Организационный коучинг в вопросах и ответах

Что такое коучинг?

Коучинг – это партнёрское взаимодействие двух людей - коуча и его клиента - в котором оба работают для достижения желаемых результатов и повышения эффективности одного из них - клиента.     

Коуч помогает клиенту определить приоритеты, поставить цели и выработать эффективные пути их достижения, а затем сопровождает его, поддерживая и повышая его эффективность.

 

v  Что именно делает коуч?

 §  Своим внимательным поведением помогает проявиться клиенту: высказаться, проговорить свои мысли, чувства, догадки, сомнения, вопросы;

§  Суммирует и реструктуризирует сказанное клиентом особым образом, чтобы клиент мог еще лучше понять себя, свои желания, устремления и мотивы;

§  Задаёт специальные вопросы, благодаря которым клиент превращает свои желания в реально-достижимые индивидуальные цели, а также согласует их с целями организации – если это организационный коучинг;

§  Помогает клиенту выбрать те цели, которые лучше соответствуют его ценностям и смыслам, а также ценностям и смыслам организации, в которой он работает – если это организационный коучинг;

§  Специальными вопросами, упражнениями и техниками стимулирует клиента найти максимально эффективные, полезные и приятные способы удовлетворения этих целей;

§  Сопровождает клиента в дальнейшей эффективности.

 

v  Что такое «Системный организационный коучинг»?

«Организационный» - это не лайф-коучинг, а бизнес-коучинг. Речь о бизнес - достижениях. Но! Бизнес в контексте бизнес-организации. На достижение целей влияют другие менеджмент- и маркетинг-факторы,  которые важно учитывать, дабы не сделать коучинг наивным.

Орг.коучинг = собственно коучинг + менеджмент + маркетинг.

Организация, как живой организм (!) из живых людей, а не просто механическое устройство по достижению результата и «делания бабла». Люди ходят на работу жить, а не только работать (с), и это надо учитывать. Орг.коучинг - это еще и психология (личностная и групповая)

 

«Системный». Имеет смысл заниматься этим серьёзно, если внедрять коучинг в организации на системном уровне:

 §  внешние коучи для топ - менеджеров и среднего менеджмента;

§  внутренние коучи для среднего менеджмента и линейных менеджеров;

§  линейные менеджеры как коуч-менеджеры для исполнительного персонала.

 Каждый менеджер своему подчинённому коуч-наставник, коуч-тьютор. Все друг другу коуч-партнёры - коучинг-философия построения политики менеджмента и даже маркетинга, коучинг-парадигма обучения и развития людей. Переход от монологичной и псевдодиалогичной оргкультуры к диалогичной и прогрессивно-партнёрской.

 Если коучинг не системный, но, не дай Бог, эффективный – будет или бред, или вред. «Если на телегу начать устанавливать бортовой компьютер – её можно развалить».

  

v  Какие цели ставит перед собой организационный коучинг?

  Сотрудники организации осуществляют продуктивную деятельность, направленную на получение согласованного ожидаемого результата, а не…

 

1)    играют в игры;

2)    делают вид что работают;

3)    жалуются;

4)    обвиняют;

5)    требуют.

 

Групповой коучинг и тренинги. Сходство и различия?
Когда актуально первое, когда второе?

 

Сходство: обучение и развитие взрослых (модель Колба-Фрая), обучение на опыте, должен быть результат, специалист (и коуч, и тренер) – это специалист по процессу больше, чем по содержанию, это технологи и методологи, а не эксперты.

Тренинг: выра(отра)батывем навык сейчас для получения более-менее ясного результата где-то там когда-то там, толчок от микро-опыта. Корни – поведенческий подход.

Коучинг: формируем чёткое и ясное, оптимистичное и  реалистичное представление о результате в точном времени и месте будущего, толчок от макро-опыта. Корни – гуманистический подход, когнитивный подход, НЛП, позитивная психотерапия, транзактный анализ.

Явная разница: в коучинге уже этическая рамка, более однозначное представление о позитивной природе человека, коучинг расширяет выбор, тренинг не всегда.

 

v  Каким образом можно увидеть и оценить
результаты организационного коучинга?

Можно измерить и увидеть разницу в мотивации труда, мотивации учёбы, упрочнении якорей карьеры, уменьшение межличностных конфликтов, меньшее количество ошибок из-за несогласованностей, увеличение лояльности и преданности внутренних клиентов. То же к внешним клиентам (если внедрять в политику маркетинга). Организация очищается от патологических жертв, насильников, истериков и параноиков, появляется больше открытости и ясности.

 Появляются НОВЫЕ: идеи, мечты, цели, решения, находки, открытия, выводы, поступки, результаты, способы получить удовлетворение от работы, клиенты, деньги.

 Итог всего:

1)    возрастает продуктивность деятельности (продукт в единицу времени);

2)    люди становятся благополучнее внутри и самоэффективнее снаружи. 

 Автор: Юрий Кравченко

коуч-консультант, бизнес-тренер

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться