете Маккормика, поддерживает выводы исследования, но утверждает, что «забывать», вероятно, не лучшее слова для описания этого явления.

«Я считаю, что здесь речь идёт больше о смене фокуса на другие аспекты, что вовсе не одно и то же», - утверждает он. «В сегодняшнем мире люди зачастую пытаются заниматься многозадачностью, но выходит это у них не очень хорошо, поэтому они не продуктивны настолько, насколько могли бы быть. Информационная система или система помощи в принятии решений может помочь людям, позволяя им не заниматься бесконечным числом низкоуровневых задач. Это позволяет уберечь людей от стресса, что помогает им справляться со своими задачами более эффективно и продуктивно».

Доверие системе

Так или иначе, акт забывания или переориентации – это далеко не самый простой аспект при принятии решений. Основным предусловием для позитивных эффектов, обнаруженных в ходе эксперимента, был тот факт, что люди доверяли информационной системе, которую им предоставляли. «Лишь в таком случае мы можем ясно наблюдать улучшение производительности», - пишет Хертель.

Техническая надёжность и качество доступного информационного контента – крайне важные факторы. «Мы нашли удивительным тот факт, что доверие к информационным системам определялось широким спектром воздействующих факторов», - пишет Хертель. «Недоверие, с другой стороны, представляется одной проблемой; например, единичной технической проблемой».

Пользователям необходимо понимать и управлять системами, добавляет Клабхан. «Иногда вполне достаточно того, что человек доверяет разработчику системы, хотя и не знает, как эта система работает», - утверждает он. «Иногда человеку необходимо доверять тому, кто внедряет или управляет использованием системы. В других случаях конечный пользователь должен понимать работу системы на высоком уровне. Никто не любит использовать системы по умолчанию».

Потенциальный недостаток

Хотя высвобождение ресурсов для более важных задач может звучать заманчиво, у этого явления есть непреднамеренные последствия, предупреждает Анхана Сусарла, профессор бухгалтерских и информационных систем в Броад-колледже Бизнеса при Университете Мичигана.

Она ссылается на исследование 2006 года, проведённое на лондонских таксистах. «Чтобы получить лицензию, таксистам необходимо запомнить 25000 городских улиц», - рассказывает она. «Город – это не дружелюбная для пользователя сетка; город довольно запутан. Для прохождения теста необходимо учиться три или даже четыре года. Это влияет на центр памяти в мозгах таксистов, за счёт чего увеличивается объём их гипоталамуса».

Сегодня таксисты в Лондоне могут положиться на Google Maps, но они всё равно этого не делают. «Сегодняшним конкурентом для лондонских таксистов является Uber», - рассказывает Сусарла. «Uber может заставить вас верить в то, что знания таксистов бесполезны. Может показаться, что забывание каких-то вещей – это хорошо, так как это освобождает когнитивные ресурсы, которые вы можете потратить на запоминание других вещей, но у этого явления могут быть непредумышленные последствия, например, потерю местных знаний, которые могут быть важны».

Автоматизация знаний может грозить нам неожиданными негативными последствиями, в зависимости от того, что мы теряем. «Чрезмерное доверие системам делает людей менее умными в определённых смыслах», - утверждает Сусарла.

fastcompany.com, перевод: Артемий Кайдаш

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Аватар пользователя Журнал HR-Portal