Что такое коучинг?
Коучинг – это партнёрское взаимодействие двух людей - коуча и его клиента - в котором оба работают для достижения желаемых результатов и повышения эффективности одного из них - клиента.
Коуч помогает клиенту определить приоритеты, поставить цели и выработать эффективные пути их достижения, а затем сопровождает его, поддерживая и повышая его эффективность.
v Что именно делает коуч?
§ Своим внимательным поведением помогает проявиться клиенту: высказаться, проговорить свои мысли, чувства, догадки, сомнения, вопросы;
§ Суммирует и реструктуризирует сказанное клиентом особым образом, чтобы клиент мог еще лучше понять себя, свои желания, устремления и мотивы;
§ Задаёт специальные вопросы, благодаря которым клиент превращает свои желания в реально-достижимые индивидуальные цели, а также согласует их с целями организации – если это организационный коучинг;
§ Помогает клиенту выбрать те цели, которые лучше соответствуют его ценностям и смыслам, а также ценностям и смыслам организации, в которой он работает – если это организационный коучинг;
§ Специальными вопросами, упражнениями и техниками стимулирует клиента найти максимально эффективные, полезные и приятные способы удовлетворения этих целей;
§ Сопровождает клиента в дальнейшей эффективности.
v Что такое «Системный организационный коучинг»?
«Организационный» - это не лайф-коучинг, а бизнес-коучинг. Речь о бизнес - достижениях. Но! Бизнес в контексте бизнес-организации. На достижение целей влияют другие менеджмент- и маркетинг-факторы, которые важно учитывать, дабы не сделать коучинг наивным.
Орг.коучинг = собственно коучинг + менеджмент + маркетинг.
Организация, как живой организм (!) из живых людей, а не просто механическое устройство по достижению результата и «делания бабла». Люди ходят на работу жить, а не только работать (с), и это надо учитывать. Орг.коучинг - это еще и психология (личностная и групповая)
«Системный». Имеет смысл заниматься этим серьёзно, если внедрять коучинг в организации на системном уровне:
§ внешние коучи для топ - менеджеров и среднего менеджмента;
§ внутренние коучи для среднего менеджмента и линейных менеджеров;
§ линейные менеджеры как коуч-менеджеры для исполнительного персонала.
Каждый менеджер своему подчинённому коуч-наставник, коуч-тьютор. Все друг другу коуч-партнёры - коучинг-философия построения политики менеджмента и даже маркетинга, коучинг-парадигма обучения и развития людей. Переход от монологичной и псевдодиалогичной оргкультуры к диалогичной и прогрессивно-партнёрской.
Если коучинг не системный, но, не дай Бог, эффективный – будет или бред, или вред. «Если на телегу начать устанавливать бортовой компьютер – её можно развалить».
v Какие цели ставит перед собой организационный коучинг?
Сотрудники организации осуществляют продуктивную деятельность, направленную на получение согласованного ожидаемого результата, а не…
1) играют в игры;
2) делают вид что работают;
3) жалуются;
4) обвиняют;
5) требуют.
Групповой коучинг и тренинги. Сходство и различия?
Когда актуально первое, когда второе?
Сходство: обучение и развитие взрослых (модель Колба-Фрая), обучение на опыте, должен быть результат, специалист (и коуч, и тренер) – это специалист по процессу больше, чем по содержанию, это технологи и методологи, а не эксперты.
Тренинг: выра(отра)батывем навык сейчас для получения более-менее ясного результата где-то там когда-то там, толчок от микро-опыта. Корни – поведенческий подход.
Коучинг: формируем чёткое и ясное, оптимистичное и реалистичное представление о результате в точном времени и месте будущего, толчок от макро-опыта. Корни – гуманистический подход, когнитивный подход, НЛП, позитивная психотерапия, транзактный анализ.
Явная разница: в коучинге уже этическая рамка, более однозначное представление о позитивной природе человека, коучинг расширяет выбор, тренинг не всегда.
v Каким образом можно увидеть и оценить
результаты организационного коучинга?
Можно измерить и увидеть разницу в мотивации труда, мотивации учёбы, упрочнении якорей карьеры, уменьшение межличностных конфликтов, меньшее количество ошибок из-за несогласованностей, увеличение лояльности и преданности внутренних клиентов. То же к внешним клиентам (если внедрять в политику маркетинга). Организация очищается от патологических жертв, насильников, истериков и параноиков, появляется больше открытости и ясности.
Появляются НОВЫЕ: идеи, мечты, цели, решения, находки, открытия, выводы, поступки, результаты, способы получить удовлетворение от работы, клиенты, деньги.
Итог всего:
1) возрастает продуктивность деятельности (продукт в единицу времени);
2) люди становятся благополучнее внутри и самоэффективнее снаружи.
Автор: Юрий Кравченко
коуч-консультант, бизнес-тренер
Поделиться