Палитра сложностей или 6 типов «трудных» сотрудников (часть первая)

Не секрет, что каждому руководителю приходится взаимодействовать в своей работе не только с квалифицированными подчиненными, разделяющими цели и ценности компании, а также и с теми, которыми сложно и управлять, и добиваться с ними совместного результата. «Трудный сотрудник», так говорим мы про человека, поведение которого выходит за рамки стандартного. Это предполагает повышенное внимание и дополнительное время со стороны руководителя.

Однако, избавляться от таких работников не всегда правильно, часто они обладают серьезными достоинствами, компенсирующими очевидные недостатки. И, если найти к ним правильный подход, воспитать их или помочь им «прокачать» свои зоны роста, то выгода для компании может быть очень значительной. Для наглядности, давайте попытаемся описать типологию «трудных» сотрудников через цветовую гамму или палитру. Также попробуем понять, какая фраза могла мы помочь нам идентифицировать данный тип.

"красный", "коричневый", "зеленый", "черный", "синий", "желтый" сотрудники

Во - первых, это «Красный» тип или «Факел». Такому работнику свойственна агрессия, часто он импульсивен, обладает взрывным, опасным характером. Легко вступает в конфликт, может обидеть коллегу, а иногда даже и клиента. Быстро вскипает, но также быстро и успокаивается. Фраза-индикатор: «Какого рожна тут происходит?» или «Вы сами виноваты!».

Вторым мы можем назвать «Коричневый» тип. «Болото». Этот сотрудник безразличен к большинству событий, происходящих на работе. Его мотивация или вообще близка к нулю, или лежит вне зоны трудовой активности. Он пассивен, аморфен, его трудно «раскачать», вдохновить на что-то значительное. Руководствуется принципами «Моя хата с краю», «Начальству виднее». Фраза-индикатор: «А почему я?» или «Опять я?».

Без сомнения, многие руководители сталкивались и с третьим, «зеленым» типом. Скорее всего, здесь окажется наиболее точной метафора из двух слов: «Болтливый репейник». Он навязчивый, неуместный, любит сплетни. Может быть простоват и вызывать отторжение у коллег. Больше говорит, чем делает, иногда склонен к демагогии. Фраза-индикатор «А что это вы делаете?» или «А вот у меня был случай».

Четвертой разновидностью проблемного сотрудника является «Черный» тип или «Пессимист». Это негативщик, нытик. Постоянно ищет и находит трудности. Неудачи объясняет внешними, ему неподвластными факторами. Снижает моральный настрой коллектива. Фраза-индикатор «Все плохо» или «У нас нет условий для работы».

Проблемного работника пятого, «синего» типа распознать нетрудно.  Это «Одиночка». Практически социофоб, некомандный игрок, характеризуется неразговорчивостью, часто замыкается в себе. Фраза-индикатор отсутствует. Легко идентифицируется по молчанию или немногословности даже тогда, когда от него очень ждут развернутое мнение или обратную связь.

И, наконец, шестой тип таких сотрудников – «желтый». «Кот в мешке». Непредсказуемый. Работает нестабильно, временами хорош, но временами - сильно косячит. Перепады настроения. Может быть уязвим к влиянию пагубных привычек. Фраза-индикатор: «Я сегодня не в настроении» или «Надо срочно покурить».

Для каждого «трудного» типажа руководителю желательно применять свои, особенные способы влияния. Иначе воздействие на данного сотрудника может не быть достаточно эффективным. Конкретно о том, какие же существуют методы для решения данной задачи, как компенсировать или минимизировать столь серьезную специфику поведения в каждом из шести приведенных случаев, мы расскажем в следующей статье.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться