В ходе любого собеседования всегда наступает момент, когда рекрутер спрашивает, есть ли у соискателя вопросы.
И отсутствие вопросов у кандидата - тоже не очень хороший знак. Это может свидетельствовать о “детской позиции”: вы меня берите, а там уж разберёмся.
Также это может свидетельствовать о том, что кандидат не заинтересован в данной работе и просто формально присутствовал на встрече.
Какими вопросами можно испортить впечатление о себе как о кандидате и почему?
1. Кто здесь?
Это, пожалуй, самая плохая группа вопросов из нашей практики.
Когда человек спрашивает о том, что уже было в описании вакансии.
Например, во время собеседования менеджер по персоналу уже рассказал, что нужно будет заниматься email-маркетингом. А кандидат в конце интервью спрашивает - нужно ли будет делать рассылки.
Хотя отметим, что этим чаще грешат соискатели более низкой квалификации. И у рекрутера создаётся впечатление, что их не слушают. Или что человек не прочёл описание вакансии.
2. А обед будет?
Это вопросы, касающиеся условий работы. Сами по себе они не плохие. Но вы портите впечатление о себе, когда задаёте их раньше вопросов по трудовым обязанностям и особенностям будущей работы.
Работодатели таких соискателей сторонятся.
Когда соискатель спрашивает:
- А как часто я могу уходить в отпуск?
- В какие дни выплачивается зарплата?
- Как часто индексируется зарплата?
- Как часто можно брать отгулы?
- Компенсируется ли связь, проезд, обед?
- Сколько времени длится обеденный перерыв?
Рекрутёр подумает, что вы не имеете целей по работе.
Лучше спросить про организацию труда и принятый распорядок. А главное - только после вопросов по содержанию работы.
3. Неожиданные
Ещё один вид неприятных вопросов касаются принципиально важных для кандидата моментов.
Например, что вам нужно взять на месяц отпуск по семейным обстоятельствам.
Вы ждёте оффер, а после спрашиваете, можно ли так сделать?
Бывали случаи, когда уже после оффера кандидат предупреждал, что он часто болеет. Или вакансия предполагала редкие задержки на работе в определённых обстоятельствах, и когда всё уже было согласовано, кандидат говорил, что он ни при каких условиях задерживаться не может.
Вопрос уместный. Но время абсолютно неуместное, чтобы посвятить работодателя в важную для него информацию.
Такие моменты нужно обсуждать на первых этапах конкурса.
4. Не люблю людей
Каждому работодателю хочется, чтобы его сотрудники были единой слаженной командой. Потому он ищет профессионала, который сможет стать частью уже имеющегося коллектива.
И вопросы типа:
- А нужно будет ездить на общие мероприятия?
- А фитнес, корпоративы, тренинги, слеты — это обязательно?
- характеризуют соискателя как некомандного игрока. Работодателю вряд ли понравится, что вы не собираетесь общаться с другими сотрудниками.
Далеко не на все должности такие люди подходят.
5. Сделаю всё по-своему
В нашей практике были случаи, когда врачу рассказывают про стандарты приёма и правила работы. А после кандидат спрашивает:
Насколько четко нужно следовать внутрикорпоративным правилам и стандартам?
Очевидно, что всегда и везде есть исключения из правил и отклонения от стандартов. Спрашивать об этом работодателя неуместно. Это всё равно как подбирать для себя преступление по мере наказания.
Такие вопросы рушат ваш образ профессионала
6. Непрофильные вопросы
Это вопросы, касающиеся других отделов.
Самый яркий пример — когда специалисты сферы продаж стараются разведать насколько активен, подкован, актуален маркетинг в компании? И чем больше вопросов про маркетинг, тем больше сомнений в переговорных навыках продавца!
7. Пострадавшие
Если у Вас был негативный опыт расставания с компанией работодателя, то не стоит его проецировать на все компании. Это выдают вопросы:
- А как у вас решаются разногласия?
- Как урегулируются конфликты между руководителем и работником?
- Какова политика компании в отношении трудовых исков?
Очень вероятно, что такой практики в компании ещё не было. Работодатель подумает, что вы конфликтный человек и брать вас к себе опасно.
8. Лёгкий шантаж
К этому пункту нелучших вопросов относятся, например, такие:
- Как скоро вы готовы сделать мне предложение, так как я удерживаю предложение от другой компании?
Они ставит в неудобное положение работодателя. Но в то же время можно сделать это и более корректно, обговорив, что вы очень заинтересованы в данном предложении, но от вас ждут ответа в другой компании. И вы хотели бы обговорить сроки, в которые работодатель сможет принять окончательное решение.
Какими другими способами можно получить нужную информацию (например, о личных качествах будущего начальника), если на собеседовании об этом не говорят?
В сети есть отзывы практически на любую компанию. Мы уже живем в реальности лайков и дизлайков. Если Вы встречаете много отзывов о одной и той же тематике, скорее всего это правда.
Можно посмотреть в социальных сетях, кто работает в данной компании, особенно, если она крупная. Но ни в коем случае не стоит вторгаться в личное пространство потенциальных будущих коллег и писать им вопросы по работе или предлагать им себя как сотрудника. Это неэтично.
Нормальными вопросами, которые помогут вам узнать больше о личности начальника, атмосфере в коллективе, будут:
- Какая в компании принята корпоративная культура?
- Как строятся взаимоотношения между сотрудниками в компании?
- На открытую вакансию рассматривались ли внутренние сотрудники? (особенно это актуально для ТОП-позиций, чтобы прояснить ситуацию в коллективе)
- В каких отношениях коллектив был с предыдущим руководителем?
Поделиться